Игры на развитие слухового внимания
Что такое слуховое внимание?
- это умение сосредоточиться на звуке.
Почему оно важно?
Слуховое внимание помогает нам понимать смысл сказанного нам.
Как определить, хорошо ли развито слуховое внимание?
1."Выбери лишнее".
Из предложенных слов выбрать лишнее и объяснить, почему так считает.
Например, тарелка, кружка, стол, ложка. Лишнее слово стол, т.к. это мебель, а все остальное посуда и т.д.
2. Предложите ребенку повторить за вами ритм, который вы прохлопаете в ладоши.
Если ваш малыш с трудом справляется с этими заданиями, то, скорее всего его слуховое внимание развито недостаточно.
Что если слуховое внимание развито плохо?
Ребенок, с плохо развитым слуховым вниманием испытывает трудности при обучении. Проблемы возникают при обучении чтению и письму, ребенок не может сопоставить звук и букву.
Причины плохо развитого слухового внимания.
Причина кроется в недостаточной запечатлённых звуков речи в языковых центрах мозга. Возможная причина чаще всего в перенесенных инфекциях среднего уха (до 4х лет).
Игры
1. "Хлопни в ладоши".
Взрослый называет различные слова, услышав слово на заданную заранее тематику, ребенок должен хлопнуть в ладоши (например, тема одежда, хлопаем на слово юбка и т.д.). Затем можно усложнить выбрать несколько тематик и выполнить разные действия. (Например, на слове из темы посуда топаем ногой, из темы фрукты двойной хлопок руками и т.д.).
Аналогичными играми можно считать детские игры с мячом такие как "съедобное-несъедобное".
2. "Правда или ложь".
Взрослый произносит различные утверждения, если они верны, ребенок хлопает в ладоши, если нет, топает ногами. (Например, солнце зеленого цвета - топают ногами, зимой холодно- хлопают в ладоши и т.д.).
3. «Нос - пол - потолок». Известная многим игра.
Когда взрослый говорит "нос" - ребенок должен дотронуться до носа, "пол" - показать пальцем на пол, "потолок"- показать пальцем на потолок. Взрослый пытается запутать ребенка, говоря нос, показывайте на потолок и т.д. Можно усложнить задание, говорить слова в разном порядке и в укоренном темпе.
4. "Где звук".
Ребенку завязывают глаза повязкой, и предлагают угадать, с какой стороны звенит колокольчик.
5. "Угадай, что за звук".
Выбрать несколько предметов, например, маленькая кастрюлька, стеклянный стакан, керамическая тарелка, деревянный кубик. Берем ложку (если есть, то идеально подойдет металлическая палочка) и стучим ей по этим предметам, предложите ребенку послушать, какой звук издает каждый из предметов. А еще лучше, пусть сам постучит. Далее завязываем ребенку глаза, и он должен угадать предмет, по которому вы сейчас ударили ложкой.
Аналогично этой можно провести игру с различными музыкальными инструментами.
6. "Где ошибка?"
Взрослый читает ребенку короткой стихотворение и делает в нем ошибку. Задача ребенка найти и исправить ее.
Например:
Все ребята точно знают,
Кошки очень громко…
мяукают (лают)
Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он …
молоко (морковку)
Примеры таких стихотворений можно найти в интернете под названием "загадки обманки"
7. "Испорченный телефон"
Играть в эту игру нужно в компании не менее 3 человек, чем больше игроков, тем интереснее.
Дети садятся в ряд или круг, самый первый участник говорит слово рядом сидящему игроку, так чтобы другие не слышали. Он в свою очередь передает следующему и так каждому. Последний говорит вслух, что это за слово. Тот игрок, кто "испортил телефон" садится на последнее место.
8. "Что лишнее"
Взрослый говорит слова, а ребенок должен назвать лишнее из них по звуковому составу.
Например: кроватка - ватка - шубка - стул;
Ком - сом - дом - норка.
9. Подвижная игра "Самолетики"
По команде "небо" - дети должны летать, изображая самолетик, "буря" - сесть на корточки, гараж - сесть на корточки и изобразить "домик над головой". Взрослый пытается запутать игроков, ускоряя темп и меняя последовательность команд.
Предложенные игры развивают у детей не только слуховое внимание, но и логику, память, сенсорное восприятие, координацию движений и др.