Пропедевтическая работа с родителями при открытии классов, групп интегрированного обучения и воспитания.




Успех интегрированного обучения и воспитания во многом зависит от уровня организации работы с родителями учащихся, причем как с родителями детей с ОПФР, так и родителями «обычных» детей.

Сегодня выбор формы обучения ребенка с ОПФР (в специальной школе или в условиях интеграции) является прерогативой родителей. При этом не все родители психологически готовы к тому, чтобы вместе с их ребенком обучался и воспитывался ребенок с ОПФР. Отношение к таким детям также может определяться имеющимися в сознании стереотипами и предубеждениями. В то же время, в дошкольном и младшем школьном возрасте для ребенка именно мнение, отношение значимого взрослого (прежде всего, родителя и педагога) является определяющим при формировании собственной системы взглядов и отношений, в том числе о сверстниках с особенностями в развитии.

Все вышесказанное определяет необходимость проведения пропедевтической работы с родителями при открытии классов интегрированного обучения и воспитания (инклюзивного образования). Для эффективности работа осуществляется сначала отдельно с родителями «обычных» учащихся и учащихся с ОПФР, а только затем проводятся совместные мероприятия. В дальнейшем работа с родителями детей обоих категорий продолжается. При этом при проведении родительских собраний важно не выделять ребенка с ОПФР и его родителей, а, наоборот, делать акцент на том общем, что объединяет всех детей класса.

Приемы работы с родителями нормально развивающихся учащихся:

1. На первых этапах очень важно дать возможность высказаться всем родителям, рассказать о своих страхах и опасениях в связи с предстоящим совместным обучением. Поэтому первые встречи лучше проводить индивидуально или в небольших группах (по 2-3 родителя). В таком случае педагог имеет возможность выслушать каждого родителя, определить существующие стереотипы и предубеждения и начать работу по их разрушению.

2. Рассказать родителям о достоинствах интегрированного обучения и воспитания для их ребенка: меньшая наполняемость учащихся класса, обучение в первую смену, возможность для формирования у ребенка таких качеств личности, как доброта, отзывчивость, терпимость, дружелюбие и др.

3. Информирование о сущности интегрированного (инклюзивного) образования, о его ценностях и принципах, актуальных для каждого ребенка, не только для ученика с особенностями психофизического развития.

4. Обращение внимание на этичность, деликатность в общении с ребенком с ОПФР и его родителями. Важно дать родителю рекомендации о том, как он может рассказать своему ребенку об однокласснике с особенностями.

Например: «С тобой вместе будет учиться новый ученик, его зовут... Когда он придет в класс, ты увидишь, что ему трудно... (передвигаться, усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это делать лучше. Отнесись к нему с терпением и пониманием. Ты можешь ему помогать. Это будет очень хорошо». Для детей начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести. Дети могут задать вопросы: «А это не заразно? А почему он такой? Он что, глупый? А у него это пройдет?» Отвечать нужно так- же спокойным голосом, без лишней детализации: «Это не заразно. Он такой потому, что таким родился. К сожалению, не все рождаются сильными и здоровыми. Но в остальном – он такой же ребенок, как и ты. Он тоже любит … Ему интересно …».

5. Обращение к личному опыту – рассказать о примерах успешной интеграции, о данном ребенке с ОПФР, можно подготовить видеообращение родителя ребенка с особенностями или использовать материалы Интернет-ресурсов (например: сайт РООИ «Перспектива»www.perspektiva-inva.ru).

Направления пропедевтической работы с родителями детей с ОПФР: знакомство родителей с их правами и обязанностями в условиях интегрированного обучения и воспитания; информирование о создании в школе необходимой для ребенка безбарьерной среды; совместное обсуждение сильных и слабых сторон ребенка, выделение направлений коррекционно-развивающей работы и т.д.

3.

Специфику взаимодействия педагогов с родителями детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания, и инклюзивного образования рассматривает ряд авторов [4; 6; 7; 8; 9; 10]. Важным субъектом, влияющим на эффективность образовательного процесса, психологический комфорт всех участников образовательного пространства как в условиях интегрированного обучения и воспитания, так и инклюзивного образования, являются родители. Следует помнить, что в образовательном пространстве вообще, и особенно в инклюзивном, категория родителей неоднородна и не всегда гармонична по отношениям, складывающимся внутри самой родительской общности класса. Дисгармоничность отношений проявляется в несовпадении позиций, запросов, требований родителей, воспитывающих обычных детей и детей с ОПФР к образовательным результатам как академического (знаниям, умениям, компетенциям), так и социального содержания (умениям взаимодействовать с другими людьми, устанавливать и поддерживать контакты и т.д.). Это обстоятельство требует от учителя определения содержания и планирования работы с разными условными группами родителей:

1) воспитывающим «особых» детей,

2) родителями обычных детей.

Успешность взаимодействия педагога и родителей как детей с типичным развитием, так и детей с ОПФР во многом зависит от его умения объединить семью и школу в решении задач обучения, воспитания, социализации на основе общих ценностей. В рамках интегрированного или инклюзивного образовательного пространства взаимодействие с родителями следует рассматривать как объект педагогического внимания и комплексного сопровождения учителем, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом.

Взаимодействие педагога и родителей детей с ОПФР определяется рядом факторов. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что появление в семье ребёнка с особенностями психофизического развития резко меняет образ жизни семьи и порождает необходимость решения множества задач и проблем, отличающихся от обычных трудностей. Для многих родителей, воспитывающих детей с ОПФР, характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда проявляют толерантное отношение и к детям с ОПФР, и к близким им людям. Результаты исследований говорят о том, что родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего своего ребёнка; учебные трудности, с которыми может столкнуться ребёнок с ОПФР, вызывают у них разочарование, раздражение, горечь, неудовлетворённость; семейные отношения часто оказываются нарушенными или искаженными; проблема ребёнка становится основной темой в жизни семьи. Родители обычных детей не всегда оказываются готовыми к принятию «других» детей, высказывают нежелание обучать своих детей вместе с детьми с ОПФР, выражают сомнения в возможности сохранить качество образования в условиях совместного обучения.

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на взаимодействие педагога и родителей, является характер сложившейся в семье модели детско-родительских отношений. Эти отношения могут складываться как:

§ гиперопекунские, когда родители стремятся сделать за ребёнка всё, и, как следствие, у ребёнка не формируются навыки самообслуживания, умение принимать самостоятельные решения;

§ «противоречивое воспитание», проявляющееся в рассогласовании системы требований, предъявляемых к ребёнку, между членами его ближайшего окружения (родители, бабушки и дедушки и т. д.), и, как следствие, трудности формирования адекватной самооценки, «лавирование» между взрослыми;

§ стиль повышенной моральной ответственности, когда на ребёнка возлагаются обязанности и ответственность, с которыми ему сложно справляться, и, как следствие, возникает утомляемость, снижается самооценка, формируется чувство вины;

§ авторитарная гиперсоциализация, которая проявляется в неадекватном завышении родителями возможностей ребёнка, стремлении авторитарно развить социальные навыки при недостаточном владении ребенком необходимыми средствами. Как следствие, такая модель отношений способствует формированию у ребенка неадекватно заниженной самооценки, боязни и нежелания взаимодействия и общения;

§ воспитание в «культе» болезни, выражается в отношении к ребёнку, как к больному и может привести к формированию мнительности, страха перед любым недугом, отношению к себе как к слабому человеку, неспособному к большим достижениям.

§ модель «симбиоз» (полное растворение в проблемах ребёнка, что приводит к искажению возможности личностного развития ребёнка, формированию эгоистичной личности, неспособной к проявлению любви);

§ модель «маленький неудачник» (приписывание ребёнку социальной несостоятельности, испытывание чувства досады и стыда из-за неуспешности и неумелости ребёнка, что приводит к формированию неуверенности в собственных силах и комплекса неудачника);

§ модель «гипоопека» (ребёнок не имеет ценности в силу имеющихся нарушений развития); модель «отвержение ребёнка» (идентификация родителей с имеющимся у ребёнка нарушением).

Не следует забывать, что характер нарушения развития ребёнка и его глубина также оказывают влияние на родительскую позицию.

Все обозначенные факторы говорят о том, что взаимодействие с родителями является очень важным и ответственным направлением деятельности педагога, психолога, социального педагога. Организуя такое взаимодействие, педагогу следует знать и учитывать права и обязанности, которыми по закону наделены родители ребёнка с ОПФР. Так, родители имеют право:

· на присутствие при обследовании ребёнка;

· участие в обсуждении результатов обследования и формулировки заключения как каждым из специалистов, так и коллегиального заключения;

· участие в создании специальных образовательных условий и разработке индивидуальной программы сопровождения, определении направлений коррекционно-развивающей работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

· получение консультации специалистов группы сопровождения по вопросам обследования детей, создания и реализации программы индивидуального сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности группы сопровождения.

В то же время родители (законные представители) обязаны:

· следовать рекомендациям ПМПК (в ситуации согласия с его решениями);

· посещать занятия специалистов в рамках реализации индивидуальной программы сопровождения; участвовать в реализации индивидуальной программы сопровождения, коррекционной деятельности специалистов на правах полноправных участников образовательного и коррекционно-развивающего процессов;

· приводить ребёнка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, опрятно одетого, сытого и вовремя;

· проверять домашние задания и, при необходимости, участвовать в задаваемых специалистами домашних заданиях.

В работе педагога с родителями в условиях инклюзивного образования можно выделить такие основные составляющие: поддержка родителей детей с ОПФР, просветительская работа с родителями обычных детей, их подготовка к совместному обучению всех детей и работа со всеми родителями класса на основе партнёрских отношений. Установление партнёрских отношений — это последовательный процесс, проходящий в своём становлении ряд этапов:

1) начальный этап предполагает установление простейших контактов в целях обмена информацией (важным моментом является подтверждение взаимных ожиданий: например, родители обеих групп детей и учитель в качестве важной считают задачу создания условий общения и взаимодействия детей в классе, и первым шагом является знакомство друг с другом);

2) этап сотрудничества — решение определённых образовательных проблем совместными усилиями (например, помощь учителю в подготовке или подборе учебных средств, дидактических материалов с учётом образовательных потребностей всех детей класса);

3) этап эффективной совместной деятельности — взаимопонимание и взаимодействие всех сторон в достижении общей цели (например, организация экскурсионной поездки детей и родителей всего класса).

Организуя взаимодействие с родителями, учитель ставит перед собой ряд зада ч, среди которых могут быть такие:

установление партнёрских отношений с родителями;

объединение усилий родителей всех детей класса для развития, обучения, воспитания, социализации детей;

создание атмосферы общности интересов;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивного поведения.

Взаимодействие учителя с родителями, их сопровождение в условиях интегрированного обучения и воспитания, и инклюзивного образования опирается на следующие принципы:

1) принцип априорного уважительного отношения между партнерами по общению(или принцип «презумпции родительской компетенции») в сочетании с повышением уровня образовательного потенциала семьи означает, с одной стороны, признание наличия индивидуального опыта родителей в воспитании своего ребёнка, а с другой — расширение возможностей семьи, направленных на полноценное осуществление функций обучения, воспитания и социализации воспитывающихся в ней детей;

2) принцип мультидисциплинарности (комплексного подхода) предполагает привлечение группы специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога социального). Содержание работы группы специалистов направляется на решение как образовательных (просветительских), так и психологических задач. Реализация этого принципа предполагает дифференцированную диагностику учебной деятельности, успешности продвижения ребёнка по разработанному образовательному маршруту, возникающих затруднений и их причин, характера взаимодействия в коллективе детей, подбор и/или разработку дидактических материалов и учебных средств. Участие родителей в получении необходимой информации, её анализе и обсуждении вариантов решения возникающих образовательных задач рассматривается как необходимое условие;

3) принцип учёта субъектности позиции семьи в обучении, воспитании, социализации каждого ребёнка. Сегодня семья имеет право выбирать форму получения образования своего ребёнка; определять вид учреждения образования; призвана обеспечить освоение ребёнком образовательных программ, формируя индивидуальный образовательный маршрут, обозначая требования к образовательным результатам, что предполагает усиление роли семьи в образовательном процессе. Реализация этого принципа предполагает: а) активное включение семьи в образовательное пространство, а также создание условий удовлетворения семьей индивидуальных образовательных потребностей ребёнка; б) стимулирование активности членов семьи и направление её на обучение, воспитание, социализацию ребёнка, умение соотносить образовательный запрос с результатами, способность к «адекватной оценке эффективности собственного участия в образовательном процессе с точки зрения результатов образования ребёнка»;

4) принцип системности, систематичности, непрерывности и последовательности сопровождения означает, что работа с семьёй представляет собой сложно организованный динамический согласованный процесс, в который включены все формы работы, все направления образовательной деятельности в чёткой, логически оправданной последовательности. Реализация этого принципа предполагает построение системы групповой и индивидуальной работы с родителями класса. Планирование такой работы должно носить как долгосрочный (на учебный год), так и кратковременный характер (на одну четверть), учитывать особенности родительского запроса и согласовываться с работой по сопровождению родителей учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы;

5) принцип семейно-ориентированного подхода с центрацией на личности ребёнка означает признание целостности семьи, права семьи на самоопределение, основанное на уважении права членов семьи на жизнь в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их культурному наследию. Реализация принципа предполагает проведение диагностики отношений в семье, просветительскую работу с родителями на основе уважительного толерантного отношения к позициям родителей, их оценкам и суждениям. Советы и пожелания, высказываемые педагогом (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом), должны иметь рекомендательный характер и однозначно определять приоритет интересов и особых потребностей ребёнка (быть «на стороне ребёнка»);

6) принцип индивидуализации форм и методов работы учителя с учётом родительского запроса, особенностей восприятия ребёнка родителями, видения его жизненной перспективы предполагает опору на данные предварительной педагогической диагностики родительской позиции и реализуется посредством подбора адекватных форм и методов работы с родителями.

Партнёрство родителей и педагогов в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования должно осуществляться на принципах уважения и признания партнёров, обмена информацией и умениями, участия в принятии решений, признания индивидуальности ребёнка с особенностями психофизического развития.

Содержание работы учителя с родителями носит как персонифицированный, так и общий характер и направлено на решение ряда задач. Среди таких задач:

1. Формирование субъектной позиции родителей как полноправных участников образовательного процесса, повышение уровня их готовности к взаимодействию с учреждением образования, ответственности за процесс и результат образования и развития ребёнка. Решение этой задачи предполагает привлечение родителей к участию в планировании, проектировании, анализе, оценке, экспертизе, образовательного процесса и коррекционной работы; непосредственное включение их в подготовку и проведение коллективных дел, событий в школе и классе, направленных на развитие, воспитание и социализацию детей, повышение уровня согласованности в семье. Эффективными методами в такой работе могут быть посещение родителями уроков и коррекционных занятий с последующим анализом целей, задач и средств их достижения; обсуждение индивидуальных образовательных родительских запросов; проведение образовательных лекториев и тренинговых занятий для родителей; участие родителей в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

2. Развитие адекватного восприятия родителями своего ребёнка (с позиций особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей), правильного отношения к возможным академическим результатам. Решение этой задачи обеспечивает формирование у родителей детей с ОПФР понимания реальных возможностей ребёнка в усвоении содержания образования и необходимости создания специальных условий образовательной среды для комфортного самочувствия ребёнка (адаптация содержания, методов и средств обучения с учётом особых образовательных потребностей ребёнка). Наиболее адекватными методами работы с родителями являются индивидуальные беседы с привлечением группы сопровождения (учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога), а также ответы на вопросы родителей, подбор необходимой литературы по родительскому запросу.

3. Согласование содержания необходимой коррекционной работы, формы её организации требует проведения консультаций учителя-дефектолога и педагога-психолога, совместных занятий (ребёнок, педагог, родитель), а также активного участия родителей в выполнении их рекомендаций.

4. Понимание сущности и значения дифференцированной персонифицированной системы оценивания учебных достижений, предполагающей учёт индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей каждого ребёнка может быть обеспечено посещением родителями уроков и коррекционных занятий, разработкой памяток для родителей, знакомящих с возможностями, методами и техниками оценивания учебных достижений ребёнка, процесса формирования жизненных и социально-личностных компетенций.

