Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой




Введение

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естесствоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.


 

Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи.

Основная задача в умственном воспитании – образования у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

Усвоения детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей – сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.

Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и подводить к осознанию связи и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней.

Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогают воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.

Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листа, запах цветов, движения животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем его многообразии.

 


Ребенок и природа

Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохра­нительная работа в детском саду. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осозна­нии влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение опре­деленными знаниями и умениями, но и разви­тие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагора­жи­вать природную среду.

Во многих педагогических и психоло­гических исследованиях обоснована до­ступность для детей старшего дошколь­ного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А. П. Захарович, Т. А. Ковальчук, П. Г. Саморукова, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова, Л. С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых орга­низ­мов от их приспособления к условиям существования (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.). Наличие экологических представлений, эмоцио­нально-положительного отношения к природе и организация полезной дея­тельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова и др.), являются основой осо­знанного бережного отношения к природе.

В своей работе мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определен­ных условиях: формировании элемен­тар­ных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организ­ма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); понимании важности охраны окружающей природы; воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в береж­ном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

Разрабатывая систему методов и прие­мов, способствующих решению задач экологического воспитания, мы ограни­чили свое исследование областью озна­комления детей с птицами. Выделение этого вопроса не случайно. Как свиде­тельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический кон­такт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприя­тию детей.

В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влия­ющие на мотивационную, эмоциональ­ную и нравственную сферу ребенка:

систематические наблюдения и их фик­сация в календаре; труд по уходу за птицами в уголке природы и на участке детского сада; игры экологического со­держания; чтение художественной ли­тературы и др.

С целью подготовки детей к усвое­нию элементарных экологических пред­ставлений о птицах проводили ряд на­блюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекали художе­ственную литературу — произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова.

Рассказы В. Бианки, «героями» кото­рых часто бывают птицы, помогали уг­лублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их об­разе жизни, поведении.

На целевых прогулках, занятиях под­водили детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособ­лен к определенной среде обитания (лес­ные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие — в лесу и т.д.).

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те которые клюют зерно и ягоды, - позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий.

 

Провели беседу о необходимых усло­виях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкарм­ливать. Предложили детям самостоя­тельно изготовить кормушки, используя пакеты из-под молока. Затем уст­роили праздник для птиц: развесили кормушки на новогодней елке на участке детского сада, насыпали угощение — семечки подсолнуха, сало, крошки хлеба, семена травянистых растений и т.д. Дети полу­чили возможность на­блюдать за поведе­нием птиц в разное время дня, под­кармливать их. Нашими частыми гостя­ми стали синицы, снегири, ну и, конечно, воробьи и голуби.

Одним из средств закрепления полу­ченных знаний являются словесные ди­дактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использо­вали игру «Меню для птиц», цель которой уточнить представления о том, чем питаются пернатые, и научить состав­лять «меню» для конкретной птицы. Иг­ровое действие заключалось в следую­щем: воспитатель называл птицу (лес­ную, водоплавающую или домашнюю), а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм.

После усвоения дошкольниками зна­ний о пернатых нашего края и усло­виях их существования познакомили с птицами иноземного происхождения (попу­гаями). На специальном занятии уточнили, что необходимо для их жизни в уголке природы. Подготовили клетку и поселили в ней семью попугаев. В процессе наблюдения за их поведе­нием, питанием (не только семена, но и фрукты, овощи, творог) подвели детей к выводу, что в уголке природы можно содержать только декоративных, ком­натных птиц, которые в наших природ­ных условиях не могут выжить на воле. С этой же целью в группе смодели­ро­вали естественные условия для содер­жания декоративных рыбок, шпорцевых лягушек, за которыми дети также уха­живали и вели наблюдение в течение всего года.

Одной из задач нашей работы было формирование у детей знаний о сущно­сти взаимодействия человека и природы. Проводились целевые прогулки и на­блю­дения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии за­грязнения на жизнь растений и живот­ных. Беседы сопровождались чтением художественной литературы о роли при­роды в жизни человека, показом иллю­страций.

Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природной среды рассказали о целях и задачах «зеленых» и «голубых» патрулей. Организовали встречу с юннатами соседней школы и совместно провели занятие-викторину «Мы знаем и любим природу». Боль­шой интерес у детей вызвали рассказ о «Красной книге» и рассматривание иллюстраций животных и растений, под­лежащих охране.

Для привлечения птиц на участок предложили детям создать уголок леса. И весной каждый ребенок вместе с мамой или папой посадил на террито­рии дет­ского сада по одному дереву.

Птицы — очень ценный объект наблюдения.

В уголке природы целесообразно содержать декоративных птиц: волнистых попугайчиков, канареек; из зерноядных — дубоноса, клеста, снегиря, голубя. Зимой, во время бескормицы, в уголок природы можно помещать полезных птиц: чижа, щегла, чечетку.

Весной их надо обязательно выпускать на волю. Они вьют гнезда, выводят и выкармливают своих птенцов насекомыми.

Лучше других неволю переносят зерноядные птицы: чиж, ще­гол, чечетка, снегирь, голуби. Хорошо приручаются в молодом возрасте врановые.

Чиж — маленькая, подвижная, веселая птица с зеленовато-желтым опере­нием. У самца, в отличие от самки, черная «шапоч­ка» на голове, черные пят­нышки на кончике хвоста.

Место гнездования чижа — еловые леса. Гнездо он помещает на вершине старой ели, высоко над землей. Питается чиж семенами трав и деревьев (чер­тополоха, ольхи, березы, ели) и насекомыми.

Чиж хорошо приручается, может годами жить в неволе. Лета­ет по комнате, выпущенный на свободу, иногда возвращается. Самцы хорошо поют. Чижи уживаются со всеми птицами, но не­льзя сажать в одну клетку двух самцов, так как они исклюют друг друга. В неволе чиж охотно ест муравьиные яйца, ли­стья салата и традесканции, ростки овса, семена различных растений, мелких насекомых, гусениц.

Щегол—одна из самых красивых по оперению птиц: вокруг его шеи красное пятно, темя и затылок черные, щеки и брюшко белые, спинка светло-коричне­вая, крылья черные с желтым.

Место гнездования щегла — разреженные лиственные леса, ро­щи, парки. Зимой он совершает небольшие кочевки. Массовое появление в центральных областях Союза наблюдается в середине сентября.

Взрослые щеглы питаются семенами различных трав и деревь­ев. Летом они уничтожают большое количество насекомых и их личинок, которыми выкарм­ливают своих птенцов.

В клетке щегол хорошо поет и легко приручается, при правиль­ном уходе может жить годами. Основной корм его в неволе — ­семена ольхи, березы, ре­пейника, конопли, лопуха, кусочки яблок; добавочный — свежие муравьиные яйца, мучные черви и всхо­ды овса (не более трех в день).

Чечетка. Оперение чечетки буровато-серое, лоб и темя крас­ные; у самца зоб, грудь и брюшко розовые; хвост вилочкой. Распространена в хвойных лесах, в лиственные прилетает позд­ней осенью. Зимой совершает кочевки. Питается семенами деревь­ев (березы, ольхи, сосны), травой и мелкими насекомыми. Че­четка хорошо приручается. Лучше держать в одной клетке несколько птиц вместе.

Снегирь — красивая, спокойная, но малоподвижная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные, грудка, брюшко, щеки у самца красные, у самки серые, спина светло-се­рая, надхвостье и нижняя часть брюшка белые. Клюв короткий, толстый, черный.

Место гнездовья снегиря — еловые и сосновые леса Севера. В средней по­лосе он встречается зимой на хвойных деревьях с шишками, на рябине, ясене, клене, можжевельнике.

Снегирь быстро привыкает к людям, выучивается насвистывать разные ме­лодии, иногда размножается в неволе. Основной корм — смесь из различных семян (см. ниже). К ней добавляют ягоды ря­бины, бузины, можжевельника, семена ясеня, клена, ели, подсол­нуха (с надломленной кожурой), почки липы. Дают корм 2— 3 паза в день по чайной ложке.

Врановые. К врановым относят ворону, галку, сороку и грача. Это птицы крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клю­вом. Оперение темное: у вороны и галки — черное с серым; у со­роки голова и крылья черные с блеском, а бока белые, потому ее и называют белобокой; грач — черный с синеватым отливом, вокруг носа у старых особей белое кольцо. По окраске оперения самцы не отличаются от самок.

Питаются врановые животной и растительной пищей. Истреб­ляют вредных насекомых и грызунов и тем полезны, но вороны и сороки поедают яйца и птенцов полезных птиц, а грачи портят посевы, выклевывая зерна и всходы.

Птенцы врановых, особенно галчата, выпавшие из гнезда и выкормленные в неволе, вырастают ручными, сильно привязываются к человеку и живут в не­воле много лет. Интересны для наблюдения за их повадками.

Маленьких птенцов кормят из рук: кладут им в рот по одному - пяти не­больших шариков, скатанных из мясного фарша с размоченной в молоке бул­кой. Подросшим птенцам дают мелко нарезан­ные кусочки мяса с булкой, до­бавляя творог, кашу, вареный кар­тофель, кухонные отбросы. Воду дают кап­лями с ложечки, сма­чивают ею кусочки хлеба и мяса. Позже пищу птицам кладут в кормушку, а воду наливают в поилку. Кормят в определенное время, сначала каждые 2—3 часа, а когда подрастут—по 4 ра­за в сутки.

При ознакомлении детей с птицей надо назвать ее, определить окраску опе­рения на голове, крыльях, спинке, хвосте, груди, брюш­ке; рассмотреть конеч­ности (ноги и крылья), голову, как устроен клюв; понаблюдать, как ходит по земле, как держится на жер­дочке, как берет пищу (участие клюва и ног при еде); понаблюдать, как чистит оперение. Дети старших групп могут провести длительное наблюдение за выведением птенцов и выкармливанием их родите­лями. Очень хорошо приручать птиц (приучить прини­мать корм из рук, са­диться на руку).

Клетки и вольеры. Для птиц нужны чистые помещения, хоро­шо организо­ванный уход, правильный подбор кормов. Мелких птиц держат в клетках, крупных — в садках или волье­рах.

Клетки для птиц должны быть простые, без всяких украше­ний, лучше четы­рехугольные, с куполообразным или плоским вер­хом. Дно клетки делают двойное: нижнее неподвижное—из досок или фанеры, а выдвижное — из оцинкованного железа, с деревян­ными бортиками; стенка и потолок клеток — из металлических прутьев, укрепленных на деревянном каркасе. Расстояние между прутиками обычно 10—12 см. В клетке укрепляют 3—5 жердочек, ко­торые делают из гладко выструганных палочек диаметром о 8 мм, чтобы птица могла плотно обхватывать их пальцами на три четверти. Располагают жер­дочки так, чтобы они не приходились над кормушкой и поилкой.

Размеры клеток зависят от величины птиц и их по­ведения. Наиболее распрост­раненными являются такие размеры: для скворца —. 100Х45Х50 см; для чижа, щегла и снегиря — 40ХЗОХ Х35 см. На дно клетки на­сыпают чистый сухой песок слоем около 0,5—1 см. Кор­мушкой может служить поддонник цветочного горшка. Корм в нее нужно класть не реже двух раз в день. В клетках должна быть и поилка. Раз, а летом два раза в день, в нее наливают чистую свежую воду.

Ежедневно в клетку вно­сят купальню с водой и уби­рают, по­сле того как ее оби­татели выкупаются. Полез­но иногда выпус­кать птиц в комнату, приучая их ку­паться в ванночке, которую ставят на пол.

Уборку клетки производят ежедневно. Споласкивают теплой водой и вытирают насухо поилки и кормушки. Раза два в месяц производят уборку клетки с полной сменой песка и обтира­нием всех ее деревянных частей влажной тряпкой.

Клетку лучше всего вешать на стенку, которая по утрам ос­вещается солн­цем. Против клетки не должно быть форточек, так как птицы не переносят сквозняков.

Садки делают из просторного ящика с выдвигающимся дном. Одну из его стенок затягивают сеткой, а в другой прорезают дверцы. На дно насыпают су­хие опилки. Все щели замазывают известкой для предохранения птиц от напа­дения паразитов.

Вольера состоит из пяти рам, обтянутых сеткой, с дверцей в одной из них. Дно делают двойное (чтобы выдвигалось). В волье­ру помещают ветки, укреп­ляют жердочки. Очень часто вольеру ставят на шкафчик высотой 45 см, в ко­тором можно хранить пред­меты ухода за птицами. В садках и вольерах уст­раивают гнезда (ящик или корзинка с сеном).

Для кормления мелких зерноядных птиц (щеглов, чижей) за­пасают корма из расчета: конопли—1 г, проса—4 г, канарееч­ного семени—4 г, овса—1 г, льня­ного семени—1,5 г на каждую птицу ежедневно.

С осени собирают добавочный корм: семена и плоды рябины, калины, бу­зины, можжевельника, ясеня, клена, подсолнечника, почки липы (для снеги­рей), шишки ели и сосны с семенами (для клестов), плоды ольхи и березы (для чижей), семена репейника и конского щавеля (для щеглов, чижей и снегирей).

Всем птицам рекомендуется давать зеленый овес, салат, ве­точки традескан­ции, сырую тертую морковь.

Болезни птиц. Резкое изменение температуры (сквозняк, хо­лодная вода для питья или купания) вызывает у птиц насморк:

из носовых отверстий течет слизь, птица трясет головой, щурит глаза. Нужно при помощи пера смазать носовые отверстия рас­тительным маслом и дать для питья подсахаренную воду.

Недоброкачественный или слишком обильный, без добавле­ния зелени корм, резкая перемена его состава, недостаточно чис­тая питьевая вода вызывают расстройство пищеварения (понос или запор).

При поносе вместо воды дают для питья жидкий овсяный или рисовый от­вар, можно прибавлять к нему 1—2 капли кагора. Птицу в это время держат в теплом помещении.

При запоре дают зеленый корм, ягоды, в питьевую воду при­бавляют 3—5 капель растительного масла.

Избыток кормов или питание одной коноплей и недостаточная подвижность вызывают у птиц ожирение: они толстеют, пере­стают петь и погибают. Для предотвращения этого их помещают в просторные клетки, предоставляют возможность летать по ком­нате, к сухому корму добавляют ягоды, тертую морковь или мор­ковный сок, всходы семян.

От мягких кормов, недостатка движений или от наступления старости у птиц отрастают и искривляются когти и клюв. Для подточки клюва рекомен­дуется вставлять между прутиками клетки кусковой сахар. Когти по мере от­растания надо стричь остры­ми ножницами.

Чистя клюв, птицы трутся о жердочки и при неопрятном со­держании клетки загрязняют глаза. В этих случаях глаза промы­вают теплой водой или раство­ром борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды).

В небрежно содержащихся клетках на птиц нападают парази­ты (вошь, клещ); птицы чешутся, сидят нахохлившись. Для борь­бы с паразитами необ­ходимо клетку промывать кипятком, все ще­ли и жердочки смазать керосином. На время этой работы птиц пересаживают в другое помещение.

Птиц, пораженных пухоедом, протирают ватой, смоченной в водке, их перья посыпают персидским порошком (пиретрум), но так, чтобы он не попал в глаза, ноздри и рот.

Если у птиц болезненно проходит линька, усиливают заботу о них: обере­гают от сквозняков и холодного воздуха, дают более 1 питательный корм, свежую зелень и фрукты, муравьиные яйца.

 

 

Как отмечалось выше, особое место в работе отводилось играм экологиче­ского содержания. Была поставлена задача не только проанализировать ме­то­дику их применения и выявить наи­более эффективную, но и создать ряд новых игр, содействующих формирова­нию экологических представлений до­школь­ников и их систематизации.

Приведем примеры некоторых игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: