Критерии дифференциальной диагностики умственной отсталости от ЗПР




Умственная отсталость ЗПР
Безразличен к ситуации исследования, к трудностям в работе. При замечаниях больше реагирует на тон голоса, чем на содержание высказывания. Не может оценить заслуженность похвалы. Заинтересован исследованием. Чувствителен к похвале и порицаниям, переживает неудачу. Реагирует, в основном, на содержание высказывания, а не на его тон.  
Затрудняется в целенаправленной деятельности по достижению цели. Не всегда ясно понимает конечную цель. Затрудняется в планировании собственных действий по достижению цели. Способы выполнения заданий однообразны, в основном, метод проб и ошибок. Обычно действует целенаправленно, варьирует способы решения задачи и с помощью педагога способен правильно спланировать свои действия.
Мало заинтересован в помощи взрослого, не может использовать ее продуктивно. На этапе совместной со взрослым деятельности всю инициативу предоставляет ему. Стремится к сотрудничеству со взрослым. Продуктивно использует оказанную помощь (разъяснения, введение наглядности).
Не способен к переносу найденного решения на аналогичные задания. Способен только механически повторить действие взрослого.   Способен к переносу найденного решения на аналогичные задания.
Не критичен к своим результатам. Склонен переоценивать собственные достижения. Не способен к словесному отчету по выполнению задания. Достаточно адекватно оценивает собственные достижения и отмечает свои недостатки. Способен к словесному отчету по выполнению задания.

 

Для выявления степени психической зрелости необходимо учитывать стадию возрастного развития.

При легкой УО у детей ясельного возраста обычно появляется речь. Она развивается, как правило, медленнее, чем у здоровых детей, и имеет нарушение смысловой и обобщающей функции. Овладевая ею в значительной степени по подражанию, дети с дебильностью почти никогда не задают вопросов, не могут делать переноса, особенно логического, как в речевых, так и в неречевых заданиях. Игра таких детей лишена творческих элементов, отсутствует любознательность, фантазия.

В отличие от умственной отсталости при ЗПР страдает в первую очередь память, внимание, работоспособность, аффективно-волевая сфера. Являясь следствием временно действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода, соматических заболеваний и др.), задержка может иметь обратимый характер.

При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза нередко наблюдается недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций. Формы ЗПР церебрально-органического генеза имеют определённую общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризуются не только меньшей тяжестью поражения НС, но и иной клинико-психологической структурой дефекта. В отличие от олигофрении, когда имеется тотальное недоразвитие, при ЗПР наблюдается выборность нарушений, особенно в отношении высших корковых функций.

Для определения уровня психического развития детей до 3-х лет можно использовать методику определения уровня психического развития по В. Мановой-Томовой, приведенной в монографии "Психическая диагностика раннего возраста".

Психическое развитие детей 1 - 3 лет характеризуется 6-ю параметрами:

1. Речь.

2. Общее эмоционально-социальное развитие.

3. Образовательная деятельность.

4. Навыки.

5. Умения.

6. Моторика.

 

Исходя из возрастной шкалы, определяется в месяцах возраст психического развития. Например, по 1 параметру – 15мес., по 2 – 18мес., по 3 – 12мес., по 4 – 24мес., по 5 – 24 мес., по 6 – 24 мес. Всё суммируется и делится на 6. Далее определяется календарный возраст в месяцах от рождения до даты обследования.

КР – кооэффициент развития определяется по формуле:

КР=(ВПР•100)/КВ

КВ – календарный возраст.

ВПР – возраст психического развития.

Результат сравниваем с таблицей.

Высокое развитие Нормальное развитие Слабое развитие Критическое развитие Дебильность
110 – 120 107 – 90 87 – 80 77 – 70 67 и менее

 

Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1-го до 3-х лет.

 

Возраст Мес Признаки психического развития
  1. Употребляет 10 и более слов. 2. Выполняет два поручения (дай мне, покажи). 3. Держит карандаш и оставляет следы. 4. Держит ложку во время еды. 5. Ходит сам, но часто падает. 6. Ставит до 5-ти кубиков один на другой.
  1. Стремится связать два слова в предложение. 2. Хочет всё делать самостоятельно. 3. Чертит карандашом спонтанно, старательно. 4. Пробует самостоятельно есть. 5. После наблюдения повторяет с предметами действия 6. Ходит устойчиво, редко подает.
  1. Называет 5-ть изображений по картинке. 2. Ищет помощи взрослых при затруднении. 3. Чертит карандашом в рамках листа. 4. Самостоятельно ест. 5. Бросает мяч в ящик. 6. Пробует бегать.
  1. Задаёт первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Чертит вертикальные и горизонтальные линии карандашом 4. Регулирует физиологические потребности 5. Перегибает лист бумаги (по заданию) 6. Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой
  1. Задаёт различные вопросы 2. Можно переубедить словами и ребёнок поймёт 3. Чертит кривую замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологических потребностях 5. Может расстёгивать до 3-х пуговиц 6. Значительно лучше бегает  
  1. Может связанно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит более 5-ти кубиков один на другой 6. Свободно поднимается и спускается по ступенькам

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: