Сравнительная антропология




Вопрос: Концептуальное соотношение общей, сравнительной и культурной антропологии.

Общая антропология – это метанаука исследующая становленние человека и развитие его как биосоциального существа.

Её специфика: биологическое развитие рассматривается в связи с общественным развитием человека, его культуры. Она изучает развитие человека как вида, члена общества (социума). Специфика человека как биологического вида в том, что он рождается не с готовым набором биологических качеств: а развитие происходит лишь под влиянием общества(развиваются мышление и речь)


В США под антропологией понимают культурную антропологию, включающую в себя отчасти генетику человека.

В Российской научной школе антропология – это отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию человека и рас, при этом эволюция исследуется в зависимости, как от природных, так и от социо-культурных факторов. Так, антропология из биологической науки приобретает социальный междисциплинарный характер.
между расами человека.

Объект исследования общей антропологии – человек.
Предмет исследования общей антропологии – биологическая культура человека в социо-культурном аспекте. Это биологическая природа человека, её вариации, происхождение и развитие.

социальная антропология— изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации

 

Сравнительная антропология

в предметную область своей сравнительной антропологии В.Гумбольдт включал, с одной стороны, «все внешние особенности телесного строения и поведения, цвет лица и волос» и т.п., а с другой стороны, «влияние внешних ситуаций на внутренний характер».Однако доминирующее место в задумываемой науке отводилось описанию культурных особенностей у сравниваемых этносов, под которыми он имел в виду «различие в предметах занятий людей, в продуктах их труда, в способе их потребностей, их одежде, развлечения, образ жизни».

Цель – изучение многообразия форм соиальной жизни, служит основой для теоретического анализа человеческого общества. Социальная жизнь однообразна, а значит существуют законы которым подчинено развитие.

Задачи исследование законов социальной жизни и поиск схожих черт в разных обществах настоящего и прошлого.

Культу́рная антрополо́гия

(иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития]. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США.

Культурная антропология, выдвигающая на первый план проблемы механизма развития культуры, пытается ответить на вопросы отом, каким образом культура передается во времени

поколению), как осуществляется процесс взаимодействия культур, каково содержание этого взаимодействия и куда направлен его вектор.

 

КУЛЬТУ́РНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека

Культурная антропология пользуется методами таких наук, как этнография, археология, история, структурная лингвистика, фольклористика, социология, философия культуры, психология,
Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры Запада.


Одной из основных черт, характеризующих философскую основу культурной антропологии, является отрицание эволюционизма (партикуляризм). В антропологии 19 века преобладало убеждение в поступательном движении прогресса, в том, что каждое общество в своем развитии должно проходить определенные ступени (фазы). Разные философские системы выделяли такие ступени, как дикость-варварство-цивилизованность; племенное-рабовладельческое-феодальное-капиталистическое-коммунистическое общество; язычество-монотеизм и др.
Вторая характерная черта культурной антропологии — ярко выраженный культурный релятивизм, то есть вытекающее из требования научной объективности стремление освободиться от этноцентризма, воздерживаться от оценок, от субъективных интерпретаций, рассматривать явления чужой культуры с точки зрения ее самой, «вживаться» в исследуемую культуру и т. п.
Третья характеристика культурной антропологии — особое внимание, которое придается исследованию вопроса о взаимоотношениях между культурой и личностью. В формировании индивидуальной личности определяющая роль отводится социальной среде, при этом «выносятся за скобки» все иные факторы индивидуального существования: биологическая предрасположенность каждого конкретного человека, свободный выбор индивида, общечеловеческие структуры сознания и ценности и т.п. Таким образом, структура личности зависит от той системы ценностей, которая является преобладающей в обществе; любой индивидуум обладает поведенческими моделями и мыслительными схемами своего общества.

Одна из важных проблем, поднятых культурализмом, — проблема культурной целостности, или, другими словами, внутреннего соответствия между культурными нормами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: