занимающихся решением проблемы социального сиротства»




 

Модераторы: Подушкина Татьяна, Широких Ольга

Основным фокусом работы сессии стали вопросы развития инфраструктуры и профессиональной поддержки некоммерческих организаций, работающих в области профилактики социального сиротства:

· Информационного и методического сопровождения деятельности специалистов;

· Выявления и распространения лучших практик;

· Масштабирования успешных социальных технологий;

· Расширения практики взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и некоммерческих неправительственных организаций.

· Развития добровольческих и волонтерских программ;

· Разработки систем компетенций в области социального проектирования и оценки социальных проектов.

Значительная часть работы площадки была посвящена презентации и обсуждению опыта реализации «инфраструктурных» проектов экспертных некоммерческих организаций, успешно работающих в области профессиональной поддержки НКО, занимающихся решением проблемы социального сиротства. На секции был представлен опыт работы Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, АНО поддержки и развития инноваций в социальной сфере "Эволюция и филантропия", Благотворительного фонда поддержки культурного развития детей "Культура детства", АНО дополнительного профессионального образования "Региональный центр практической психологии и социальной работы "Вектор", Межрегиональной благотворительной общественной организации - российский комитет "Детские деревни - SOS", Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ и других.

На второй, не менее важной части секции, состоялся профессиональный диалог специалистов НКО и экспертов относительно основных тенденций и вызовов развития инфраструктуры в области решения проблемы социального сиротства: Что является основой для конструктивного партнерства НКО с органами власти и межсекторного взаимодействия? Каким образом обеспечивается преемственность обучающих программ конкретной НКО и на территории региона? Как учитываются потребности региона и специалистов: что является определяющим при формировании "регионального портфеля»? Как сочетать новые и традиционные формы обучения в деятельности НКО? Как оценивать эффективность обучающих программ? Что можно считать практиками с доказанной эффективностью?

В ходе работы сессии были выделены следующие тренды развития системы поддержки НКО:

1. Практическая направленность обучения для специалистов некоммерческого сектора: «Практиков должны учить практики» - данный тезис неоднократно подчеркивался как один из самых значимых для ответа на вопрос: насколько полезно для нас будет обучение - специалисты НКО стремятся к реализации полученных знаний, умений, навыков. Также большинство участников согласились с тезисом, что очные формы работы необходимы для качественной передачи навыков в процессе обучения.

2. Ценности участников системы профилактики и решения проблемы социального сиротства являются базовым уровнем для межсекторного и профессионального взаимодействия, а также необходимым условием для качественной трансляции социальных практик и технологий.

3. Эффективность сотрудничества НКО и государства в решении проблемы социального сиротства. Однако, по мнению специалистов, взаимодействие государства и НКО является лишь одним из условий результативности, важно формировать и поддерживать партнерские отношения на всех уровнях: внутри организации, внутри сектора и с государственными структурами (это было самым популярным трендом, который называли участники сессии).

4. Будущее и профессионализация некоммерческого сектора за стандартизацией услуг и социальных практик. Для многих некоммерческих организаций уже сейчас внедрение стандартов в свою работу – это не только использование эффективного инструментария, но и обеспечение устойчивых показателей качества.

5. Развитие инфраструктуры и системы профессиональной поддержки НКО, работающих в области решения проблемы социального сиротства, должны рассматриваться как самостоятельные задачи, требующие стратегического планирования и отдельно выделенных ресурсов (в том числе финансовых).

По итогам работы сессии было выделено 5 главных вызовов (проблем) в области развития инфраструктуры и системы профессиональной поддержки НКО, занимающихся решением проблемы социального сиротства:

1. Инфраструктура не рассматривается, как «отрасль», требующая ресурсов и особых подходов к развитию;

2. Назрела необходимость развития доказательной базы социальных практик;

3. Для получения результатов необходимо работать в партнерстве: один «игрок» не может решить проблему комплексного характера.

4. Недостаточное качество подготовки специалистов НКО и недостаточное качество программ подготовки специалистов НКО (на рынке мало экспертных организаций, оказывающих качественные образовательные услуги для НКО).

5. Нет единого подхода к решению проблемы социального сиротства: эта ситуация диктует необходимость выработки общей методологии.

В ходе интерактивного взаимодействия, обсуждения и обобщения опыта участников сессии, были сформулированы 5 главных решений данных проблем:

1. Организации должны научиться показывать, что развитие инфраструктуры влияет на результат: инфраструктура - это рычаг эффективности.

2. Разработка и продвижение общей методологии и подхода к измерению и оценке результатов практик

3. Вовлечение всех заинтересованных сторон в совместное проектирование программ на ранних этапах: единая команда разработчиков, в которую вовлечены специалисты государственных центров и служб, а также чиновники, может обеспечить эффективную работу на этапе реализации проекта.

4. Интеграция профессионалов и уникальных практиков в систему подготовки специалистов обеспечит реализацию принципа «практики-практикам».

5. Стандартизация услуг и практик может стать первым шагом в поиске общего подхода к решению проблемы социального сиротства, а также поможет сделать шаг к формированию культуры предоставления услуг высокого качества.

 

 

Отчет

о проведенной секции №6 «Выпускники» -социальная адаптация и профилактика вторичного сиротства »

Конференции Опыт и роль НКО в профилактике социального сиротства 04.06.2018.

Составила Телицына А.Ю.

Модераторы Телицына А., Газарян А.

Первый блок – 12-14.00, второй блок – 15-17.00

Присутствовали 32 чел:

Эксперты:

1. Селенина Е. Новые технологии развития (Программа социального проектирования силами выпускников детских домов).

2. Бобылева И. «Расправь крылья»

3. Жамочкьян М. Центр «Виктория»

4. Тихомирова О. Центр Вверх

5. Меркуль И., Центр сопровождения замещающих семей, Московская обл.

6. Заводилкина О. «Расправь крылья»

7. Ковалева Т. «Ассоциация тьютеров»

8. Яценко Р. «Старшие Братья Старшие Сестры»

9. Гнутова А. «Старшие Братья Старшие Сестры»

 

Выступающие:

1. Рубин Антон Борисович – Руководитель общественной организации «Домик детства»

2. Дубинин Станислав Томасович – Руководитель центра постинтернатного сопровождения «Теремок»

3. Баширова Лилия Ибрагимовна – Специалист центра постинтернатного сопровождения «Теремок»

4. Шамин Игорь Максимович – Участник проектов центра постинтернатного сопровождения «Теремок»

5. Морозова Кристина Сергеевна - Участник проектов центра постинтернатного сопровождения «Теремок»

6. Свинцова Анастасия Викторовна - Участник проектов центра постинтернатного сопровождения «Теремок»

7. Шахпендерян Игорь Сергоевич - Председатель РОО «Объединение воспитанников и выпускников детских домов «государевы дети»

8. Еремеев Артем – выпускник детского дома, Москва

9. Климентьева Вероника - выпускник детского дома, Москва

10. Асадов Михаил - выпускник детского дома, Москва

11. Ивкина Ирина, Калуга

12. Лядагина Татьяна, Красноярск

13. Некрашевич Ольга, Камчатский край

14. Османова Раисат, Дагестан

15. Емцева Надежда, Башкорстан – замена

16. Селенина Е. Новые технологии развития (Программа социального проектирования силами выпускников детских домов)

17. Представитель ФПГ, Представитель Северстали и др.

 

Результаты:

Тренды:

1. пролонгированная юность

2. наставничство

3. голос детей- молодых взрослых

4. 481 постановление

5. рост господдержки нко

Барьеры

1. Сложная манящая свобода

2. Постинтернат не рабочий и невостребованный

3. Выпускники и приемные семьи – барьеры сотрудничества

4. Общественное мнение – стигма и позитивная дискриминация

5. Неготовность к самостоятельной жизни

 

Решения

1. Законодательные инициативы социротство 3.0.

2. Интеграция практики взаимодействия разных групп

3. Задать вектор работы с ценностями (принятие себя, семья, отношения, ответственность)

4. Развитие образовательных и трудовых решений (профориентация, предпринимательство, проекты)

5. Парадигма равных – значим каждый (индивидуальный подход, наставничество, сопровождение)

 

 

Первый блок: в обществе активно обсуждается тема сопровождения выпускников. Существует много программ поддержки воспитанников детских сиротских учреждений до 18 лет, а выпускники – очень сложная категория, с ней мало, кто готов работать, тк. это трудно и не очень понятен результат, он часто бывает отсрочен и его сложно оценить. Сейчас идет поиск эффективных механик и стратегий сопровождения. На секции «Выпускники» -социальная адаптация и профилактика вторичного сиротства » специалисты обсуждали сложные вопросы, и, главное, услышали, что говорят сами выпускники. Ьыли озвучены барьеры которые стоят перед столичными выпскниками и перед выпускниками из регионов.

Очевидный вывод, что необходимо выстраивать поддерживающие мероприяия с учетом пожеланий самих выпускников, их опыта, проб и ошибок.

Обсуждались барьеры – что мешает успешной социализации. сопровождения которые существуют. Сами ребята делились опытом своим и своих друзей. Рассказывали, что помогало преодолевать эти барьеры и вызовы.

Возникла тема неработающего пост интерната – выпускники озвучивали, что по факту он есть, но воспринимается как контролирующий орган, а не поддерживающий. Воспринимается как орган надзора, и сами выпускники его избегают и за поддержкой не обращаются.

Следующая проблема - выход из учреждения происходит резко, без подготовки, выпускники не успевают прийти в себя. Это стрессовый период, к которому никто их не готовит. У ребят резко меняется все, статус, окружение. Это фактор, тревожащий всех ребят. Самостигматизация выпускников– у меня не получится, потому что я из детдома. – Они это сами озвучивают и принимают. Внутренняя история «сирота в голове» ограничивает рост и развитие, исходя из этого поднималась тема боязни коммуникации с др. людьми. Чувство страха и неуверенности в общении, т.к. чувствуешь себя хуже других.

Второй блок – в формате «мировое кафе». Участники были разделены на три группы, в комнате было три стола, на каждом лежат лист от флипчарта, на котором были выписаны барьеры, определенные в первом блоке. Три группы перемещались, переходили от стола к столу и записывали свои решения. Потом «Капитатн» стола озвучивал самое главное, что было получено для решения барьеров и вызовов от всех участников встречи.

Выпускники - не дети. Сами ребята одергивают и говорят «мы - не дети». Дети – немощные и не справятся без нас. Позиция ребят – позиция равных. Понимание, что они не немощные, которые просто нуждаются в равном отношении, мотивации и поддержки, чтобы они сами развивались.

Регионы часто озвучивали – недостаток общения и поддержку наставников. Поддержка и сопровождение - один из ключевых факторов успешной адаптации.

У ребят это был первый опыт участия в подобных мероприятиях. Когда увидели других взрослых из нко, слегка растерялись. Для них было важно быть услышанными, важно, что их опыт ценен. Они вышли в экспертную позицию. Ощущение собственной ценности и важности, нужности. Знакомство с др. регионами, ребятами, нко, расширило представление о мире и жизни. Спрашивали, когда будет еще такая конференция.

След.шаги-Проведение конференции про успешных сирот – снятие роликов с сиротами успешными. Важно интегрировать не делить на сирот и не сироты. На уровне школы, лагерей, досуговых центров, чтобы рушить барьеры, что они другие. Выпускников делать равными не позиция «получателя», потребительская проактивная позиция, принятие ответственности за свою жизнь и делать ее нужно до выпуска.

Для успешной социализации важно прививать навыки принятия собственной ответственности и свободы выбора еще в учреждении. Меньше навязанного режима условностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: