Профессиональная компетентность - качество обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно ценностной рефлексии.
Информационная компетентность – качество обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к
особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку
учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами,
квалифицированную работу с различными информационными профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,
использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;
регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению
дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и
мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном
|
процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность – качество обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих
эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных
нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих
профессиональных задач.
4. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе
"Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС (далее -
квалификационные характеристики), призваны способствовать правильному подбору и
расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению
труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и
ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в
определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных
|
требований.
5 Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных
документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих
конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей
организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности
работников.
При необходимости должностные обязанности, включенные в
квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены
между несколькими исполнителями.
6. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела:
"Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".
В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых
функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику,
занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и
взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по
должностям служащих.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к
работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных
нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и
средств, которые работник должен применять при выполнении должностных
обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены необходимые для выполнения
должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника,
|
удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
7. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ,
которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-
педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском
работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение
режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и
иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной
подготовке работников.
8. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда
работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с
установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях
без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение
обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других
должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых
не требует другой специальности и квалификации.
9. При разработке должностных инструкций по должностям работников,
относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям
работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские
работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются
квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей
служащих, с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей
должности в конкретных организационно-педагогических условиях.
9. Должностное наименование "старший" применяется при условии, если работник
наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности,
осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего"
может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в
непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства
самостоятельным участком работы.
10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в
разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим
опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные
на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке
исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица,
имеющие специальную подготовку и стаж работы.
II. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Социальный педагог
Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию,
образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по
месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности
обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет
интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в
поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им
социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися
(воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами
различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи,
формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками,
детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи,
реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует
различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей)
и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию
социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной
среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности
личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и
здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников,
детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к
соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей,
используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы
в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том
числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми)
актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по
трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению
сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников,
детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с
учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб,
семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в
оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и
попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением,
а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических,
методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении
методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся
(воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной
политики, права и государственного строительства, трудового и семейного
законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную,
возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового
образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические
методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе
дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные
педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным
компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики
(опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической
коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и
педагогика", "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы.