СЦЕНА ПЕРЕД ПРЕМЬЕРОЙ «ДОН ЖУАНА ВО СЛАВЕ» РЕЙЕ, РАУЛЬ.




 

Звуки настраивающихся инструментов.

РЕЙЕ (обличающе): Виконт, я всё знаю!

 

РАУЛЬ: Что вы знаете, мсье?

 

РЕЙЕ: Всё! Вы склоняете мадемуазель Даэ уйти из Оперы!

 

РАУЛЬ: Это вполне естественно, мсье. Мадемуазель Даэ в самое ближайшее время приобретёт в обществе положение, не позволяющее ей петь в опере.

 

РЕЙЕ: Положение! Кому оно нужно, ваше положение, виконт? Вы препятствуете великому замыслу, рядом с которым любое ваше положение -- пыль! Замыслу мастера, которого будут помнить, когда имя виконта де Шаньи канет в Лету!

Я нахожу на пульте поправленные его рукой партитуры великих мастеров, и поправки эти превосходны. Кто бы он ни был, он гений! «Торжество Дон Жуана» --это шедевр оперной драматургии! Наконец естественность, движение, элементы народного танца! Новые принципы композиции и гармонии! И, наконец, вокальная линия –органичная, избавленная от всех этих бесконечных вокальных украшательств, которые только утяжеляют мелодическую ткань и загораживают от слушателя, собственно, суть арии! Кристин Даэ – единственная певица, которая может воплотить его замысел! У нее натуральное, выразительное пение навстречу зрителю, которое доходит до каждого сердца, вместо этого невнятного, пустого, самодовольного квохтанья, искусственного звукоизвлечения куда-то себе в голову! (показывает «маску» и заглубляет звук, пародируя Карлотту и Пьянджи).

Не становитесь же на пути великого дела! Опера стала пыльным искусством, ее вытеснят новые жанры, если не дать ей глотнуть свежего воздуха. Нам нужна революция! Мы, люди искусства, способны оценить величие. Мы не эти мусорщики, которые даже жалованье не хотят платить гению. Ведь что такое 20 тысяч франков за сотрудничество с таким титаном? Вы же просвещенный человек, вы должны понимать… Жертвы? Пф! Этот пьяница Буке? Искусство требует жертв! Неужели сама мадемуазель Дае с этим не согласится? За такой дар можно заплатить чем угодно!

 

РАУЛЬ: И даже душой? (уходит)

 

РЕЙЕ: Профан, невежда, что с него взять. И эта Даэ туда же! Когда её сюда привели, я даже в хор ее не взял. Надо быть неблагодарной посредственностью, чтобы не оценить такой дар!

 

ГРИМЕРША (возмущённо держась за щеку, идёт через сцену): И так каждый раз перед спектаклем! Порой мне кажется, что с мадам Карлоттой было проще!

 

КРИСТИН (бежит за ней): Простите, простите, я не могу справиться с собой!

 

Мэг успокаивает Кристин.

 

МЭГ: Ведь это в последний раз, Кристин!

 

КРИСТИН: Надеюсь…

 

МЭГ: Ты еще не решила?..

 

КРИСТИН: Пора, Мэг. Пора. (уходит).

 

Пьянжи идёт туда же, поправляя на ходу костюм.

ЖИРИ (не замечая в глубине сцены Мэг): Синьор, с вами хочет срочно переговорить какой-то господин.

 

ПЬЯНЖИ: Но у меня выход через 2 минуты!

 

ЖИРИ: Он говорит, что это касается интриг против синьоры Джудичелли.

 

Пьянжи немедленно идёт за кулису. Короткий вскрик. Жири вздрагивает и отворачивается.

 

МЭГ: Мама?

 

ЖИРИ: Ты?! Немедленно на сцену!

 

ДОН ЖУАН

Декорации финальной сцены оперы «Дон Жуан во славе».

 

Х О Р

Здесь владыка утолит

С юной девой голод свой

Агнец жертвенный дрожит,

Чуя нож над головой!

 

К А Р Л О Т Т А И Х О Р

Что ж, бедняжка, оплати

Утоление страстей!

затрепещешь сладко ты

В прочных путах простыней!

 

Приготовим к пиру стол.

Всё расставим по местам.

Ночь спустилась, час пришёл –

Торжествует Дон Жуан.

