Развитие белорусской культуры и искусство в послевоенное время (1945 – 1985 гг.).




Образование. Одной из наиважнейших задач было восстановление разрушенной войной системы народного образования. Уже в 1946 – 1947 гг. в БССР работала 11354 школы. Но одновременно шло сокращение количества белорусско-язычных школ и увеличение числа школ с русским языком обучения. В 1949 г. в западных областях Беларуси ликвидированный польские школы. В 1949 – 1950 гг. начался переход к всеобщему 7-летнему образованию, который завершился в середине 1950-х гг. К концу 1940-х гг. ликвидирована неграмотность среди взрослого населения. Совершенствовалась материальная база школ, улучшалась подготовка педагогических кадров.

К середине 1950-хгг. система образования, которая сложилась еще в 1930-е гг., нуждалась в обновлении. Для этого в 1959 г. началась реформа общеобразовательной школы. Вместо семилетки была введена обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, заканчивая или вечернюю школу рабочей (сельской) молодежи, или техникумы, которые работали на базе восьмилетки, или среднюю одиннадцатилетнюю школу с производственным обучением. В школах вводилось изучение основ промышленного и сельскохозяйственного производства с обязательной практикой на местных предприятиях, в колхозах и совхозах. Принимались меры ради улучшения материально-технической базы школ, содержанию обучения, подготовки педагогических кадров.

С середины 1960-х гг. начался переход к всеобщему среднему образованию. Одиннадцатилетние школы реорганизовывались в десятилетние. Велось широкомасштабное строительство новых школ по типовым проектам за государственный счёт. Открывались школы-интернаты для детей из малообеспеченных семей и сирот.

Развивалось высшее и среднее специальное образование. С 1955 г. в Беларуси насчитывалась 123 техникума и училища, которые вели подготовку по 260 профессиях и 24 ВУЗа.

Наука. В 1945 г. в республике работала 8 научно-исследовательских институтов АН БССР, вначале 1950-х гг. – 20. Их деятельность была направлена на поиски путей интенсивного развития народного хозяйства. Белорусские ученые разрабатывали проблемы развития энергетики, улучшения технической оснащенности предприятий, выявляли месторождения полезных ископаемых. Значительные научные силы сосредоточивались на исследования проблем биологической и сельскохозяйственной науки.

Развитие науки сдерживалась слабой материальной базой, недостаткам кадров по ряду научных направлений и идеологическим притеснениям. Некоторые важные теоретические вопросы, в особенности генетика, искусственно задерживались в своем развитии из-за ошибочных взглядов академика Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Трофима Денисовича Лысенко (любимца Джугашвили-Сталина). Гражданское мужество в тех условиях проявил белорусский академик Антон Романович Жэбрак, который не побоялся выступить с критикой «лысенковщины».

Тяжелое положение сложилось в отрасли гуманитарных наук. Ученые были вынужденный в своих работах неуклонно придерживаться установок партии о развитии общества, культуры. Из истории были вычеркнуты имена многих знаменитых государственных и культурных деятелей всех эпох, чрезмерно преувеличивалась роль классовой борьбы на всех этапах истории.

Экономические науки находились под влиянием работы Иосифа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой острой критике были подвергнутый рыночные, денежные отношения. Обосновывалось огосударствление экономической жизни в СССР, что отбросило развитие обществоведческих наук на десятилетия назад.

После 1953 г. в АН БССР создавались новые институты и лаборатории: Институт физики и математики, научно-исследовательские институты математики и вычислительной техники, строительства и архитектуры, искусствоведения, этнографии и фольклора, ряда самостоятельных отделов, лабораторий. Возникали новые направления исследований: молекулярной биология, нейрофизиология, иммунология, техническая микробиология и др. В 1962 г. был запущен атомный реактор.

Происходили изменения в географическом размещении академической науки. В областных центрах появились научно-исследовательские отделы и лаборатории некоторых академических институтов.

В 1970-я гг. в АН БССР окончательно сформировались основные направления научных исследований. Белорусские ученые имели значительные достижения. В 1978 г. академик У.П. Платонов за цикл фундаментальных работ по алгебре удостоенный Ленинской премии. Академику М.А. Борисевичу и сотрудникам Института физики В.У. Грузинскому и В.А. Толкачёву в 1980 г. присуждена Ленинская премия за исследования по спектроскопии свободных сложных молекул. Под руководством академика А.К. Красина велись исследования по водородной энергетике и элементарных ядерных взаимодействиях. Геологи исследовали проблемы рационального использования и охранения окружающей среды, ботаники – принципы картографирования и охраны растительного покрова. Экономисты участвовали в разработке проблем экономики промышленности и сельского хозяйства. Достижения историков связаны с изданием 5-томнай «Истории Белорусской ССР», 4-томнай «Истории рабочего класса Белорусской ССР», 3-томнай «Всенародной борьбы в Беларуси против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны» и др.

Литература. Социалистический реализм – художественный метод, который требовал отображение в литературы и искусстве реальностей жизни, связанных с советским социалистическим строем, не такими, какие они были в подлинности, а такими, какие они определялись в партийных документах.

Произведения подавляющего большинства советских писателей, поэтов, драматургов, художников, скульпторов, кинематографистов создавались в соответствии с художественным методом социалистического реализма. Творческие люди, которые создавали произведения искусства, что не соответствуют этому методу, зачислялись в диссиденты, их произведения не публиковались, а сами авторы разными способами преследовались.

Не надо думать что все, кто творил в соответствии с методом социалистического реализма были бездарностями и не создали ничего достойного, но художественный метод социалистического реализма значительно отбросил назад белорусскую литературу и искусство.

Далее речь пойдёт о творческих людях, творчество которых, в той или иной степени соответствовала требованиям социалистического реализма.

В 1945 – 1953 гг. главной темой литературных произведений стало осмысление сложных проблем Великой Отечественной войны и послевоенного общества. Значительным событием этого периода стало опубликование в 1947 г. поэмы Я. Коласа «Рыбакова хата». Вышли в мир и получили признание читателей произведения Ивана Шамякина «Глубокое течение», Алексея Кулаковского «Закаливание», Янки Брыля «В Заболотье светает» и др. Теме войны были посвященный драматургические произведения А. Мавзуна «Константин Заслонов», К. Крапивы «С народом», К. Губаревича «Цитадель славы» (Брестская крепость) и др.

Но появилась немало произведений, которые лакировали действительность, восхваляли Сталина и его заслуги перед народом. Примером может служить поэтическое письмо «Великому Сталину в славную 70-ю годовщину со дня рождения от белорусского народа». Одновременно разворачивалась критика ряда произведений Максима Танка, Констанции Буйло, Максима Лужанина, которые не стыковались с официальной политикой партии в области литературы.

После 1953 г. начался новый этап в развития белоруской советской литературы. После ХХ съезда КПСС (1956 г.) отмечались попытки пересмотра литераторами некоторых концепций, отход от схематического раздела персонажей на «героев» и «не героев», упрощенного создания образа героя. Но литераторы и работники искусства по-прежнему оставались под влиянием партийно-государственных требований «раскрывать величие благородных свершений советского народа», сообщать «живое дуновение времени», воспитывать «человека коммунистического общества».

Тематика литературных произведений охватывала широкий спектр проблем: Великая Отечественная война, жизнь современной деревни, морально-политическое состояние общества, город в эпоху НТР и др. В отображении событий войны писатели постепенно концентрировали внимание на психологии человека в военных условиях, процессе его духовного восхождения или падения. В глубоко реалистичном духе написанный повести В. Быкова «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Сотников», И. Чигринова «Плач перепёлки», И. Навуменко «Сосна при дороге» и др.

Удостоенны Ленинской премии романы «Люди на болоте», «Дуновение грозы» Ивана Мележа. Они посвящены установлению на Полесье колхозного строя. Многогранные аспекты современной жизни, моральные проблемы отражены в романах И. Пташникова «Мстижы», И. Шамякина «Атланты и кариатиды» и др.

В белорусской поэзии вместе с процессами либерализации утверждалась философичность взглядов на жизнь, на общечеловеческие ценности и значимость самого человека. Белорусская поэзия предоставлена такими известными именами, как А. Кулешов, М. Танк, П. Панченко, Г. Буравкин, Н. Гилевич, Р. Бородулин и др. Заявляли про себя и новые поэты: Ю. Голубь, Д. Бичель-Загнётава, Я. Янишчиц и др.

Наилучшие произведения белоруской драматургии эта пьеса А. Макаёнка «Таблетку под язык», «Трибунал»; К. Крапивы «Ворота бессмертия»; А. Петрашкевича «Откуда грех?», «Злодей»; М. Матуковского «Амнистия», «Последняя инстанция» и др.

Беларуская скульптура обогащалась новыми произведениями З. Азгура, А. Бембеля, А. Аникейчика и др.

Создавалась много мемориальных памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны. В числа широко известных – Курган Славы Советской Армии спасительницы Беларуси, мемориальные комплексы «Хатынь», «Прорыв», «Брестская крепость-герой» и др.

Архитектура. После окончания войны белорусские архитекторы и проектные организации разработали генеральные планы застройки для всех областных и большинства районных центров БССР. В широких масштабах велось воссоздание старых и возведение новых общественных и жилых зданий. С середины 1950-х гг. начался новый этап развития градостроительства и архитектуры в Беларуси, который характеризовался внедрением индустриальных методов строительства. Особенное внимание придавалось использованию сборного железобетона, максимальной унификации и типизации, экономиии строительства. Основным направлениям стала застройка больших жилых массивов. На архитектурно-художественный облик городов значительно влияли крупные общественные здания, среди которых кинотеатры «Октябрь» и «Москва» в Минске, Гомельский цирк, Гродненский областной драматический театр и многие другие.

Музыка. Дальнейшее развитие получили все виды белорусского музыкального искусства. Композиторы создавали оперы, симфонии и кантаты, посвященные борьбе белорусского народа с гитлеровскими захватчиками, дружбе советских народов, их революционному прошлому. Это произведения Я. Тикотского, М. Аладова, Р. Пукста, П. Подковырова и др. Появились новые сольные и хоровые песни. Многие из их стали массовыми, народными.

Для белоруской музыки 1960 – 1980-х гг. характерное глубокое отображение действительности. Оригинальные симфонические произведения, оратории, вокальные циклы были написаны М. Аладавым, Я. Глебовым, В Дамарацким, А. Мдивани, Г. Вагнером, А. Богатырёвым.

В песенном жанре наибольших успехов достигли композиторы В Аловников, Я. Глебов, Л. Захлевный, И. Лученок, Ю. Семеняко, Э. Ханок. Многие композиторы обращались к литературным произведениям Я. Купалы, Я. Коласа, В. Быкова, В Короткевича, зарубежных классиков. В итоге были написаны музыкально-драматические произведения: балеты «Курган», «Альпийская баллада», «Маленький принц» Я. Глебова, оперы «Франциск Скорина» Д. Смольского, «Зорка Венера» Ю. Семеняки и др.

Театр. Кино. Театральное искусство в послевоенный период в большей степени, чем музыкальное, находилась под влиянием постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам. Основное место в репертуаре театров занимали советские пьесы, посвященные Великой Отечественной войне, трудовой жизни советского народа, лучшие произведения русской и зарубежной классики. Вместе с тем по указанию партийных органов была проведена компания по очищению репертуара театров от «низкопробных и пошлых пьес заграничных драматургов».

Театральный жанр стал одним из популярных видов искусства в республике. К середине 1980-х гг. в БССР работала 19 драматических и 6 кукольных театров. В их репертуары основное место занимали произведения военной тематики. Относились спектакли острой социальной, морально-этической направленности. Не уходили из театральных подмостков пьесы белорусской, русской, заграничной классики.

В классику белорусского кино вошли картины «Часы остановились в полночь» М. Фигуровского, «Через погосты» В. Турова, «Альпийская баллада» Б. Степанова и др.

С середины 1960-х гг. значительное место занимало историко-революционная тематика. Лучшими фильмами стали «Красная листва» и «Крушение империи» В Корш-Саблина. В 1970 – 1980-я гг. делались попытки осмыслить прошлое через призму современности, поднять морально-этические проблемы. Кинематографисты экранизировали ряд произведений белорусских авторов.

В 1960 – 1985 гг. 13 художественных, 36 документальных фильмов были отмечены наградами международных и соответственно 30 и 72 – всесоюзных кинофестивалей.

Этапам в развития белорусской культуры стала вторая половина 1980-х гг. Под влиянием процессов перестройки, демократизации общественно-политической жизни происходило обращение широких слоёв общества, деятелей культуры, литературы, искусство к историческому прошедшему белорусского народа. Возрождалась национальная культура Беларуси. В духовной жизни белорусского общества возрастала роль религии.

Культура Беларуси на современном этапе. Основные тенденции развития культуры. Характерными чертами духовной жизни общества 1990-х гг. стали свобода творчества. Но Неблагоприятное влияние на развитие культуры оказало убывание ее финансирования. Резко сократилось количество культурно-просветительных учреждений: библиотек, клубов, домой и дворцов культуры, музеев и др.

Стремление правительства, оказать поддержку отечественной культуре привело к созданию основательной законодательной базы. Появились законы «О языках в Белорусской ССР» (1990), «О культуре в Белорусской ССР» (1991), «Об образовании в Республике Беларусь» (1991), «Об охране историко-культурного наследства» (1992) и др.

Духовное возрождение невозможно без сохранения богатого наследства – многочисленных памятников истории и культуры. Многие города: Минск, Гродно, Новогрудок, Несвиж, Мир, Гомель, Полоцк и др. – имеют уникальные архитектурные памятники. Несмотря на трудности, многое было сделано для их реставрации.

Новые реалии вошли в белорусскую культуру многочисленными выставками, вернисажами, на которых широко представлялись раньше запрещенные произведения.

Ежегодно в республике проводиться более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей: «Славянский базар» в Витебске, «Золотой шлягер» в Могилеве, "Белорусская музыкальная осень" в Минске, Международный фестиваль органной музыки в Полоцке, Республиканский фестиваль камерной музыки «Музы Несвижа», Международный кинофестиваль «Листопад» и др.

Получили дальнейшее развитие физкультура и спорт. В республике сохранилась материальная спортивная база. В 2005 г. насчитывалась более чем 24 тыс. спортивных построек, в каждом областном и многих районных центрах возведены ледовые дворцы.

За 2000 – 2005 гг. в республике подготовлено 4540 мастеров спорта из их 519 международного класса,. На чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы в 2005 г. белорусскими спортсменами завоевано 419 медалей.

Литература и искусство. Начало 1990-х гг. ознаменовался переизданием запрещенных раньше произведений Горецкого, Луцкевича, Ігнатовского, Довнар-Запольского и др. Большой интерес вызывали произведения, посвященные темам сталинских репрессий, исторического прошлого и современности. В литературе продолжалось обновление стилей, появление новых тематических и жанрово-стилистических направлений, усвоение опыта европейской и мировой литературы, лучших традиций 1920 – 1930-х гг.

Рядом с поколением уже известных прозаиков работали над новыми произведениями писатели: Рубанов, Лялько, Орлов, Наварич, Асташонок, Федоренко, Бутремеев и др.

В белорусской драматургии выделяются три основные темы – человек, жизнь, история. Новизной и оригинальностью характеризуются многие произведения, среди них – «Вирус» Г. Корженевской, «Песня Цезаря» Л. Рублевской, «Частный сектор» М. Казачёнка, «Жених по переписке» А. Федоренки, «Собака с золотым зубом» У. Саулича и др.

В поэтических, публикациях в значительной степени нашли художественное отображение темы, образы, настроения, которыми поэзия жила с начала демократической перестройки общества. Начиная с 1986 г. сквозной в поэзии остается чернобыльская тема. Горе народа, страдания и боль человека на изуродованной земле – лейтмотив произведений Я. Сипакова, М. Танка, А. Лойки, В. Зуёнка, М. Метлицкого, А. Хатэнки и др.

Период на рубеже XX – XXI вв. Созданный художественные фильмы, посвященные современным проблемам: «Гладиатор по найму», «Между жизнью и смертью» Д. Зайцева. Снятый эпический телесериал «Плач перепёлки» согласно произведениям I. Чыгрынава (режиссер I. Добролюбов), документальный фильм «После Победы» (режиссеры В. Жигалка и С. Щеглов). В художественном фильме «В августе 44-го...» (режиссер М. Пташук) показанный сложные обстоятельства в западных областях Беларуси после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В зрителей возрос интерес к истории Беларуси. Созданный документально-художественный цикл В. Шевелевича: «К вам, современники моей...», «Ловушка для зубра», «Беларусь на кресте столетий». В жанре легенды решенный историко-приключенческий фильм «Анастасии Слуцкая» (режиссер Ю. Елхов) про защиту Слуцка от татарского набега в начала XVI ст. Религиозным деятелям, просветителям посвященный фильмы «Завет Ефросиньи», «Симеон Полоцкий» С. Гайдука.

Достижения и проблемы белорусской науки. В тяжелых условиях оказалась белорусская наука. Начиная с 1991 г. затраты на науку и научные исследования постоянно сокращались и в 1996 г. сложили меньше за 1 % государственного бюджета. Вначале 1990-х гг., по сравнению с 1988 г., финансирование научных исследований уменьшилась в 7 раз. Резко сократилось количество работников, занятых основной научно-технической деятельностью: со 107 тыс. в 1990 г. до 51 тыс. в 1994 г. Многие талантливые ученые выехали за границу или перешли работать в другие сферы деятельности.

Ситуация начала меняться во второй половине 1990-х гг. В 1997 г. Указом Президента Академия наук получила статус Национальной. Созданный институты проблем энергетики, радиоэкологических проблем, молекулярной и атомной физики, технологии металлов в Могилеве, химии новых материалов, Институт леса. Растет прием в аспирантуру. Созданный специальный Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. К концу 1990-х гг. в Национальной академии наук Беларуси работала более чем 4300 научных сотрудников.

Из достижений белорусской науки известны следующие: суперкомпьютер "СКИФ", созданный в итоге белорусско-российского партнерства в отрасли высоких технологий, белорусский космический аппарат «БЕЛКА» – малый спутник, в создании которого участвовали сотни предприятий Беларуси и России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: