Раскройте последовательность изучения приемов сложения и вычитания в пределах 10, которая нашла отражение в учебниках М1 Моро М.И.




Любой вычислительный прием изучают на основе теоретических знаний, изученных детьми. Их называют теоретической основой приема (т.о.).

По программе М.И. Моро эту тему изучают в несколько этапов.

Этап.

+и- 1: прием присчитывания и отсчитывания по одному.

Т.О. принцип образования чисел в натуральном ряду (как получить следующее и предыдущее число).

Этот прием детям уже знаком из нумерации, поэтому на это отводится 1 урок с.80, затем вместе с детьми составляется таблица сложения и вычитания в пределах 10. М1М, ч.1 с.80.

В качестве помощи используют линейку как модель числового ряда М1М, ч.1 с.80.

По некоторым другим программам используют числовой луч. (Например, М1И)

2 этап.

+- 2,3, 4

прием присчитывания и отсчитывания по частям.

Т.О. конкретный смысл сложения и вычитания и прием +-1

М1М стр. 82.

При подготовке используют задания типа

+-1+-1

Дети выполняют эти действия по очереди,

на наглядных пособиях –

6-1-1=4

 

 

На уроке М1М стр. 84 детей знакомят с приемом и разбирают случаи 6+2=6+1+1=8

6-2=6-1-1=4

Далее идет закрепление – формируют вычислительные умения, т.е. умения правильно и осознано выполнять действия.

Затем формируют вычислительный навык, он характеризуется быстротой, обобщенностью, автоматизмом действий. Для этого проводятся математические диктанты, используют дидактические игры и т.д.

На стр. 92 составляют таблицы + -2, а затем учат их наизусть.

Затем так же дети на наглядной основе разбирают +-3:

М1М ч.1 с.104.

6+3=6+2+1=9 или

6+3=6+1+2=9 или

6+3=6+1+1+1=9

Далее переходят к формированию вычислительных умений для этих случаев, а через 1-2 урока начинают формировать вычислительный навык.

На стр. 110 составляют таблицы + -3, а затем учат их наизусть.


Работа продолжается и во 2 части учебника: М1М ч. 2 с.4-7.
На уроке М1М ч.2 с.8 изучают приемы +- 4.

6+4=6+2+2=10 или

6+4=6+3+1=10 или

6+4=6+1+3 =10

Приемы изучаются аналогично.

На стр. 12 составляют таблицы + -4, а затем учат их наизусть.

Любой вычислительный прием изучают по плану:

1. подготовительная работа к новому приему. Повторение теоретической основы приема;

2. изучение приема (используют наглядность);

3. формирование вычислительных умений;

4. формирование вычислительного навыка – составление и заучивание сводной таблицы.

3 этап. М1М ч.2 с. 15

Прием перестановки слагаемых.

+5,6,7,8,9

3+5=

3+5=5+3 = 8

Т.О. 1. Переместительное свойство сложения.

2. Знание случаев сложения +1,2,3,4

Т.к этот прием сводится к уже изученным случаям сложения, то на него отводится меньше уроков. М1М ч.2 с. 15

Затем идетзакрепление до стр. 24.

4 этап. М1М ч.2 с. 26

Случаи вычитания вида

- 5,6,7,8,9

Т.О.

1. взаимосвязь между слагаемыми и суммой;

2.знание состава чисел в пределах 10.

9-6=

9 это 6 и сколько? 9=6+3. Следовательно, 9-6=3

cтр. 26 Изучают правило, как найти неизвестное слагаемое.
стр.27 № 1 объяснение этого приема

Далее применение приема в разных случаях, но т.к. таких случаев много, то они разбиты на несколько уроков. Смотри М1М ч.2 с. 30-34.

М1М ч.2 с. 30

М1М ч.2 с. 32

М1М ч.2 с. 34

8. Назовите этапы работы с любым вычислительным приемом. Конкретизируйте свой ответ на примере изучения приемов присчитывания и отсчитывания по частям для случаев ±2. Составьте фрагмент урока, на котором дети знакомятся с новым вычислительным приемом ±2 (М1М, ч. 1, стр. 84).

Любой вычислительный прием изучают по плану:

1. подготовительная работа к новому приему. Повторение теоретической основы приема;

2. изучение приема (используют наглядность);

3. формирование вычислительных умений;

4. формирование вычислительного навыка – составление и заучивание сводной таблицы.

На уроке М1М стр. 84 детей знакомят с приемом и разбирают случаи 6+2=6+1+1=8

6-2=6-1-1=4

Далее идет закрепление – формируют вычислительные умения, т.е. умения правильно и осознано выполнять действия.

Затем формируют вычислительный навык, он характеризуется быстротой, обобщенностью, автоматизмом действий. Для этого проводятся математические диктанты, используют дидактические игры и т.д.

На стр. 92 составляют таблицы + -2, а затем учат их наизусть.

Фрагмент урокаМ1М, ч. 1, стр. 84:

Учитель: Ученик:
- «Ребятки, давайте откроем стр. 84 и посмотрим там на картинку, которая нам представлена.» - «Мы видим, что у девочки много игрушек и она с ними играет, сколько в руке у нее кукол? Маша?» - «Да, правильно, молодец!» - «А сколько кукол сидит на диване? Сережа?» - «Согласна! А как нам посчитать сколько всего кукол у Маши? Катя?» -«Молодец! Так, на диване 4 куклы мы посчитали, а в руках 2, сколько всего кукол у девочки? Кирилл?» -«Все правильно! Молодец! Ребята, мы узнали сколько всего кукол у девочки. Послушайте какой можно составить математический рассказ, у девочки, давайте назовем ее Маша, было всего 6 кукол, она играет на данный момент только несколькими куклами, на диване осталось 4 куклы, тогда сколько кукла для игр взяла Маша? Паша?» - «Совершенно верно! Мы с вами в обоих случаях, когда считали и когда сколько всего кукол и сколькими она играет, прибавляли и вычитали 2» -«Так, а какой рассказ можно составить с машинками? Руслан?» «Да, правильно, а можно еще и немного изменить, ведь одна машина, стоит дальше от игровой площадки, а другая ближе, и можно сказать, что на игровой площадке едет 6 машин, и близко со стоянкой стоит 1 машина и еще одна машина стоит подальше, сколько всего машин? Какое равенство у нас получится? Соня?» «Молодец!» -«Ребята давайте теперь решим 1 задание» -«Так, Кирилл попытайся объяснить первый рисунок, почему у нас внизу написано 8 – 2?» «Все правильно! Молодец! А 2 это у нас 1 + 1, поэтому можно вычитать и по одну два раза. Так следующий рисунок объяснить попробует Настя.» -«Все верно! Молодец! А теперь давайте посмотрим на 3 рисунок, и видим, что знак уже не -, а +, мы видим, что на одной половине 4 голубых шарика, а на другой 2, поэтому шарика будут складываться и будет 4 +2, или по – другому 4 + 1 + 1»   - Маша «В руке у девочки 2 куклы»   - Сережа «4 куклы» - Катя «Нужно сложить сколько кукол на диване и сколько в руках»   - Кирилл «у девочки всего 6 кукол» - Паша «6 – 4 = 2, получается она взяла 2 куклы»     - Руслан «На игровой площадке едут 6 машин, 2 машины стоят на стоянке, сколько всего машин?»   - Соня «6+1+1 = 8»   - Кирилл «у нас всего 8 шариков, из них 2 синих, получается мы вычитаем эти два синих шарика» - Настя «У нас всего 9 шариков, из них два синих, поэтому будет 9 – 2, а два это 1 и 1, поэтому можно сказать и 9 – 1 – 1»
- «Давайте еще решим с вами одно задание под номером 2» - «Мы видим линейку, и давайте посчитаем, сколько не хватает до 5 от трех, Катя?» - «Правильно! А два раза по одному это 2. Так, а если от 10 мы пойдем в обратном направлении до 8, сколько см мы пройдем? Миша?» - «Правильно! Вы все молодцы! Спасибо!»   - Катя «от трех не хватает два раза по – одному»   - Миша «Мы пройдем 2 см»


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: