Основные составляющие компетентности педагогических работников




Профессиональная компетентность - качество обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно ценностной рефлексии.

Информационная компетентность – качество обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к

особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку

учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами,

квалифицированную работу с различными информационными профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,

использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;

регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению

дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и

мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном

процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность – качество обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих

эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных

нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих

профессиональных задач.

4. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе

"Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС (далее -

квалификационные характеристики), призваны способствовать правильному подбору и

расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению

труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и

ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в

определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных

требований.

5 Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных

документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих

конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей

организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности

работников.

При необходимости должностные обязанности, включенные в

квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены

между несколькими исполнителями.

6. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела:

"Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых

функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику,

занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и

взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по

должностям служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к

работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных

нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и

средств, которые работник должен применять при выполнении должностных

обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены необходимые для выполнения

должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника,

удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

7. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ,

которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-

педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском

работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение

режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и

иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной

подготовке работников.

8. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда

работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с

установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях

без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение

обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других

должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых

не требует другой специальности и квалификации.

9. При разработке должностных инструкций по должностям работников,

относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям

работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские

работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются

квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей

служащих, с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей

должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

9. Должностное наименование "старший" применяется при условии, если работник

наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности,

осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего"

может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в

непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства

самостоятельным участком работы.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в

разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим

опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные

на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке

исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица,

имеющие специальную подготовку и стаж работы.

II. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Социальный педагог

Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию,

образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по

месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности

обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет

интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в

поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им

социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися

(воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами

различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи,

формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками,

детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные

образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые

образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи,

реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует

различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей)

и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию

социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной

среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности

личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и

здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников,

детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к

соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей,

используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы

в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том

числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми)

актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по

трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению

сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников,

детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с

учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб,

семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в

оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и

попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением,

а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических,

методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении

родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,

предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении

методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся

(воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы

Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие

образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной

политики, права и государственного строительства, трудового и семейного

законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную,

возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового

образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические

методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе

дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности

(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные

педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного обучения, реализации

компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным

компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с

обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их

заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных

ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики

(опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической

коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка

образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или

среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и

педагогика", "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: