Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога
2.1.Должностная инструкция как правовой документ социального педагога
Первый документ, с которым знакомятся наемные работники, устраиваясь на
работу – это должностная инструкция, которая определяет круг обязанностей, как
наемного работника, так и работодателя. Должностные инструкции разрабатываются не
под конкретное наемное лицо, а под определенную профессию, которая зарегистрирована
в классификаторе существующих профессий. Поэтому должностные инструкции, прежде
всего, нормативно считаются правовым документом, который определяет круг
обязанностей и прав, степень ответственности возложенной на соответствующую
должность, правила приема и увольнения, замещения. Применяя должностные
инструкции в организации производственного процесса, позволяют работодателю четко и
эффективно организовать деятельность предприятия, так как участие каждого работника
четко определено. Должностные инструкции утверждаются работодателем и подписываются наемным работником. С этого момента они определяют отношения между ними. Работнику они дают чувство стабильности и защищенности, а работодателю облегчают работу по управлению персоналом. Исходя из выше сказанного, должностные инструкции должные содержать следующую информацию - общие положение, в котором определены квалификационные требования к данной должности, что необходимо знать и
уметь, занимая эту должность. Второе - это перечень работ, которые выполняет наемный
работник, находясь на этой должности. Затем идут его права, которые он может
отстаивать и требовать от работодателя. Последний пункт – это ответственность, которую
|
несет работник при выполнении своих обязанностей. Применение должностных
инструкций, как видно, в одинаковой степени важны как для наемного работника, так и
для работодателя, помогая в решении проблем, которые могут возникнуть в процессе
трудовой деятельности.
В настоящее время для составления должностной инструкции социального
педагога необходимо руководствоваться Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих. Извлечение (ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ,
СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ) Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593
РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ "
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I - "Общие положения", II - "Должности
руководителей", III - "Должности педагогических работников", IV - "Должности учебно-
вспомогательного персонала".
|
3. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на
повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и
компетентности работников образования, наиболее полное использование их
профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и
обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение
профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также
готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим
компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная,
инновационная, правовая.
Основные составляющие компетентности руководителей
Профессиональная компетентность
- качество действий руководителя,
обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и
типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение
нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие
изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными
технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными
технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.
Коммуникативная компетентность - качество действий руководителя,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами
власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести
|
переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе;
способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования
партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского
искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и
убеждения, мотивации подчиненных.
Информационная компетентность - качество действий руководителя,
обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез
информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных
технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными
источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих,
педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на
электронных носителях.
Правовая компетентность - качество действий руководителя, обеспечивающих
эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных
нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных
правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей
законодательной базы.