Описание этапов и задач игровой смены в летнем пришкольном лагере
Этап | Временной отрезок | Задачи этапа |
Подготовительный | 1-2 дня до начала смены | Определение игрового сюжета смены, планирование основных игровых действий и правил. «Вхождение в игру» взрослых участников. Оформление лагеря согласно сюжету. Создание интереса к игре. |
Организационный | 1-3 дня | Создание условий «вхождения в игру» детей. Завязка игрового сюжета смены, распределение ролей, постановка игровых задач, определение условий и смысла игровых действий |
Основной | 16-17 дней | Развитие игрового сюжета, выполнение участниками заданий, направленных на достижение основной цели |
Заключительный | 2-3 дня | Развязка игрового сюжета, чествование участников, празднование по поводу достижения цели |
Игровая смена отчасти может быть охарактеризована как длительная ролевая игра, соответственно, ее этапы представлены в виде этапов ролевой игры.
Такая форма деятельности всегда интересна и для организаторов, и для участников. Это неудивительно, так как настоящая форма одновременно может содержать в себе как досуговую, так и развивающую направляющие, и наиболее популярные игры построены на их балансе.
При разработке сюжета игровой смены организаторам следует учитывать:
· Содержательную цель игровой деятельности;
· Возраст участников;
· Материальные и теоретические возможности и условия смены.
Особенно четко должны быть определены:
· Задачи игровой деятельности, вытекающие из сюжетной линии;
· Содержание игровой деятельности;
· Роли участников-детей;
· Роли взрослых в игровом сюжете;
· Условия взаимодействия участников.
Эти позиции с самого начала должны быть понятны и приняты всеми участниками смены как правила общей игровой деятельности.
Основные этапы игровой смены
1. Определение сюжета и смысла игровой деятельности (логика построения игровой деятельности, описание главных героев, их прав, обязанностей, ролей, задач игровой деятельности и прочее).
В основу игрового сюжета могут быть положены:
· Фольклор и сказания различных народов мира;
· Любая книга – чаще всего сказочная или в стиле фэнтази;
· Философский сюжет (в том числе библейские притчи, восточные мудрости и др.);
· Компьютерная игра;
· Художественный или анимационный фильм;
· Исторические события и факты;
· Собственный вымысел.
Чаще всего из первоисточника берутся только сюжет и, возможно, основные роли и антураж.
По сути дела сюжет – это «погружение» всех участников в некоторую деятельность, связанную с сюжетом или действием. Конечно, при этом у каждого взрослого остаются свои обязанности в лагере, но и в игровом сюжете смены у них есть своя роль и свое место.
Такое игровое «погружение» обеспечивается:
- оформлением всех помещений лагеря в соответствии с сюжетом;
- содержанием плана работы на смену и способом его донесения до детей. План-сетка в этом смысле становится планом развития сюжета от его завязки до финала;
- содержанием любой деятельности в лагере (кружков, «режимных моментов», всех мероприятий);
При отборе сюжета для организаторов очень важно, чтобы он был наполнен понятным для всех смыслом с одной стороны, с другой – был интересен и эмоционален. Следует учитывать также возрастные особенности участников. Важно, чтобы сюжет в любом случае носил гуманистический характер, не предусматривал уничтожения, обогащения конкретных игроков, изменения статуса в реальной жизни и др.
В результате работы на этом этапе появляется «сценарий развития» игры и соответствующий план работы смены.
Для успеха дальнейшей деятельности очень важно, чтобы взрослые участники (а затем дети) четко представляли:
· Задачи игры в целом;
· Задачи отдельных игроков;
· Основные правила игры;
· Смысл деятельности и ее этапы;
· Способ включения в игру участников. Очень осторожно нужно начислять возможные баллы (очки, денежные эквиваленты) – через некоторое время их получение может затмить саму игру и превратиться в куплю-продажу дел и деятельности (иду на уборку территории потому, что начисляют очки, а не потому, что это важно для общества или для игровой цели);
· Руководство игрой и отслеживание правил, разрешение споров и неясностей.
Чаще всего в основу собственно игровой деятельности положены:
- поиск волшебной (заветной, важной кому-то и для чего-то) вещи (предмета, артефакта, амулета, книги и др.);
- путешествие за чем-то или с кем-то;
- накопление чего-то (обучение способам деятельности).
2. Начало игровой деятельности (завязка сюжета).
На этом этапе основная забота взрослых – ознакомить с правилами всех игроков и достигнуть полного понимания смысла деятельности каждым участником, осознания собственных целей и интереса участия в игровой деятельности.
Старт игры чаще всего дается в виде праздников, шоу, загадочного появления правил, законов игры и др. (в логике и с атрибутами сюжета).
3. Развитие игрового сюжета занимает самый длительный этап смены.
Этот этап смены наполняется конкретной деятельностью в логике сюжета – приключениями, обучением, испытаниями, «поисками»; важно, чтобы они сохраняли игровой смысл, атрибуты, символику и соответствовали логике сюжетной деятельности.
На этом этапе деятельность педагогов и организаторов (в рамках определенных ролей, должностей, игроков) заключается в собственно организации деятельности, обеспечении четкого выполнения правил игры для всех участников. Правила могут быть скорректированы, но при этом необходимо добиться, чтобы об изменениях знали все участники и приняли их.
Во время игры важно обеспечить регулярный анализ деятельности (разумеется, в сюжете игры), например при дворе Короля Артура рыцари могут собираться за еженедельным круглым столом, чтобы скорректировать игру, свои действия и др.
4. Финал смены чаще всего также представляет собой игровое шоу, на котором подводятся итоги, празднуется достижение поставленной игровой цели и др.