Игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста




Птички на кормушках»

Дидактическая задача. Уточ­нить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.

Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, го­лубь), загадки про этих птиц, картинки с изобра­жением корма для птиц,

Игровое действие.

Первый вариант. Воспитатель загады­вает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необхо­дим данной птице. В игре использована речевая логическая за­дача Н. В. Виноградовой «Кто обедал в птичьей столо­вой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры до­школь­ники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотиви­руют свое решение,

Ход игры

Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о зимую­щих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры.

Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кор­мушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармли­вать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кор­мушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе — картинки-вставки.)

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки под­солнуха и веточку рябины. Приле­тели небольшие серенькие птички, крош­ки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картин­ку, изображающую воробья, и выстав­ляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность от­вета.

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тро­гали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картин­ку птички-синички и выставляет на кор­мушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картин­ку с изображением снегиря и вы­став­ляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, чер­ные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кор­мушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картин­ку с изображением голубя и вы­ставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

(Снегири).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

2) Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?

(Синичка.)

3) Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

4) Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует.

(Голубь.)

В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает свежий корм.

Для формирования у дошкольников представления о природе как едином целом мы использовали рассказы Ю. Дмитриева «Если бы…», 3. Плохий «Кто нужнее?». Здесь в доступной форме рассказывается о существующих в при­роде взаимосвязях и взаимозависимо­стях (зачем нужны насекомые, земно­вод­ные, рептилии, растения и т.д.). С целью закрепления этих знаний прово­дили игру «Пирамидки».

 

Настольно-печатная игра «Пирамидки» («Птицы в природе»)

Дидактическая задача. Разви­вать умение устанавливать последова­тельную зависимость, состоящую из не­скольких звеньев,— экологическую пи­рамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Материал и оборудование. Кубики с изображением солнца, земли, воды, де­ревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия.

Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, на­званной воспитателем.

Второй вариант. Воспитатель сам со­ставляет пирамидку и сознательно про­пускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», ис­править и объяснить, почему они так считают.

Ход игры. Первый вариант.

Воспитатель (ставит на стол ку­бик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел?

Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол).

Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходи­мые кубики и определите их место в пирамидке.

Дети находят соответствующие куби­ки, изображающие землю, воду, солнце, и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.

Воспитатель. Чем питается дя­тел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных и ставят их над деревьями. Объясняют, почему они так сделали.

Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?

Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые нахо­дятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а зем­ля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жиз­ни в природе цапли, снегиря и др.

Во время выполнения задания воспи­татель исправляет ошибки детей и. объ­ясняет их.

Ход игры. Второй вариант.

Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изобра­жающий воду.

Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в ней отсутст­вует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.

Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо ку­бика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зави­симостей в природе происходит посте­пенное усвоение элементарных представ­лений и их обобщение, создание не­обходимого фундамента, на кото­ром формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы.

Продолжением данной работы яви­лось знакомство дошкольников с пра­вилами поведения в природе:

· с растениями следует обра­щаться осторожно (не ломать ветки деревьев и кустарников, не обрывать цветы, со­бирать только опавшие листья, не сди­рать с деревьев кору и т.д.);

· нельзя оставлять в лесу, парке мусор, от этого гибнет трава, а поля­ны и лужайки становятся грязными и некрасивыми;

· при сборе плодов и семян надо помнить, что большая часть их нужна для размножения расте­ний, для корма птиц и зверей в природе.

С целью формирования, закрепле­ния и проверки полноты и осознанно­сти усвоения детьми знаний о прави­лах поведения в природе использо­вали ди­дактические игры.

Угадай правило»

Дидактическая задача. Опи­сать по­ведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Материал и оборудование. Рисунки с графическим изображением правил (их содержание зависит от задач, ре­шаемых педагогом на занятии). При­ведем примеры.

Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи — санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут оты­скать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прика­сайся к нему, иначе птицы-родите­ли могут насовсем покинуть гнездо. Не ра­зоряй птичьих гнезд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже не­съедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения оста­ются в природе! Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихо­творение В. Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем —

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви де­ревьев и кустарников!

Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие расте­ния и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.

Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми осоз­нанно, а не как строгие указания. Можно предложить дошкольникам са­мим изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их вы­полнение при реальном общении с природой.

Игровое действие. Воспитатель показывает этикетку, а дети своими сло­вами передают смысл правила.

Когда дети усвоят правила и научатся их применять в реальной жизни, эти­кетки можно использовать для обозна­чения соответствующих действий на эко­логической тропе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: