Тема 3.5: Работа с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития




(взаимодействие педагогов и родителей в условиях интегрированного обучения и воспитания)

План:

1. Преодоление негативных установок педагогов и родителей в отношении детей с особенностями психофизического развития. Направления работы по преодолению и профилактике стереотипов и случаев дискриминации лиц с особенностями психофизического развития.

2. Пропедевтическая работа с родителями при открытии классов, групп интегрированного обучения и воспитания.

3. Специфику взаимодействия педагогов с родителями детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования рассматривает ряд авторов.

4. Формы взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с ОПФР.

1. Преодоление негативных установок педагогов и родителей в отношении детей с особенностями психофизического развития. Важным условием успешной интеграции и инклюзии является готовность школьного сообщества к психологическому принятию детей с ОПФР. Чтобы совместное обучение и воспитание принималось всеми его участниками, они должны понимать, что этот процесс направлен на их общее благо и добровольно разделять его идеи и принципы.

Следует отметить, что за последние десятилетия в Республике Беларусь произошло существенное изменение отношения общества к лицам с ОПФР и оценке их возможностей. Всё больше осознаётся, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребёнку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальность. Формируется установка: к каждому ребёнку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

По данным отчета Национального опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) (сентябрь-октябрь 2012 года), более 30% респондентов считают, что совместное обучение скорее полезно для детей с инвалидностью. 20% считают такую форму образования скорее вредной для указанной категории детей. Кроме того, доля респондентов, которые считают совместное образование полезным для детей нормально развивающихся почти в два раза превышает долю тех, кто считает эту форму вредной [13].

Однако, несмотря на явные конструктивные изменения, спектр негативного отношения к детям с ОПФР очень широк: от игнорирования и отрицания до осуждения и открытой агрессии.

Существование традиционной советской системы специального образования, когда дети с особенностями обучались преимущественно в учреждениях интернатного типа, а люди с инвалидностью практически исключались из социальной жизни общества, привело к тому, что большинство населения не имело или имело очень ограниченный опыт общения с такими людьми, представления сводились к набору наиболее распространенных в обществе социальных стереотипов (дети с ОПФР необучаемые, агрессивные; ОПФР – это болезнь и т.д.) [3].

Социальный стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе[5, с. 384].

Стереотипы чаще относятся к характеристикам «чужой» группы, носят негативный характер, подчеркивая недостатки ее членов в противопоставление своим «достоинствам». При этом имеющиеся у человека стереотипы как бы принуждают искать информацию, подтверждающую их. Поэтому процесс изменения стереотипов является очень сложным. Условием возникновения таких изменений может быть столкновение с их опровержением на собственном опыте [11]. Разрушение стереотипов происходит медленно, постепенно, напоминая оттаивание.

Существование в сознании педагогов или родителей таких стереотипов может существенно осложнять процесс включения ребенка с особенностями в среду нормально развивающихся сверстников. Любой социальный стереотип как мнение об объекте формирует особое отношение к этому объекту, практически всегда оно негативное, предвзятое. В свою очередь, такое отношение находит отражение в действиях по ущемлению прав, т.е. дискриминации носителя стереотипа.

Поэтому родители отказываются отдавать своего ребенка в группу или класс интегрированного обучения и воспитания (например, опасаясь причинения ущерба своему ребенку), обычные педагоги практически не обращают внимания на ребенка с ОПФР (его все-равно практически невозможно научить). Негативное отношение перенимают дети, и ребенок с ОПФР сталкивается с непринятием, оказывается изолированным в коллективе.

Соответственно, раб ота по включению ребенка с ОПФР в социум должна предваряться работой по выявлению и разрушению стереотипов, формированию толерантного отношения к людям с особенностями развития.

Главная цель работы по разрушению стереотипов – изменение отношения, а в качестве основных методов наиболее эффективными являются интерактивные методы.

Интерактивные методы – это способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия обучающего и обучаемого по созданиюоптимальных условий для развития последнего.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [2].

