Изображение из 4 главы, стихи 1- 8




Сопоставление иллюстрации из Бамбергского Апокалипсиса XI века с текстом из Откровения от Иоанна.

 

Изображение из 4 главы, стихи 1- 8

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

 

 

Апокалипсис из Бамберга - известная рукопись, созданная в начале XI века, она содержит 106 листов и украшена 57 позолоченными миниатюрами.

 

В целом рукопись можно охарактеризовать так: изображения в ней выполнены в достаточно сдержанной цветовой гамме, она приближена к нейтральным и даже холодным тонам. Каждое изображение находится в раме, иногда она ничем не украшается, а иногда оформляется геометрическими или растительными орнаментами.

 

Выбранная мной иллюстрация подчинены общему стилю. Она относится к четвертой главе, в которой Иоанн Богослов возносится к небесному престолу, там ему приходит видение. Именно это видение и изображено на выбранной мной иллюстрации.

 

Мы видим фигуры восьми людей. В тексте они соответствуют двадцати четырем старцам, которые окружают Иисуса. На их головах изображены золотые венцы. Этот цвет указывает на вечный свет, славу, достоинство и силу. На иллюстрации мы видим, что цвет венцов не ярко-золотой, а почти сливающийся с фоном, но насыщенный и глубокий. Сами венцы выглядят устойчивыми, как незыблемость божьей власти; кстати говоря, после в апокалипсисе эти венцы опускаются перед престолом (4,10), это подтверждает вышеупомянутую мысль. Драпировка ткани на одежде старцев - условная, это позволяет не перегружать изображение деталями, концентрируя внимание зрителя на изображении в целом.

 

В руках старцы держат семь огненных светильников, которые в тексте находятся не в руках старцев, но рядом с престолом. Поместив их именно в руки, мастер принял удачное композиционное решение - изображения становится ритмичным и стройным, а огненные светильниками дополнительно создают ощущение присутствия множества людей (напомню - старцев в тексте было 24, гораздо больше, чем на изображении). Огненные светильники - это символ, он обозначает “суть семь духов Божиих”.

 

Между ногами старцев белым пятном выделяется условно изображенное стеклянное море. В тексте оно сравнивается с кристаллом. Белый цвет и мелкая рябь во-первых, отсылают нас к тексту, напоминая собой стекло, а, во-вторых, являются условными изображением волн. Вероятно, лик, изображенный в море. - сам Иоанн Богослов, который только попал в видение.

 

Почти в центре композиции находится зелено-сине-красный круг с исходящими от него лучами. Он условно обозначает радугу, подобную Самарагду. Мы знаем, что это - прекрасный драгоценный камень зеленого цвета. Именно так изображается бо’льшая часть радуги, ее центр. Красные лучи напоминают полосы обычной радуги. Кроме того, круг-радуга упорядочивает композицию: мы видим пять круглых нимбов (4 у символических изображениях апостолов и 1 у Христа), радуга же повторяет их форму, но превосходит по размеру, как бы продолжая и завершая их стройный ряд; исходящие от нее лучи повторяют количество нимбов, продолжая при этом ряд старцев.

 

Престол, на котором сидит Христос, тоже дан условно. Он ограничивается овалом, окружающим “Сидящего”, и полосой в цвет фона чуть ниже середины. Голубой фон, взятый в обрамление условной спинкой, обозначает небо, в котором находится престол. Спокойный голубой цвет, который нельзя назвать ярко-голубым, выделяется на темно-золотом фоне и становится светлее, ярче и насыщеннее.

 

Христос, восседающий на троне, выглядит величественно. В одной руке он держит свиток, другая поднята в благославляющем жесте.

 

Вокруг Христа изображены символы апостолов-евангелистов: ангел, обозначающий Матфея, орел, обозначающий Иоанна, лев, обозначающий Марка и телец, обозначающий Луку. Их взоры обращены ко Христу, каждый из них держит священное писание (в когтях у орла находится свиток, у всех остальных - книга). Каждый из них имеет крылья, как и в тексте - их 6. Перья на них изображены достаточно условно, но в четком быстром ритме, который повторяет ритм в изображении старцев. Здесь композиция разряжается, плотность фигур становится меньше, но динамичность иллюстрации остается прежней именно благодаря ритму крыльев.

 

Обобщая вышесказанное, необходимо заметить, что иллюстрация имеет величественный, степенный характер. Композиция в целом является уравновешенной и симметричной, она оживляется с помощью ритмов в изображении старцев и перьев крыльев у символов апостолов. Спокойные глубокие цвета изображений подчеркивают друг друга. А смыслы, заложенные Иоанном Богословом в “Апокалипсисе”, полностью находят свои отражения в деталях иллюстрации.

 

Сидорова Анастасия, УГИ - 263401.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: