Понятие адаптации и факторы, влияющие на неё




Под адаптацией (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

В других источниках адаптация:

Ÿ постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящее в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;

Ÿ приспособление психологических особенностей, а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент времени.

Существуют различные виды адаптации:

Ÿ Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых человек оказался.

Ÿ Социальная адаптация – приспособление человека к социальным условиям существования, например, к особенностям социальной группы, в которой он оказался в данный момент времени.

В другом источнике социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

1) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

2) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

3) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться
к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.

В педагогической практике важное значение имеет учёт особенностей процесса адаптации ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Исследования К. Л. Печоры (1998) показали, что только 18,2 % детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6 % – не готовы, 75,8 % – условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.

В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает
к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении.
Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик
и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.

Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек,
перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход
требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Характер поведения в адаптационный период зависит
от возраста детей.

Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов
с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретённые привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок, речь его
затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и т. п.

Мальчики 3–5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.

Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка – это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий
в поведении и потребности общения
.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2–3 месяцев.

Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10–
20 дней.

Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на по-знавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3–10 дней.

Кроме того, на процесс адаптации ребёнка влияют:

Ÿ достигнутый уровень психического и физического развития;

Ÿ состояние здоровья;

Ÿ степень закаленности;

Ÿ сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;

Ÿ личностные особенности самого малыша;

Ÿ уровень тревожности и личностные особенности родителей.

На процесс адаптации сильное влияние оказывают индивидуальные особенности, которые необходимо знать. В возрасте 2–3 лет ребёнок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности
и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.

Педагог К. Д. Ушинский говорил так: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»*. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребёнка, воспитатель должен беседовать с родителями, посещать ребёнка
на дому, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребёнка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.

Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребёнка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребёнок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Всё это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям.

На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, её тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения
и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью.

Дети, отличающиеся лёгкой возбудимостью, бурно выражают своё отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один, то другой предмет. Длительных игр они не развёртывают.

В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.

 

 


* Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. С. 38.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: