Любой вычислительный прием изучают на основе теоретических знаний, изученных детьми. Их называют теоретической основой приема (т.о.).
По программе М.И. Моро эту тему изучают в несколько этапов.
Этап.
+и- 1: прием присчитывания и отсчитывания по одному.
Т.О. принцип образования чисел в натуральном ряду (как получить следующее и предыдущее число).
Этот прием детям уже знаком из нумерации, поэтому на это отводится 1 урок с.80, затем вместе с детьми составляется таблица сложения и вычитания в пределах 10. М1М, ч.1 с.80.
В качестве помощи используют линейку как модель числового ряда М1М, ч.1 с.80.
По некоторым другим программам используют числовой луч. (Например, М1И)
2 этап.
+- 2,3, 4
прием присчитывания и отсчитывания по частям.
Т.О. конкретный смысл сложения и вычитания и прием +-1
М1М стр. 82.
При подготовке используют задания типа
+-1+-1
Дети выполняют эти действия по очереди,
на наглядных пособиях –
6-1-1=4
На уроке М1М стр. 84 детей знакомят с приемом и разбирают случаи 6+2=6+1+1=8
6-2=6-1-1=4
Далее идет закрепление – формируют вычислительные умения, т.е. умения правильно и осознано выполнять действия.
Затем формируют вычислительный навык, он характеризуется быстротой, обобщенностью, автоматизмом действий. Для этого проводятся математические диктанты, используют дидактические игры и т.д.
На стр. 92 составляют таблицы + -2, а затем учат их наизусть.
Затем так же дети на наглядной основе разбирают +-3:
М1М ч.1 с.104.
6+3=6+2+1=9 или
6+3=6+1+2=9 или
6+3=6+1+1+1=9
Далее переходят к формированию вычислительных умений для этих случаев, а через 1-2 урока начинают формировать вычислительный навык.
На стр. 110 составляют таблицы + -3, а затем учат их наизусть.
Работа продолжается и во 2 части учебника: М1М ч. 2 с.4-7.
На уроке М1М ч.2 с.8 изучают приемы +- 4.
6+4=6+2+2=10 или
6+4=6+3+1=10 или
6+4=6+1+3 =10
Приемы изучаются аналогично.
На стр. 12 составляют таблицы + -4, а затем учат их наизусть.
Любой вычислительный прием изучают по плану:
1. подготовительная работа к новому приему. Повторение теоретической основы приема;
2. изучение приема (используют наглядность);
3. формирование вычислительных умений;
4. формирование вычислительного навыка – составление и заучивание сводной таблицы.
3 этап. М1М ч.2 с. 15
Прием перестановки слагаемых.
+5,6,7,8,9
3+5=
3+5=5+3 = 8
Т.О. 1. Переместительное свойство сложения.
2. Знание случаев сложения +1,2,3,4
Т.к этот прием сводится к уже изученным случаям сложения, то на него отводится меньше уроков. М1М ч.2 с. 15
Затем идетзакрепление до стр. 24.
4 этап. М1М ч.2 с. 26
Случаи вычитания вида
- 5,6,7,8,9
Т.О.
1. взаимосвязь между слагаемыми и суммой;
2.знание состава чисел в пределах 10.
9-6=
9 это 6 и сколько? 9=6+3. Следовательно, 9-6=3
cтр. 26 Изучают правило, как найти неизвестное слагаемое.
стр.27 № 1 объяснение этого приема
Далее применение приема в разных случаях, но т.к. таких случаев много, то они разбиты на несколько уроков. Смотри М1М ч.2 с. 30-34.
М1М ч.2 с. 30
М1М ч.2 с. 32
М1М ч.2 с. 34
8. Назовите этапы работы с любым вычислительным приемом. Конкретизируйте свой ответ на примере изучения приемов присчитывания и отсчитывания по частям для случаев ±2. Составьте фрагмент урока, на котором дети знакомятся с новым вычислительным приемом ±2 (М1М, ч. 1, стр. 84).
Любой вычислительный прием изучают по плану:
1. подготовительная работа к новому приему. Повторение теоретической основы приема;
2. изучение приема (используют наглядность);
3. формирование вычислительных умений;
4. формирование вычислительного навыка – составление и заучивание сводной таблицы.
На уроке М1М стр. 84 детей знакомят с приемом и разбирают случаи 6+2=6+1+1=8
6-2=6-1-1=4
Далее идет закрепление – формируют вычислительные умения, т.е. умения правильно и осознано выполнять действия.
Затем формируют вычислительный навык, он характеризуется быстротой, обобщенностью, автоматизмом действий. Для этого проводятся математические диктанты, используют дидактические игры и т.д.
На стр. 92 составляют таблицы + -2, а затем учат их наизусть.
Фрагмент урокаМ1М, ч. 1, стр. 84:
Учитель: | Ученик: |
- «Ребятки, давайте откроем стр. 84 и посмотрим там на картинку, которая нам представлена.» - «Мы видим, что у девочки много игрушек и она с ними играет, сколько в руке у нее кукол? Маша?» - «Да, правильно, молодец!» - «А сколько кукол сидит на диване? Сережа?» - «Согласна! А как нам посчитать сколько всего кукол у Маши? Катя?» -«Молодец! Так, на диване 4 куклы мы посчитали, а в руках 2, сколько всего кукол у девочки? Кирилл?» -«Все правильно! Молодец! Ребята, мы узнали сколько всего кукол у девочки. Послушайте какой можно составить математический рассказ, у девочки, давайте назовем ее Маша, было всего 6 кукол, она играет на данный момент только несколькими куклами, на диване осталось 4 куклы, тогда сколько кукла для игр взяла Маша? Паша?» - «Совершенно верно! Мы с вами в обоих случаях, когда считали и когда сколько всего кукол и сколькими она играет, прибавляли и вычитали 2» -«Так, а какой рассказ можно составить с машинками? Руслан?» «Да, правильно, а можно еще и немного изменить, ведь одна машина, стоит дальше от игровой площадки, а другая ближе, и можно сказать, что на игровой площадке едет 6 машин, и близко со стоянкой стоит 1 машина и еще одна машина стоит подальше, сколько всего машин? Какое равенство у нас получится? Соня?» «Молодец!» -«Ребята давайте теперь решим 1 задание» -«Так, Кирилл попытайся объяснить первый рисунок, почему у нас внизу написано 8 – 2?» «Все правильно! Молодец! А 2 это у нас 1 + 1, поэтому можно вычитать и по одну два раза. Так следующий рисунок объяснить попробует Настя.» -«Все верно! Молодец! А теперь давайте посмотрим на 3 рисунок, и видим, что знак уже не -, а +, мы видим, что на одной половине 4 голубых шарика, а на другой 2, поэтому шарика будут складываться и будет 4 +2, или по – другому 4 + 1 + 1» | - Маша «В руке у девочки 2 куклы» - Сережа «4 куклы» - Катя «Нужно сложить сколько кукол на диване и сколько в руках» - Кирилл «у девочки всего 6 кукол» - Паша «6 – 4 = 2, получается она взяла 2 куклы» - Руслан «На игровой площадке едут 6 машин, 2 машины стоят на стоянке, сколько всего машин?» - Соня «6+1+1 = 8» - Кирилл «у нас всего 8 шариков, из них 2 синих, получается мы вычитаем эти два синих шарика» - Настя «У нас всего 9 шариков, из них два синих, поэтому будет 9 – 2, а два это 1 и 1, поэтому можно сказать и 9 – 1 – 1» |
- «Давайте еще решим с вами одно задание под номером 2» - «Мы видим линейку, и давайте посчитаем, сколько не хватает до 5 от трех, Катя?» - «Правильно! А два раза по одному это 2. Так, а если от 10 мы пойдем в обратном направлении до 8, сколько см мы пройдем? Миша?» - «Правильно! Вы все молодцы! Спасибо!» | - Катя «от трех не хватает два раза по – одному» - Миша «Мы пройдем 2 см» |