Коротко перечислим основные интерактивные методы педагогического взаимодействия, которые можно использовать в работе по разрушению стереотипов:

ü создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации («коммуникативная атака»);

ü организация обмена деятельностями (сочетание индивидуальной и групповой совместной работы);

ü организация смыслотворчества (создание участниками процесса нового содержания педагогического процесса);

ü организация мыследеятельности (способствуют мобилизации творческого потенциала, развитию положительной мотивации, стимулируют активную мыслительную деятельность);

ü организация рефлексивной деятельности (самоанализ и самооценка своей деятельности);

ü интегративные игры (интегрируются все ведущие функции интерактивных методов.

Используются интерактивные приемы работы: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалистов и др.); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения; разминки; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем и т.д.

Направления работы по преодолению и профилактике стереотипов и случаев дискриминации лиц с особенностями психофизического развития.

1. Выявление особенностей представлений и отношений к детям с ОПФР. Важно помнить, что имеющиеся в сознании педагогов или родителей стереотипы и предубеждения воспринимаются ими как верные суждения, но могут и не осознаваться. Можно перечислить основные стереотипы и спросить, согласны ли участники с данными утверждениями.

Основные стереотипы о детях с ОПФР:

ü Все дети с ОПФР агрессивны.

ü ОПФР – это болезнь.

ü Обязательно наличие интеллектуальных нарушений у детей, имеющих физические или сенсорные нарушения.

ü Стереотип «интегрированного класса» – в таком классе все дети имеют низкий уровень развития и слабую успеваемость.

ü Дети с особенностями «обречены» на неуспешность и в школе, и во взрослой жизни и др.

2. Разрушение стереотипов, показ их несостоятельности на конкретных примерах, в том числе и из опыта присутствующих.

Например – показ презентации «Успешные люди с инвалидностью».

3. Формирование толерантного отношения, умений своевременно выделять возникающие стереотипы в отношении к детям с ОПФР и работать над их разрушением и профилактикой случаев дискриминации.

Например, посредством тренингов.

Повышение компетентности педагогов в условиях интегрированного обучения и воспитания, и инклюзивного образования. Информационно-просветительская работа с педагогами.

Одной из основных проблем интегрированного обучения и воспитания является проблема неготовности «обычного» педагога к работе с детьми с особенностями психофизического развития. Поэтому в Программе развития системы специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы было предусмотрено введение в стандарты и программы среднего специального и высшего образования по всем педагогическим специальностям курсов по специальной педагогике, специальной психологии и технологиям интегрированного обучения. Работа по просвещению педагогов в области специальной педагогики и специальной психологии должна начинаться перед открытием классов и групп интегрированного обучения и воспитания, продолжаться на протяжении обучения ребенка с ОПФР в учреждении образования. Осуществляться она должна, прежде всего, учителем-дефектологом, который является специалистом в этой области.

Готовность педагога к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, к взаимодействию с ребенком с ОПФР складывается из трех основных компонентов (и, соответственно, работа по повышению компетентности проводится по следующим направлениям):

ü формирование принятия, положительного отношения к ребенку с особенностями психофизического развития. Это не только толерантное отношение, сострадание и милосердие, но и умение понимать ценность личности ребенка, его внутренний мир, видеть потенциальные возможности развития, подходить к нему с «оптимистической гипотезой». Осуществляется в процессе тренинговых занятий (возможно проведение совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом) [1];

ü психолого-педагогическое информирование педагогов. Педагоги должны знать о психологических особенностях детей разных категорий, об индивидуальных особенностях конкретных учащихся, о требованиях к организации специального образования, о принципах, методах и приемах обучения и воспитания детей с ОПФР, о способах и приемах адаптации учебного материала к возможностям учащихся и др.;

ü формирование практических умений организации обучения и воспитания детей с ОПФР: составление календарно-тематического планирования, подбор и адаптация заданий, с учетом возможностей учащихся, создание условия для активного участия ребенка в учебной деятельности во время урока, осуществление работы по гармонизации межличностных отношений в детском коллективе и др.

Возможные формы работы:лекции, семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, консультации, открытые занятия, обмен опытом, педагогические консилиумы.

2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: