Блок 6. Культура Беларуси с древних времен.
Белорусская культура – составная часть восточнославянской, однако в то же время она самостоятельная, неповторимая, имеет глубокие корни, которые начинаются еще в дохристианские времена.
Языческие верования древних предков беларусов.
У Белорусов как и в других восточных славян славян существовали следующие боги: Род – один из главных богов – создатель этого мира, Перун бог грома и молнии. Его культ выводиться со времен индоевропейского сообщества бронзового века. Сварог был богом неба, а бог солнечного света Даждьбог являлся его сыном. Хорс считался богом Солнца, Стрибог управлял ветрами, которые пригоняли дождевые тучи, Мокаш – женское божество плодородия и домашнего очага, Волос (Велес) – бог животноводства, Лада – богиня весны, любви.
Были еще боги, от которых, по мнению древних славян, зависели будущий урожай, жизнь и быт людей. Средь них Ярило, Купала, Овсень, Коляда, закрепленные за определенными временами года.
Таким образом, для восточных славян-язычников было характерно многобожие. Они обожествляли окружающую природу, чествовали огонь, солнце, месяц, звезды, гром и г. д.
Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX – XIII вв.
Ознакомлению с христианством содействовал поход восточных славян в 907 г. в Византию во время, которого славяне-язычники имели возможность близко познакомиться с новой для них верой. В нем участвовали и полоцкие воины.
Наиболее важной исторической вехой в распространения христианства среди восточных славян был 988 г. Великий князь киевский Владимир Святославич заставил киевлян креститься, то есть принять христианскую религию. Когда стало известно, что Владимир решил ввести в своём государстве единобожие к нему пришли священники четырех религий: иудеи, мусульмане, христиане католики и христиане православные. Они предложили принять ему каждый свою религию. После ознакомления с сутью веры каждого из них: иудейская религия была отклонена, так как запрещала, есть свинину. Мусульманство была отвергнуто потому, что запрещала, не только есть сало, но и употреблять алкоголь. Католичество была отклонено потому, что в католичестве считалась, что Папа Римский более важный, чем король или князь. Владимир не хотел делиться властью в своём государстве с Папай Римским. Только православие, то есть византийское христианство, соответствовало всем требованиям Владимира. Кстати, официально христианство разделилось на православие и католичество, только, в 1054 году после смерти Владимира, однако фактически этот раздел произошёл гораздо раньше, не официально этот раздел существовал с четвёртого века.
|
Церковь – слово греческого происхождения. В переводе на русский язык означает «божий дом». Понятие «церковь» имеет два значения. Во-первых, это религиозная организация, которая объединяет последователей христианской религии. Во-вторых, церковь – строение для христианского богослужения, помещение для верующих (прихожан), которые тут молятся.
Для руководства деятельностью церкви в крупных городах и княжествах начали создаваться епархии. Епархия – церковный округ в пределах одного княжества, которой управлял епископ. Полагают, что в Полоцке епархия возникла в 992 г. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 г. Первым ее епископам пруд Фома.
|
Распространение новой религии имело очень существенные исторические итоги. Они в основном были положительными. Прежде всего, христианская вера возвышала человека над природой. Только человеку, учила церковь, Бог дал ум и душу, a Иисус Христос своими страданиями давал ему вечную жизнь. Искренне верующий христианин ощущал себя наивысшим из существ, которые живут на Земле, венцом всей природы.
Вера в вечную жизнь, стремление попасть в рай воодушевляли людей делать добро, помогать бедным, терпеливо переносить страдания земной жизни. Самоубийство, учила церковь, есть тяжелый грех. Даже во время смертельной опасности, страшных страданий и испытаний у человека оставалась надежда на Бога. Это укрепляло жизненные силы людей.
Христианство по сравнению с язычеством улучшала моральное состояние общества. Христианские заповеди (нормы поведения): почитай отца твоего и мать твою, не убей, не укради, не обмани – содействовали установлению хороших отношений между людьми, и с приходом христианства исчезло многоженство.
Распространение христианства содействовала развитию письменности и образования. При церквях и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только образованными людьми, но и советчиками в делах.
Благодаря христианству на белорусских землях развернулось каменное строительство. Соборы, церкви и монастыри стали самыми красивыми и величественными строениями того времени. Их прелесть присоединяла верующих людей к высокому искусству, вносила в их повседневную жизнь радость познания прекрасного.
|
Вместе с тем церковь обогащалась за счет верующих, приобретала земли вместе с крестьянами. Сама она превращалась в крупнейшего феодала, которому население платило церковную десятину (десятую часть своих доходов).
Фанатичные, без всякой меры верующие люди отходили от общественной жизни, мучили себя постами голодом, холодом, болезнями и преждевременно умирали. Они не заботились о том, чтобы своем потомкам создать лучшие условия жизни.
Письменность. Наличие у восточных славян в дохристианские времена письменности является предметом споров для историков. Часть их убеждена, что письменность в восточнославянских землях появилась только с введением христианства. Другие говорят о «чертах и резах» как о системе письма у наших предков, которая существовало тут во времена язычества. К таким ученым относятся Фодей Воланский и Геннадий Берневич они доказали, что этруски предшественники римлян на Апининском полуострове это славяне. Народ этрусков оставил после себя много письменных памятников, которые в некоторых местах даже понятны для нас сегодняшних, так как они похожи на 30 % на современный русский язык. Таким образом, возможно, что этруски, учителя римлян – славяне, наши предки.
С введением христианства в Белорусских землях распространилась сначала глаголица, а потом кириллица, которую принято считать греческим алфавитом, что был приспособлен под нужды славянской фонетики.
Самые ранние памятниками кириллического письма на территории Беларуси относятся к 11 в. Это надпись на камне Софийского собора в Полоцке, и «Туровское евангелие» которой является настоящим произведениям искусства. Оно украшено заглавными буквами, что нарисованы красной, синей и зеленой краской.
К памятникам письменности 12 в. относятся Рогволодовы камни, найденные в русле Западной Двины с изображениями креста и надписями «Господи, помози рабу своему Борису» и такой же Рогволодов камень около Орши. К этому же времени относиться гребень с буквами славянского алфавита, найденный в Бресте. Большую научную ценность имеют берестяные грамоты, что были обнаружены при раскопках Витебска и Мстиславля. Грамоты свидетельствуют о том, что писать и читать в 12 в. умели не только церковнослужители и знать, но и простые люди. Узорам письменности Турова 12 ст. является «Сказание о мнихе Мартине». В нем говорится о тяжелой жизни монаха отшельника в кельи Борисоглебского монастыря.
Ефросинья Полоцкая 1104 – 1167. Княжна Предслава дочь Полоцкого князя Святослава, что был младшим сыновьям Всеслава Чародея, чтобы не выходить замуж в 12 лет постриглась в монахини. Первоначально жила в пристройке Полоцкого Софийского Собора и переписывала книги, потом основала женский и мужской монастыри, а при них школы и мастерские по переписыванию книг. На свои средства построила церковь Спаса, заказала ювелиру Лазарю Богше знаменитый крест, а в 1167 отправилась в Иерусалим к гробу Господнему. Во время этого путешествия умерла. Е. Полоцкая первая в восточнославянских землях женщина, что зачислена к числу святых. Сейчас она является покровительницей Беларуси.
Кирилл Туровский 1130 – 1182. Сын зажиточных родителей, который отказался от богатства и принял монашеский постриг. Будучи монахом, он много читал и занимался самообразованием, благодаря чему в скором времени стал хорошим проповедником и получил большой авторитет среди церковников. За искусство красиво говорить Кирилла Туровского прозвали златоустам. В 1158 г. он стал Туровским епископом. После себя он оставил большую по тому времени литературное наследство: 30 молитв, 8 слов поучений, 3 притчи. Самым лучшим его произведениям является притча «О душе и теле или о храмом и слепом».
Климентий Смолятич церковный деятель 12 в. годы рождения и смерти точно не известны. Первый в истории славянский митрополит. До него и долгое время после него Митрополитами были греки, которых присылал в Киев константинопольский патриарх. Им было написано «Послание к пресвитеру Фоме», где автор обосновывает право Киевской митрополии на независимость от Константинополя.
Авраамий Смоленский церковный деятель 12 в. годы рождения и смерти точно не известны. Один из лидеров православной церкви в Смоленском княжестве, который был не просто священником и монахам, но и настоящим духовным пастырем для смолян. Для исторической науки интересен не столько сам Авраамий, сколько книга, которая рассказывает о его жизни. Книга называется «Житие Авраамия Смоленского», что было написана в 1240 г. Монахам Ефремом. В этой книге впервые в истории употреблён письменный Белорусский язык. Книга является доказательством того, что на белорусском языке говорили и писали уже в 1240 г.
Архитектура и искусство. После принятия христианства на территории Беларуси распространился византийский крестово-купольный архитектурный стиль. Попав на белорусскую почву, он раделился на две архитектурные школы полоцкую гродненскую (под словом «школа» тут понимается способ строительства).
К полоцкой архитектурной школе относятся такие памятники архитектуры как Софийский собор, Спасо-Евфросиньевская церковь, церковь Бельчицкого монастыря и др. Основным признаком полоцкой архитектурной школы является способ кладки стены, который называется техника спрятанного ряда. Сначала ложился ряд из плинфы (плинфа – кирпичина 30 на 30 на 3 см) потом ряд из булыжного камня, потом опять из плинфы и опять из камня и так от фундамента до самой крыши. Ряды из булыжника между рядами плинфы прятались за толстым слоем цемянки (цемянка, известковый раствор который до второй половины 19 в. использовался вместо цементного). Таким образом, стена получалась серой в красную полосочку. После завершения возведения вся стена штукатурилась и белилась.
К гродненской архитектурной школе относятся Борисоглебская или Коложская церковь в Гродно, Нижняя церковь, останки княжеского замка и еще три гродненские церкви, что до нашего времени не сохранились. При постройке этих церквей использовался обычный способ кладки, но снаружи в стену вмуровывался узор из шлифованных валунов и майоликовой плитки (майолика – цветное стекло). Также в стены жбаны голосники, которые, само собой, разумеется, выходили устьем вовнутрь помещения (это понимают, далеко не все студенты:). Голосники нужны для улучшения акустики. Пол церквей гродненской архитектурной школы также выкладывался из майоликовой плитки. Внутри православные храмы отделывались иконами и фресками. Фрески это рисунки, сделанные на сырой штукатурке.
В ХІІІ в. на территории Беларуси являются многочисленные донжоны – тридцатиметровые цилиндрические башни, которые строились для прикрытия городских ворот во время осады. До наших дней на территории Беларуси сохранилась только одна “Белая” вежа в городе Каменце Брестской области.
Шедеврам декоративно-прикладного искусство этой эпохи стал крест Ефросиньи Полоцкой созданный в 1161 г. ювелирам Лазарем Богшей. Главным украшением этого креста являются образы святых, исполняемые в технике перегородчатых эмалей. Контурный рисунок делался из золотой проволоки и напаивался на золотую пластину, потом раскрашивался цветным стеклом, в этой технологии нет ничего сложного, когда не учитывать то, что общая площадь рисунка еле превышала квадратный см.; при этом работа исполнялась в 12 в. когда не было еще совершенных оптических приборов.
Таким образом, архитектура изобразительной и декоративно-прикладное искусство в Беларуси в 9 – 13 в. достигла высокого уровня.
Культура белорусских земель во второй половине XIII – первой половине XVI вв.
Возрождение или Ренессанс – культурно-историческая эпоха европейской культуры, которая в XIV – XVI вв. охватило большинство стран Европы и характеризовалось воссозданием гуманистического мировоззрения, которое было, по мнению деятелей возрождения, в эпоху античности непосредственно перед темными средними веками. Эпоха возрождения характеризуется небывалым расцветом науки, литературы, искусства. В эпоху возрождения удалось не только возродить античность, но и превзойти ее.
В Беларуси отличительными чертами Возрождения было то, что тут развитие культуры происходило в условиях религиозной толерантности и опоры православного населения на греко-византийскую и восточнославянскую культуру. Социальной основой ренессанса во ВКЛ были преимущественно представители шляхетского сословия, а также часть мещанства и разнообразная по своему происхождению тогдашняя интеллигенция.
Одно из главных достижений Возрождения в Беларуси стало книгопечатание, основателям которого стал Франциск Скорина (1490 – 1551). В 1506 г. он окончил философский факультет со степенью бакалавра, в 1512 г. он выдержал экзамен на доктора медицины в Падуанском университете. В 1517 г. в Праге Ф. Скорина напечатал 22 книги Библии со своими предисловиями и послесловиями гуманистического содержания. В Вильно 1522 г. он выдает Малую подорожную книжицу а в 1525 – Апостол.
На латыни, языке науки, литературы и дипломатии пишет свою знаменитую поэму «Песня про зубра» Микола Гусовский (1470 – около 1533). Она была издана в 1523 г. в краковской типографии. На страницах своего произведения Гусовский рассказывает про прелесть родной природы, величие своего народа, знакомит с белорусской историей и традициями. Вместе с тем осуждает войны и усобицы, призывает к усилению государства. Благодаря «Песни про зубра» для образованного общества была открыта Беларусь
Примерно в этот же время еще один поэт-латинист Ян Вислицкий (около 1485 – 1520) создает историческое полотно – поэму «Прусская война». В центры произведения – битва под Грюнвальдом 1410 г. «Так, в панцирях, шлемах чванливые тевтоны Падали, выстрелами битые из тугих луков татарских. Дальше, словно великаны, шагали в бой белорусы, С ними – литовцы с копьями, настойчивые и без страха...».
Героизм, эпичность – главные характерные черты литературы XVI ст. Кроме названных, известность получили в тогдашней Европе произведения белорусских поэтов «Декатерас» Андрея Римшы, «Радивилиада» Яна Радвана, «Посольство к великому князю Московского» Гальяша Пельгримовского.
Архитектура. Беларуские зодчие 13 – 16 в. достигли высокого художественного уровня в культовой архитектуре. Зодчие это универсальная строительная профессия, которая объединяет в себе и архитектора и каменщика, и штукатура и художника и все строительные профессии. Зодчий строит здание от идеи и чертежа и до завершения всех строительных работ. Только в ХVІІІ в. строительное ремесло начало делиться на специальности.
В ХІІІ – XVI в. время было неспокойным, поэтому в Беларуси были распространены церкви оборонного типа, которые можно было отнести к сочетанию романского готического и ренессансного архитектурного стиля. Такие церкви представляли собой небольшой замок с толстыми стенами и узкими окнами. К церкви обязательно примыкали две или четыре башни с винтовой лестницей и бойницами. Бойницы, это окна специально приспособленные для того чтобы из них удобно было стрелять. К нашему времени дошли только две такие церкви: Церковь в деревне Мурованка и Сынкавичская Свято-Михайловская церковь.
В концы ХVI в. в Беларуси начал распространяться новый архитектурный стиль Барокко. Несвижский фарный костел – первый памятник белорусского барокко, построенный 1596 г. в Речи посполитой, итальянским архитекторам Янам Марией Бернардони. Также это первый в Беларуси костел, который был оштукатурен и побелен.
Изобразительное искусство. В ХІІІ – ХVI вв. продолжает развиваться иконопись. Иконами украшались православные и униатские церкви. Одно из наиболее выдающихся произведений иконописи эпохи ВКЛ, это образ «Мать Божья Умиление» из Малориты (город в Брестской области). Икона исполнена по строгим византийским канонам.
Католические костелы украшались исключительно скульптурными образами Потому в ХІІІ – ХVI вв. в костелах появляются деревянные раскрашенные разными красками скульптуры. Примерам такой скульптуры может служить статуя Архангела Михаила из костела в деревне Шерешова, Пружанского района Брестской области.
В светской живописи ведущее место занимает портрет. Как правило, портреты были парадные, рыцарские, представительные, похоронные. Частные галереи многих магнатов (Радзивиллов, Сапег, Огинских и др.) впечатляли богатым подборам фамильных портретов, написанных местными и заграничными мастерами. В них помещались также картины на батальные, исторические, античные, природно-ландшафтные и другие сюжеты. Отдельно хочется отметить картинную галерею в Несвиже. Основателем коллекции считаться Николай Радзивилл Сиротка. Галерея насчитывает 984 картины.
Дальнейшее развитие переписывания книг в это время привело к развитию книжной графики и миниатюры. Шедеврами книжной отделки этого периода являются рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия 14 в. и Жировичское евангелие 15 в. Лавришевское евангелие, например, имеет большое количество очень красивых заглавных букв и 19 небольших рисунков (миниатюр). В центре переплета книги на серебряной пластинке есть образ святого с копьем и щитом. По некоторым сведениям это портрет князя Войшелка.
Первые печатные книги имели гравюры – оттиски на бумаги изображений, которые вырезлись на дереве или металле. Скориновские издания содержат в себе десятки гравюр, которые отображают не только библейские сюжеты, но и самого первопечатника. Таким образом, рассматриваемый период стал тем временем, когда шедевры не только художественные, но социальной и философской мысли, созданные нашими земляками, пополняли золотой фонд достояний мировой культуры, закладывали основы будущего единства западо- и восточноевропейской культур.
Театр и музыка. В ХVI в. быстро развивались театральное и музыкальное искусство в основном благодаря педагогической деятельности ордена монахов иезуитов. Иезуиты основали в Беларуси многочисленные школы, а при каждой иезуитской школе действовал театр, где актерами были ученики. Иезуиты считали, что актерская игра хорошо способствует усвоению учениками всех наук, что преподавались в школе. Кроме того театр использовался иезуитами для пропаганды католического вероучения в обществе. В иезуитских театрах ставились пьесы на исторические и библейские темы, а также в антрактах и после спектаклей разыгрывались коротенькие пьески или сценки, часто комического содержания. Позже практику иезуитских театров перенял орден монахов пиаров, который, в скором времени превзошёл иезуитов и в педагогике и в театральном искусстве.
Широкое распространение в Беларуси получил театр кукол – Батлейка. Сюжеты Батлейки были основаны на библейской и евангельской тематике, а также бытовых мотивах. Действие происходило в специально построенном двухэтажном домике. На самом верхнем «уровне» разыгрывались сценки из Святого Писания про Адама и Еву, рождение Иисуса, на среднем про преступление царя Ирода, а в самом низу – из народного быта. Постановки Батлейки сопровождала музыкой: псалмами, народными песнями и танцами. Музыкальные номера начинали и завершали спектакли, звучали между сценами, являлись своеобразными интермедиями.
Практически у каждого уважающего себя магната был крепостной театр и крепостной оркестр.
В музыкальном искусстве ХVI в. скорое развитие получило церковная и костельная музыка. В православных церквях традиционно пользовались письменными сборниками песнопений – ирмалоями, которые писались для одноголосого вокала.
Со второй половины ХVI в. в Беларуси начинают печататься сборники протестантских песнопений с европейскими нотами. В Несвижской типографии был напечатанный «Канционал» – один из первых в Беларуси нотных сборников, который помещал более чем сотню песен с приложенными к ним нотами. В ХVI в. на Полотчине был создан неизвестным авторам сборник музыкальных произведений в стиле барокко «Полоцкая тетрадь». Он был найден в Ягелонскай библиотеке белорусским исследователем Адамом Мальдисом.
Сильное впечатление на слушателей оказывала органная музыка – одно из наивеличайших мировых достижений музыкальной культуры, ремесленнической техники и акустики. Обычные органы и малые органные инструменты звучали в залах ренесансового королевского дворца в Гродно.
Культура белорусских земель в составе Речи Посполитой во второй половине XVI – XVIII вв.
Образование. Наибольшую активность в просветительской деятельности со второй половины ХVI в. проявляли в Беларуси иезуиты, тут была создана целая сеть иезуитских школ: в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке и в других городах и местечках. Позже иезуитские школы в Полоцке, Гродно, Минске, преобразовались в коллегиумы, которые давали образование почти университетского уровня. В полоцком иезуитском коллегиуме пиитику (науку о том, как слагать стихи) и риторику преподавал известный поэт и педагог Матвей Казимир Сорбевский. В 1579 в Вильно начала действовать иезуитская академия – первый ВУЗ в ВКЛ. В иезуитских учебных учреждениях преподавались до пяти языков, гуманитарные дисциплины и основы естественных наук.
При поддержке представителей шляхетского сословия православного вероисповедания в ВКЛ в конце 16 – начале 17 в. действовали православные братства. Братствами назывались национально-религиозные организации православного населения, что возникли в противовес польско-католической политике руководящих кругов РП. Крупные белорусские братства были в Вильно, Могилеве, Бресте, Слуцке, Минске, Пинске, Борисове, Орше и др. Братства играли большую роль в расширении просвещения и книгопечатания. Из их типографий вышла 127 наименований книг, некоторые из них были на старобелорусском языке. Братские школы давали начальное, а некоторые и среднее образование.
После 1623 г. начали создаваться начальные и средние школы при базилианских монастырях, так называемые бурсы, которые также давали основательное образование.
В школах РП могли учится все желающие, тем не менее большинство учеников в школах были дети шляхты, чуть меньше – дети мещан еще меньше дети крестьян. Надо отметить, что до конца существования РП твердого закона о запрете детям крестьян учиться не существовала, хотя шляхта неоднократно пыталась принять такой закон. В школах учились только мальчики, девочки получали домашнее образование.
С 1773 г. начала работать образовательная комиссия для того чтобы создать в РП не церковную – светскую систему образования. За 20 лет деятельности на территории Беларуси комиссия основала 20 не церковных средних школ свыше 200 не церковных начальных. В учебных учреждениях образовательной комиссии 30 % учеников были крестьянские дети. Кроме того в школах этих учились и девочки.
Литература. Начать можно с Яна Казимира Пашкевича который написал в 1621 г. стихотворение «Польска квітнет лацінаю, Литва русчызнаю…» Чтобы подчеркнуть независимость культурной жизни ВКЛ от Польши.
Милетий Смотрицкий написал около 1609 года публицистическое произведение «Тренос» – плач православной церкви после тех погромов, что учинил Ипатий Потей.
Широкую популярность в тогдашнем обществе имели также переводные произведения. Белорусские книжники сделали доступными для населения ВКЛ известные в мире «Повесть о Тристане», «Александрию», «Повесть про Трою».
В это время появилась и мемуарная литература. Белоруские авторы мемуарной прозы РП Филон Кмита Чернобыльский и Федор Евлашеский, которые оставили воспоминания о своей жизни.
Продолжало развиваться летописание. Наиболее известные произведения этого жанра – Баркулабовская летопись и Могилевская Хроника, «Хроника Великого княжества Литовского Русского и жемайтского», Хроника Быховца и др. Во второй половине ХVI в. писали про историю ВКЛ Матвей Стрийковский и Александр Гваньини. Эти историки приняли участие в создания идеологии РП которая получила название Сарматизм. Согласно ей, в древности территорию РП захватили сарматы, кочующие племена, что в 5 в. до н. э. жили в степях Причерноморья. Потомки сарматов это сословие шляхты. Представители остальных сословий, это потомки подчиненных народов.
Поверхностными представлениями шляхты о «сарматском» быте и тесные контакты с Османской империей вели к ошибочной подмене всего сарматского материальной культурой Близкого Востока, что способствовало распространению моды на все восточное. Из Османской империи и Персии в Речь Посполитую везется оружие, ткани, одежда – чтобы дом и одежда «современного сармата» напоминали дом и одежду «сармата древнего». Даже заказанные местным мастерам предметы должны были выдерживаться в восточном стиле. Чем более богатым был шляхтич, тем сильнее его одежда напоминала костюм восточного вельможи. Одеваться по-другому было не достойным настоящего аристократа.
К концу XVIII ст. шуба, кунтуш, сапоги шляхтича оповещали всех вокруг о социальном положении своих владельцев. В этом немом монологе участвовал и длинный широкий пояс, который говорил громче всех предметов одежды. В это время самые дорогие кунтушовые пояса делались в Слуцке и стоили они 1000 злотых, что составляло годовой оклад офицера тогдашней армии Речи Посполитой.
Один из лучших поэтов РП XVII – XVIII вв. монах Симеон Полоцкий в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович (1629 – 1680). Он закончил Киево-Могилянский коллегиум преподавал в братской школе в Полоцке. В 1664 г. переехал в Москву, где стал учителем царских детей, в том числе и Петра I. В Москве он организовал типографию и стал одним из основателей Славяно-Греко-Латинской академии первого ВУЗа в России. Его литературное наследство «Букварь языка словенского», «Псалтырь рифмованная», «Рыфмлогион», «Виртоград многоцветный».
Другие поэты РП белорусского происхождения это Филофей Утчицкий автор «Стихов краесогласных» и Андрей Белобоцкий автор поэмы "Пятикнижие".
В XVII – XVIII вв. появились стихотворные сборники песенной лирики на разговорном белорусском языке, Среди них известный «Оршанский», «Курницкий», «Московский» сборники помещают около 150 любовных песен. Сборники были рукописные, имена авторов до нас не дошли. В конце XVIII в. на белорусском языке появляется анонимная «Песня белорусских солдат» посвященная восстанию Костюшки.
В первой половине XVIII в. Франтишка Уршуля Радзивилл написала для несвижского театра целый сборник «Комедии и трагедий». Все они были поставлены на сцене Несвижского театра. В 1754 сборник был опубликован.
Наука. В Беларуси периода РП. Известный такие имена как Казимир Семенович 1600 – 1651, который нашел способ создания многоступенчатых ракет. В 1650 г. вышла его книга «Великое искусство артиллерии». Она пользовалась успехом по всей Европе. Однако возможно она стала причиной смерти ее автора, полагают, что его убили пиротехники за то, что он выдавал секреты их ремесла.
Мартин Пачобут-Адляницкий 1728 – 1810. Представитель городенской шляхты. Образование приобрел у гродненских иезуитов затем в европейских университетах. Преподавал в Полоцке и Вильно. В 1780 – 1799 был ректором Главной Виленской школы (позже это учебное учреждение было переименовано в Виленский университет). Пачобут-Адляницкий изучал планету Меркурий, открыл неизвестное созвездие.
В Гродно была основана медицинская школа с 1770 г. ее возглавил Жан Эммануил Жылибер. Который основал в школе естествоведческий и анатомический кабинеты, аптеку, ботанический сад. В Беларуси известный медик и натуралист написал книгу «Литовская флора».
Благодаря стараням Георгия Конисского (1717 – 1795) православие не исчезло окончательно с территории Беларуси. В 1756 г он основал Могилевскую духовную семинарию. По этой причине А. С. Пушкин сказал про его «Георгий есть один из самых достославных мужей прошедшего столетия. Жизнь его принадлежит истории».
Архитектура. В XVI в. на территории Беларуси появляются строения в стиле архитектуры ренессанса. Ренессансные архитектурные памятники обязательно завершаются куполом, имеют ниши и аркадные галереи. Самым характерным архитектурным памятникам Ренессанса на территории Беларуси является собор в Сморгони.
В XVII – XVIII вв. в архитектуре Беларуси широко распространился стиль Барокко. Первый в Речи Посполитой памятник архитектуры барокко, костел иезуитов в Несвиже. Архитектурные памятники стиля Барокко определяются живописностью силуэта, (церковь в Березвечьи под Глубоким, костел кармелитов в Глубоком, восстановленный после Северной войны Полоцкий Софийский собор). В Минске в стили Барокко построен Петропавловский собор на Немиге, Святодуховский собор на Площади 8 марта и рядом костел девы Марии.
В последней трети XVIII в. в Беларуси распространяется архитектура классицизма. Она была основана на возможностях античной ордерной системы преимущественно дорической. Другими словами, строения строились очень похожими на древнегреческие храмы. Белорусский классицизм развивался параллельно с поздним барокко, а в конце столетия стал основным художественным направлением. Среди памятников этого стиля Ружанский и Святский дворцы. Становление классицизма связано с интенсивным развитием градостроительства. Город рассматривался как целостная спланированная система (проект планировки комплекса Ласосно около Гродно). В Минске, Витебске, Полоцке и др. велось упорядочение уличной сети, укрупнялись кварталы, создавались новые площади. В дворцово-усадебном строительстве классицизм обусловил геометричность планировки (преимущественно симметрично-осевой) территории усадьбы.
Изобразительное искусство. В др. половине XVI – XVII в. важную роль продолжала отыгрывать иконопись и деревянная скульптура. Но свое важное место начали занимать книжная миниатюра и гравюра. Все более распространяется портретная живопись. Магнатские дворцы начали украшать портреты именитых представителей их родов. Уже в XVIII в. в Несвижском замке было 984 картины на холсте и дереве. Портретная живопись этого времени получил название «Сарматского портрета». Обычно под «Сарматским портретом» понимают образ богатого шляхтича в кунтушово-жупановом костюме при поясе и сабле, или одетого в рыцарский доспех обязательно с каким-либо вооружением.
Театр. Театр в Беларуси развивался со времен независимости ВКЛ во всех кругах общества. В отличии от Московского государства в Беларуси лицедейство не считалось грехом и не преследовалось государством. Среди крестьян и не богатых мещан. Очень популярны были батлейки своеобразные кукольные театры, размещенные в ящиках. Кроме того развлекали народ и скоморохи среди них были медведники, фокусники, музыканты, танцоры, бахари (те кто рассказывал сказки и анекдоты). Очень популярно в народе была «Народная драма», когда крестьяне мещане в свой досуг сами разыгрывали небольшие сценки и целые спектакли. Самыми известными спектаклями были «Царь Максимильян», «Царь Ирод», «Лодка».
В XVIII в. на территории Беларуси получил широкое распространение крепостной театр. Каждый уважающий себя магнат содержал крепостную театральную труппу, которая давала концерты для аристократии. Часто магнаты отправляли учиться театральному искусству своих крепостных за границу. Наиболее известными в Беларуси были крепостные театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцка, Гродзенский театр Тизенгаузов, Слонимский театр Огинского, Ружанский – Сапег, Свислочский – Тышкевичей. Театр Михаила Казимира Огинского был самый лучший. Сцена его была настолько большой, что актеры туда могли заезжать на конях. При необходимости на сцене устраивался бассейн где показывались морские сражения.
Музыка. В развитии музыкального искусства большая роль принадлежит католической церкви. Именно в католических костелах устанавливались органы и содержались хоры. Светские (не церковные) хоры – капеллы появились в магнатских дворцах в XVIII в. В это время капеллы и оркестры существовали при каждом магнатском театре. В конце XVIII в. начинает свое творчество всемирно-известный композитор уроженец Беларуси и действительно патриот Речи Посполитой Михаил Клеофас Огинский. За свою жизнь он написал многочисленные музыкальные произведения: мазурки, галопы, полонезы марши. Наилучшим его произведениям считаться полонез «Прощание с Родиной», который позже стал называться полонез Огинского. Еще одно его известное произведение эта музыка к песне «Еще Польша не погибла», который в наше время является гимном Польши.