Умственная отсталость | ЗПР |
Безразличен к ситуации исследования, к трудностям в работе. При замечаниях больше реагирует на тон голоса, чем на содержание высказывания. Не может оценить заслуженность похвалы. | Заинтересован исследованием. Чувствителен к похвале и порицаниям, переживает неудачу. Реагирует, в основном, на содержание высказывания, а не на его тон. |
Затрудняется в целенаправленной деятельности по достижению цели. Не всегда ясно понимает конечную цель. Затрудняется в планировании собственных действий по достижению цели. Способы выполнения заданий однообразны, в основном, метод проб и ошибок. | Обычно действует целенаправленно, варьирует способы решения задачи и с помощью педагога способен правильно спланировать свои действия. |
Мало заинтересован в помощи взрослого, не может использовать ее продуктивно. На этапе совместной со взрослым деятельности всю инициативу предоставляет ему. | Стремится к сотрудничеству со взрослым. Продуктивно использует оказанную помощь (разъяснения, введение наглядности). |
Не способен к переносу найденного решения на аналогичные задания. Способен только механически повторить действие взрослого. | Способен к переносу найденного решения на аналогичные задания. |
Не критичен к своим результатам. Склонен переоценивать собственные достижения. Не способен к словесному отчету по выполнению задания. | Достаточно адекватно оценивает собственные достижения и отмечает свои недостатки. Способен к словесному отчету по выполнению задания. |
Для выявления степени психической зрелости необходимо учитывать стадию возрастного развития.
При легкой УО у детей ясельного возраста обычно появляется речь. Она развивается, как правило, медленнее, чем у здоровых детей, и имеет нарушение смысловой и обобщающей функции. Овладевая ею в значительной степени по подражанию, дети с дебильностью почти никогда не задают вопросов, не могут делать переноса, особенно логического, как в речевых, так и в неречевых заданиях. Игра таких детей лишена творческих элементов, отсутствует любознательность, фантазия.
|
В отличие от умственной отсталости при ЗПР страдает в первую очередь память, внимание, работоспособность, аффективно-волевая сфера. Являясь следствием временно действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода, соматических заболеваний и др.), задержка может иметь обратимый характер.
При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза нередко наблюдается недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций. Формы ЗПР церебрально-органического генеза имеют определённую общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризуются не только меньшей тяжестью поражения НС, но и иной клинико-психологической структурой дефекта. В отличие от олигофрении, когда имеется тотальное недоразвитие, при ЗПР наблюдается выборность нарушений, особенно в отношении высших корковых функций.
Для определения уровня психического развития детей до 3-х лет можно использовать методику определения уровня психического развития по В. Мановой-Томовой, приведенной в монографии "Психическая диагностика раннего возраста".
Психическое развитие детей 1 - 3 лет характеризуется 6-ю параметрами:
|
1. Речь.
2. Общее эмоционально-социальное развитие.
3. Образовательная деятельность.
4. Навыки.
5. Умения.
6. Моторика.
Исходя из возрастной шкалы, определяется в месяцах возраст психического развития. Например, по 1 параметру – 15мес., по 2 – 18мес., по 3 – 12мес., по 4 – 24мес., по 5 – 24 мес., по 6 – 24 мес. Всё суммируется и делится на 6. Далее определяется календарный возраст в месяцах от рождения до даты обследования.
КР – кооэффициент развития определяется по формуле:
КР=(ВПР•100)/КВ
КВ – календарный возраст.
ВПР – возраст психического развития.
Результат сравниваем с таблицей.
Высокое развитие | Нормальное развитие | Слабое развитие | Критическое развитие | Дебильность |
110 – 120 | 107 – 90 | 87 – 80 | 77 – 70 | 67 и менее |
Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1-го до 3-х лет.
Возраст Мес | Признаки психического развития |
1. Употребляет 10 и более слов. 2. Выполняет два поручения (дай мне, покажи). 3. Держит карандаш и оставляет следы. 4. Держит ложку во время еды. 5. Ходит сам, но часто падает. 6. Ставит до 5-ти кубиков один на другой. | |
1. Стремится связать два слова в предложение. 2. Хочет всё делать самостоятельно. 3. Чертит карандашом спонтанно, старательно. 4. Пробует самостоятельно есть. 5. После наблюдения повторяет с предметами действия 6. Ходит устойчиво, редко подает. | |
1. Называет 5-ть изображений по картинке. 2. Ищет помощи взрослых при затруднении. 3. Чертит карандашом в рамках листа. 4. Самостоятельно ест. 5. Бросает мяч в ящик. 6. Пробует бегать. | |
1. Задаёт первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Чертит вертикальные и горизонтальные линии карандашом 4. Регулирует физиологические потребности 5. Перегибает лист бумаги (по заданию) 6. Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой | |
1. Задаёт различные вопросы 2. Можно переубедить словами и ребёнок поймёт 3. Чертит кривую замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологических потребностях 5. Может расстёгивать до 3-х пуговиц 6. Значительно лучше бегает | |
1. Может связанно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит более 5-ти кубиков один на другой 6. Свободно поднимается и спускается по ступенькам |