/

просто балет

А М И Н Т А (КРИСТИН – за сценой, входя)

«…лишь ликование

В душе ее!

Лишь об одной любви

Мечты ее!»

Д О Н Ж У А Н (ПРИЗРАК)

Ты предстала

Перед ложем расстеленным (жертвенником страстей)

Воплотить ту мечту,

Что в молчанье таилась,

Таилась…

 

Ты явилась

Для святого служения –

Ведь в душе ты уже

Подчинилась мне –

Пала твердыня,

Она покорилась мне,

И жертва на алтарь

Легла сама.

Ты решилась,

Решилась…

 

Сделан шаг, возврата нет –

Все наши игры

Окончены – судьбы

Не изменить…

 

Ты переступила грань –

Отбрось сомненья:

Тогда лишь ты поймешь,

Что значит жить…

 

Какая страсть

Охватит нас,

Пройдёт в альков,

Сорвёт покров!

Какое сладкое

Паденье!

 

Сделан шаг, возврата нет,

А там, за гранью –

Где/Так много чудных/тёмных тайн… померкнет свет!

Ведь сделан шаг, возврата нет…

 

А М И Н Т А (КРИСТИН)

Я предстала

Пред тобой в этот

Миг, когда

Иссякают сло-

ва – вся их ложь

В тишине

Растворилась…

 

Я явилась.

Что за сила

Меня влекла?

Но в душе

Я уже представляю,

Как тесно сплетают-

ся наши тела,

И жертва сама

На алтарь возлегла

Я решилась,

Решилась…

 

Сделан шаг над пропастью –

Паденье сладко:

Исполним же мисте-

рию страстей

 

Сделан шаг меж нет и да,

Скажи, когда же

Единой плотью ста-

нем мы теперь?

 

Когда же ро-

за расцветет,

Огонь по жи-

лам потечет,

Желанье ра-

зум захлестнет наш!

 

В М Е С Т Е

Сделан шаг, возврата нет,

Предел достигнут –

Разрушены мосты

И меркнет свет…

Был сделан шаг, возврата нет…

 

П Р И З Р А К

Обещай, что жизнь

Со мной разделишь…

Дай мне руку,

Чтоб меня спасти…

Поклянись, что жаждешь

Быть моею…

Будь со мной всегда, пока дышу –

Кристин, вот все, о чем прошу…

 

Кристин открывает зрителям лицо ПРИЗРАКА – жуткий череп. ПРИЗРАК окутывает КРИСТИН своим плащом и исчезает.

 

ПРИЗРАК: Психея, ты открыла светильник, и твой ангел улетел!

После срыва маски Призрак обрушивает на зал люстру, а м-м Жири кричит «Пожар!». Ширму отодвигают – там задушенный Пьянжи. Карлотта бьётся в рыданиях над телом Пьянжи.

Мэг с ужасом смотрит на мать.

Появляется Рауль.

 

РАУЛЬ: Вы его сообщница! Вы рассказали ему, что Кристин уйдет из Оперы! Вы провели его сюда! Где он?

 

ЖИРИ: Рассказала? Провела? О, виконт, вы даже не понимаете, с кем пытаетесь бороться! Не вы владеете оперой. Вы видите только то, что освещено лучами рампы. Но что там, за сценой? Долгие годы гениальный архитектор перестраивал Оперу изнутри. Все пространство внутри театра – его дом. Ему принадлежат тайные ходы, коридоры, люки, двери, подвалы, о которых не подозревают инженеры. Они делают его вездесущим. Он – истинный владыка этих стен. Он слышит все, что происходит здесь. Он проникает, куда хочет. И вам его не найти.

 

РАУЛЬ: Мадам, вы знаете, как к нему пройти! Говорите, не отпирайтесь!

 

ЖИРИ: Даже не надейтесь, виконт. Можете отдать меня в руки полиции.

 

РАУЛЬ: Вы безумны! Вы оставите Кристин в руках этого чудовища и убийцы?

 

ЖИРИ: Да кто бы он ни был! Он гений! Он избрал ее – одну из тысяч! Глупая девочка… я готова была подарить ей счастье, которого лишена сама. Почему она не в силах оценить этот дар судьбы?

 

МЭГ: Потому что это не ее судьба!

 

ЖИРИ: У гения нет выбора, Мэг! У него есть его высокая судьба гения! От Божьего благословения не отрекаются! Нельзя обрести талант – и не потерять себя. Здесь нет компромиссов!

 

МЭГ: Компромиссы? Выбор? О, мама! Ты в том же заблуждении, что Кристин. Он не Ангел музыки! Он желает не певицу и не музу! Он просто влюбился в обычную женщину и одарил ее, чем умел, чтобы получить в ответ ее любовь. Он мужчина, охваченный страстью, мама! Он сам променял бы свой гений и свою высокую судьбу на простую, скучную жизнь любого семьянина. Если бы у него был выбор! Да и ты бы выбрала… другое. Ты любишь не гения, мама. Ты любишь мужчину, который желает другую женщину!

 

Жири молчит, потрясенная. Она тоже была по-своему обманута сказкой об Ангеле музыки: ей было проще видеть в мужчине гения, чем признаться в своих неразделенных чувствах. В ней просыпается чувство реальности и нормальная женская ревность, она сознает, что просто способствовала тому, чтобы любимый мужчина соединился с другой.

 

ЖИРИ (глухо): Полиции я его не сдам.

 

РАУЛЬ: Один на один. Это честно.

 

ЖИРИ: Без оружия, виконт.

 

Рауль отдаёт ей оружие.

ЖИРИ: Следуйте за мной.

 

Уходят.

 

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ

 

ПРИЗРАК (в лабиринте из ширм)

Снова в бездну отчаянья,

В глухую тьму!

Снова в бездну,

В души моей тюрьму!

Снова в путь беспросветный

Словно ад!

(С горечью обрушивается на КРИСТИН)

Отчего заточен живьем

Я в склепе мертвеца?

Не за смертные грехи,

Но за язву безобразного лица

За сценой слышатся голоса преследователей.

П Р Е С Л Е Д О В А Т Е Л И (за сценой)

Убийца где-то здесь!

Он не уйдет!

П Р И З Р А К (двигаясь дальше)

Мир людей меня изгнал!

Все преследуют меня!

Милосердия не знал,

Одинок и загнан я!

Кристин, Кристин…

За что, за что…?

 

В другом конце лабиринта – Преследователи.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ

Убийца где-то здесь –

Он не уйдет!

Убийца где-то здесь –

Он не уйдет!

Боялись мы, теперь

Его черед!

Застигнем зверя мы

В его норе!

Ты слышишь, Призрак Оперы,

С тобой сведем мы счет…

Он там, проклятый Призрак Оперы…

ФИНАЛ

 

К Р И С Т И Н

Досыта напился крови жадный божок!

И теперь он желает отведать плоть!

 

П Р И З Р А К

Судьба мне судила

Мараться в крови,

Судьба же лишила

И плотских утех…

Лицо – отравило

Отраду любви…


Век один,

Без материнской ласки.

С детства я

Таил себя под маской…

Толку нет в мольбе –

Так гляди в глаза судьбе!

Век на череп ты смотреть

Обречена!

 

К Р И С Т И Н

Твоё лицо

Не страшит меня уже.

Страшнее мрак,

Что царит в твоей душе…

 

П Р И З Р А К

Стой! Ты погляди!

Светлейший гость!

 

КРИСТИН

Рауль!

 

ПРИЗРАК (РАУЛЮ)

Ах! Какой сюрприз!

Сам виконт с визитом к нам!

Мсье! Я вас давно

С волненьем ждал.

Сбылась мечта моя –

Значит, ночь прошла не зря!

 

Р А У Л Ь

Пустите!

Прошу! Ее

Отпустите!

Имейте жалость!

 

П Р И З Р А К (к КРИСТИН, язвительно)

Ваш милый

По-иному запел!

 

К Р И С Т И Н

Рауль, нет смысла…

Р А У Л Ь

Молю вас!

Месье, ответьте!

Молю вас

О милосердье…

 

П Р И З Р А К (яростно огрызается на РАУЛЯ)

Мир не был ми-

лосерден ко мне!

 

Р А У Л Ь

Кристин…

Кристин…

 

(ПРИЗРАКУ)

Пропустите!

 

П Р И З Р А К (язвительно)

Будьте гостем…

 

ПРИЗРАК

Мне

приятно вас при-

нять, но неу-

жели вы хо-

тели, чтоб я карал

Ее за вашу вину?

 

«Прикажи карету дать!»

«Ну же, смелей! Держим руку возле глаз!»

Вас не спасет ничто –

Кристин только может…

 

(Разворачивается к КРИСТИН)

 

Будь со мной! Оплати

Друга жизнь ценой любви

Отказ твой обречет любовника на смерть!

Вот выбор твой!

Вот это шаг – возврата нет!

 

К Р И С Т И Н (ПРИЗРАКУ)

Рыдала б я, страдаль-

ца пожалев,

Но иссушает сле-

зы гнев…

 

Р А У Л Ь (в отчаянии)

Кристин, прости мне!

О, прости мне!

Тебя спасти хотел,

Но все напрасно…

 

К Р И С Т И Н (глядя на ПРИЗРАКА, но себе самой)

Прощай мой падший идол,

Ложный друг…

Все мои иллю-

зии разбиты…

 

П Р И З Р А К (к КРИСТИН)

Нам нет пути назад,

Мольбы напрасны,

Напрасны слезы…

 

Р А У Л Ь (к КРИСТИН)

Не сдавайся –

Без тебя не жить мне!

 

П Р И З Р А К

Сделан шаг, надежды нет:

К чему сражаться?

 

Р А У Л Ь

Спасешь меня иль нет,

Я обречен…

 

П Р И З Р А К

Спасешь иль нет, с тобой

Он разлучен!

 

Свяжи со мно-

ю жизнь свою

Или на смерть его пошлю!

 

Р А У Л Ь (ПРИЗРАКУ)

Зачем ей лгать, меня спасая?

 

К Р И С Т И Н

Музыки Ангел…

 

П Р И З Р А К

Сделан шаг, возврата нет –

 

Р А У Л Ь

Кристин, не надо,

Откажись!

 

К Р И С Т И Н

Ангел Мрака

 

П Р И З Р А К

… предел достигнут…

 

Р А У Л Ь

Не жертвуй жизнью ра-

ди меня…

 

К Р И С Т И Н

Будет ли муке конец?

 

П Р И З Р А К

Спасет Рауля

Только твой ответ!

 

Р А У Л Ь

Тебя хотел спасти я…

 

К Р И С Т И Н

Музыки Ангел…

 

П Р И З Р А К

Был сделан шаг,

Возврата нет…

 

К Р И С Т И Н

… лжец ничтожный –

Верила я

Слепо…

 

П Р И З Р А К (к КРИСТИН)

Не буду ждать я –

Выбирай!

 

Она задумывается на мгновение, затем с решимостью медленно идет к ПРИЗРАКУ.

 

КРИСТИН (сперва спокойно, но затем с растущим чувством):

Бедное мрака созданье

Ангелом стать ты не мог…

Бог дает силы сказать мне:

Ты не одинок…

 

Подходит к Призраку и целует его. Призрак освобождает Рауля.

 

П Р Е С Л Е Д О В А Т Е Л И:

Убийца где-то здесь –

Он не уйдет!

Боялись мы, теперь

Его черед!

 

Застигнем зверя мы

В его норе!

Ты слышишь, Призрак Оперы,

С тобой

Сведем мы счет…

 

П Р И З Р А К

Прочь – уходите – бегом от меня…

Прочь от меня – забыть обо всем…

Быстро! Быстро бегите!

Не глядеть на меня – не ждать, бежать…

Кристин от меня вам надо спасать…

Прочь…

Не ждать – бежать! Бегите!

 

РАУЛЬ и КРИСТИН отходят. ПРИЗРАК с насмешкой глядит на собственную маску.

 

ПРИЗРАК:

Маскарад!

Лиц искусственных парад…

Маскарад!

Только в маске

И можно быть собою…

 

ПРИЗРАК: Кристин, любовь моя…

 

К Р И С Т И Н (В отдалении, РАУЛЮ)

Обещай, что жизнь

Со мной разделишь…

За тобой

Везде последую…

 

ВМЕСТЕ

Каждый миг хочу

Дарить тебе лишь

П Р И З Р А К (смотря ей в след)

Все, что пел – я пел тебе одной!

Умолкли звуки музыки ночной...

 

Рауль и Кристин выбираются из подвала.

Абсолютно пустая сцена. Свежий ветер. Герои наконец-то в настоящем мире, где они могут жить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: