СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ
Исследование неречевых психических функций
а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов
Цель. Выявить состояние слухового восприятия.
Оборудование: дудочка.
Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:
- -.. -, -.. - -, - -...,... - - / - длительный звук,. -короткий звук/
б/восприятие и называние основных цветов:
Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.
Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных
цветов и оттенков.
белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;
оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.
Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?
в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:
Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.
Оборудование: разрезные картинки /из 5 – 8частей/
Логопед предлагает показать:
-- правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
-- показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.
-- складывание разрезных картинок из 5-8 частей.
Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.
г/ состояние ручной моторики:
Цель. Выявить состояние мелкой моторики.
Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.
- «пальчики правой и левой руки здороваются»,
- «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,
- «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,
- «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,
- «чередование правая рука – ладонь, левая – кулак, потом наоборот».
Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений
|
правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.
Состояние звукопроизношения
Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.
Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:
Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.
С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.
Шесть сушек у шести старушек.
СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.
З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.
К-Х: Хомяк ходит по кухне.
Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.
ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.
Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.
Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.
Оборудование: зеркало.
-- губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/
-- зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов/,
-- челюсти,
-- прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,
перекрестный прикус/,
-- твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,
субмукозная щель/,
-- мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,
-- язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/
Речевая моторика
Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.
Оборудование: зеркало.
а/ состояние мимической мускулатуры
-- поднять брови вверх / «удивиться»/;
|
-- нахмурить брови / «рассердиться»/;
-- прищурить глаза;
-- надуть щеки / «толстячок»/;
-- стянуть щеки / «худышка»/.
б/ состояние артикуляторной моторики
-- «Улыбка» - «Трубочка» под счет до 5;
-- «Часики»;
-- «Качели»;
-- «Цоканье».
Отмечается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,
неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,
заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,
пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного
движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном
положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с
задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
Состояние дыхательной и голосовой функций
Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.
а/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого
выдоха;
б/ характеристика голоса: громкость, наличие или отсутствие носового оттенка,
модуляции голоса.
При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип
физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),
дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).