5. Акцентуация внимания родителей на возможностях и необходимости реализации социализирующей функции образовательного процесса достигается использованием метода решения и анализа ситуаций, составления сценариев, разыгрывания и обсуждения социального интерактивного театра.

6. Определение сильных сторон, интересов ребёнка, предпочтительных условий и эффективных техник коммуникации, учитывающих особенности каждого необходимо для создания адекватных индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого ребёнка условий обучения и воспитания, овладения содержанием образовательной программы. Для решения этой задачи учитель может использовать анкетирование родителей, а также получить необходимую информацию из индивидуальной беседы с родителями. К этой работе следует привлекать также учителя-дефектолога и педагога-психолога.

7. Понимание сущности социальных стереотипов в оценке возможностей и достижений детей и лиц с инвалидностью, их разрушение; знание форм проявления дискриминации в обществе и образовании и развитие умений противостоять дискриминационным проявлениям. Разговор о стереотипах в восприятии людей с инвалидностью и формирующейся на этой основе дискриминации является едва ли не самым важным. В детском коллективе это может проявляться в игнорировании ребенка с ОПФР, исключении из общих игр и дел, нежелании сидеть за одой партой, намеренном создании ситуаций неуспеха с последующими насмешками и комментариями и т.д. В этой работе учителю чрезвычайно важно предупредить возможные дискриминационные проявления и активно включить родителей, использовать их потенциал. Но при этом сами родители должны быть подготовлены к правильному преподнесению информации своему ребенку. Решение этой задачи предполагает широкое использование специальных кино- и видеоматериалов, подбор и анализ историй успеха людей с инвалидностью, приглашение представителей общественных организаций и объединений лиц с инвалидностью и др.

8. Определение оптимальных условий формирования коллегиальных и дружеских отношений в детском коллективе, создание атмосферы поддержки, взаимопонимания и сотрудничества в коллективе детей предполагает формирование ценностных установок родительской общности. С этой целью родителей следует широко привлекать к участию в конкурсах, экскурсиях, поездках, а также к анализу ситуаций взаимодействия и общения детей.

 

4.

В работе с родителями учитель совместно с учителем-дефектологом может использовать как традиционные формы:

- общеклассные родительские собрания и конференции,

- групповые и индивидуальные консультации,

- посещения на дому,

- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий,

- оформление стендового материала и др.

нетрадиционные формы, реализуемые в различных форматах:

- круглые столы,

- семинары, тренинги,

- анализ ситуаций,

- подготовка и распространение буклетов,

- организация работы «Школы для родителей», «Родительского клуба»,

- творческие лаборатории родителей,

- педагогическая мастерская,

- имитационные формы (организационно-деятельностная игра, ролевая игра),

- социальный интерактивный театр (СИТ),

- конкурсы, проведение совместных занятий (ребёнок, педагог, родитель (законный представитель) и др.

Важно сформировать представление о собственном ребёнке как о самоценной личности, имеющей своё собственное, отличное от других, восприятие окружающей действительности.

Выбор формы работы обусловливается рядом факторов, самыми значимыми из которых являются: цель (то, чего хочется достичь: информированность родителей по определенным вопросам; изменение отношения, изменение поведения, овладение определёнными компетенциями и т. д.) и содержание (то, что является сущностью задачи).

Методы работы педагога с родителями могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Педагогу следует использовать различные методы:

1) беседы, лектории для родителей с разнообразной тематикой («Дружба детей: как создавать и сохранять дружеские отношения», «Каждый имеет право быть разным», «Инклюзия: что это такое?» и др.);

2) фото-/видеофрагменты уроков, праздников, проведения досуга в целях детального разбора определённых форм и методов воспитания и обучения детей; обмен опытом успешного семейного воспитания;

3) ответы на вопросы родителей;

4) подбор литературы и других материалов (кино и видео) по запросу родителей;

5) анализ историй успеха людей с инвалидностью;

6) привлечение представителей общественных организаций и объединений («Откровение», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (БелАПДИиМИ), «Особый мир», «Дети. Аутизм. Родители» и др.);

7) привлечение лиц с инвалидностью в качестве экспертов в проведении просветительской и информационной работы;

8) привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;

9) разработка памяток по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка;

10) игры-соревнования, походы, экскурсии и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: