Жеребьевка по командам будет происходить на семинаре.
Формат дебатов Карла Поппера
Программа дебатов Карла Поппера возникла как программа, развивающая умения рассуждать и критически мыслить. Программа разработала свой стиль, близкий к стилю политических дебатов, где студенты учатся обсуждать проблемы, анализировать данные проблемы с разных точек зрения, предполагая возможные пути (стратегии) решения проблем. Дебаты развивают навыки, необходимые для эффективного общения. Единственный навык, который важен при переговорах в реальной жизни и который не тренируется при обучении дебатам — это способность достигать компромисса. Однако, поскольку группе придется тщательно анализировать тему дебатов в процессе подготовки, им придется взвешивать различные стороны и подноготную обсуждаемой темы. Косвенным образом это может способствовать и развитию готовности пойди на компромисс, взвесить и «ЗА» и «ПРОТИВ». Формат дебатов Карла Поппера разработан в Нью-Йорке в 1994 году. Правила дебатов сформировал известный американский социолог Карл Поппер.
Структура игры
В дебатах Карла Поппера участвуют 2 команды. При этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей, УК), а другая (отрицающая команда, ОК) его опровергает. Например, тема дебатов: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». Утверждающая команда доказывает этот тезис, а отрицающая сторона доказывает, что позиция утверждающей стороны неверна, то есть что «Технический прогресс не ведет к гибели цивилизации», или что «Технический прогресс способствует развитию цивилизации».
Каждая команда выставляет для дискуссии трех человек (они называются спикерами). Спикеры представляют позицию команды и обсуждают заданную тему в присутствии всей аудитории.
Роли в игре
1. Утверждающая команда (до 15 чел.), из них спикеры утверждающей команды – 3 чел.;
2. Отрицающая команда (до 15чел.), из них спикеры отрицающей команды – 3 чел.;
3. Тайм-кипер – 1 чел;
4. Судьи – 3-5 чел (в зависимости от количества участников в группе).
Примерный порядок работы (80 мин)
Регламент игры | Время |
Правила игры, требования к аргументам | 10 мин |
Подготовка 1 | 10 минут |
У1 | 5 минут |
3 вопроса ОК к УК | 2 минут |
О1 | 5 минут |
3 вопроса УК к ОК | 2 минуты |
Подготовка 2 | 5 минут |
У2 | 3 минут |
3 вопроса ОК к УК | 2 минуты |
О2 | 3 минут |
3 вопроса УК к ОК | 2 минуты |
Подготовка 3 | 5 минут |
УЗ | 3минут |
О3 | 3 минут |
Оценки судей. Выделение сильных и слабых стратегий коммуникации и публичных выступлений для вопросов с этической подоплекой | 20 мин. |
У1, У2, У3 — соответственно первый, второй и третий спикеры утверждающей команды,
О1, О2, О3 — выступления спикеров отрицающей команды.
Правила
Каждая команда имеет право на протяжении игры от 5 до 10 минут на подготовку к выступлениям (не более 3-х раз за игру)
Тайм-кипер предупреждает спикеров (команды) за 2, 1 и 0,5 минуты до окончания времени выступления (подготовки) спикеров и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).
Победа присуждается судейской коллегией состоящей из 3-5 человек; судья может объяснить причины, по которым он принял то или иное решение, таким образом помогая участникам готовиться к последующим соревнованиям.
В дебатах Карла Поппера существует три типа выступлений:
1. Конструктивная речь:
В этих речах спикером представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.
2. Опровергающая (развивающая) речь:
В этих речах нужно опровергнуть аргументы и восстановить свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.
3. Заключительная речь:
В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Спикеры должно подытожить — как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.
Понятие кейса. Структура кейса.
Термин “Кейс” обозначает “сюжет доказательства (опровержения)”, который будет осуществлен командой; совокупность аспектов и основных аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи первых спикеров.
Обязанности спикеров
Каждый спикер обязан в течение игры выполнить возложенные на него функции. Ниже приведены основные требования к содержанию выступления спикеров:
У1
— представляет утверждающую команду;
— представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;
— дает определение терминам (понятиям) входящим в тему;
— представляет точку зрения утверждающей команды;
— обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
— представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии заявленными командой аспектами);
— переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
— заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
— по возможности задает перекрестные вопросы О2 (второму спикеру отрицающей команды).
О1
— представляет отрицающую команду;
— отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
— принимает определения, представленные утверждающей стороной;
— представляет позицию отрицающей стороны;
— принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
— представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);
— опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
— заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
— по возможности задает перекрестные вопросы У2 (второму спикеру утверждающей команды).
У2
— восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, и доказательств;
— восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией, следуя первоначальной структуре;
— приводит новые доказательства (новые доказательства приветствуются);
— повторяет важные аспекты (критерии) предыдущих доказательств;
— подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;
— опровергает отрицающий кейс;
— новые аргументы не приводятся;
— заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.
О2
— восстанавливает отрицающую позицию, используя гипотезы, примеры, и доказательства;
— подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;
— продолжает опровергать утверждающую позицию;
— приводит новые доказательства;
— не приводит новых аргументов;
— заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды.
У3
— еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (для судьи обозначает самые важные вопросы);
— следует структуре утверждающего кейса;
— возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;
— выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
— сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;
— не приводит новых аргументов;
— завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);
— по возможности задает вопросы О1.
О3
— еще раз акцентирует узловые моменты (для судьи обозначает самые важные вопросах);
— следует структуре отрицающего кейса;
— возвращается к критериям (аспектам) выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;
— выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
— сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
— завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);
— не приводит новых аргументов;
— по возможности задает вопросы У1.
Критерии оценки домашних заданий, решений кейсов
Блок оценки содержания (К оценивания = 0, 6)
· Структурное раскрытие темы (по заданной структуре)
· Демонстрация ценностей этичности и социальной ответственности, опора на рекомендованные теоретические схемы и умение их применять
· Четкая формулировка выводов и рекомендаций
Блок оценки представления (К оценивания = 0, 4)
· Доступность, ясность излагаемого материала (культура речи + графическое сопровождение информации на слайдах)
· Убедительность выступления: живое изложение (умение заинтересовать) и логичность.
· Соблюдение регламента выступления.
Максимальная оценка по каждому блоку - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки:
· определяется балл каждого блока, который умножается на соответствующий коэффициент оценивания (К оценивания);
· полученные с учетом коэффициента оценивания баллы каждого блока суммируются, и определяется итоговый балл за домашнюю работу.