Техники мозгового штурма




Основные правила проведения мозгового штурма:

1. Готовьтесь заранее. Перед мозговым штурмом предупредите всех приглашенных о теме обсуждения и количестве времени, которое потребуется для его проведения, чтобы участники настроились на работу и никуда не торопились.

2. Приглашайте разных. Участниками могут быть любые люди с различными интересами. Потому что разнообразный состав обеспечит Вам неожиданные идеи и новый взгляд на задачу.

3. Создайте общее информационное поле. Перед началом работы стоит еще раз кратко проговорить текущую ситуацию и цель штурма, чтобы убедиться, что дальше все будут общаться об одном и том же.

4. Фиксируйте все идеи. Абсолютно все идеи, даже самые безумные. И для этого можно использовать маркерную доску, ватман или диктофон. Самое главное – не потерять ни одной, в данном методе все идеи на вес золота.

5. Настройте участников говорить все. Некоторые из них могут чувствовать себя неуверенно, больше обдумывать идеи, чем делиться ими. Поэтому Вам нужно ободрить их, позвольте высказывать абсолютно любые мысли, подайте пример.

6. Будьте готовы к отрицательному результату. Обсуждение может пойти совсем не так, как Вы планировали. Критика под запретом. И Вам нужно принять результат таким, каким он будет, но все же попробуйте понять, как Вы можете его применить.

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Метод параллельного мышления, где шесть шляп являются инструментом его достижения. «Проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве»

Участникам предлагается примерить на себе несколько образов, которые помогут прейти команде к конкретному решению задачи, точки зрения автор олицетворил в виде шляп:

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Стратегия Уолта Диснея

Уолт Дисней – основатель «The Walt Disney Company». У него была замечательная стратегия креативного мышления. В первый день все сотрудники заходили в светлый зал и начинали мечтать о великолепном мультфильме. Во второй день они уже заходили в студию с мольбертами, красками, карандашами и рисовали, как это может выглядеть. А в третий день они собирались в коморке и конструктивно критиковали, что сделали до этого.

Выработка идеи включает координацию трех стилей мышления: «мечтателя», «реалиста» и «критика», каждый из которых является ключевым компонентом успешной «внутренней игры» для достижения будущих целей.

«Мечтатель» необходим, чтобы формулировать новые идеи и цели.

«Реалист» необходим как средство трансформации идей в конкретное воплощение.

«Критик» необходим как фильтр для очистки идей и предотвращения возможных проблем.

Но «Мечтатель» без «реалиста» не может воплотить идеи в нечто материальное. «Критик» и «мечтатель» без «реалиста» только «застревают» в бесконечном конфликте. «Мечтатель» и «реалист» могут получить реальные результаты, но их идеи не будут хорошими без «критика». «Критик» помогает оценивать и улучшать продукты творчества (когда «критик» деструктивен, он «разрушитель», когда конструктивен, он «советчик»).

Метод нахождения идей 6-5-3

Задача – систематизация процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом.

Алгоритм применения. Этот метод подразумевает следующую регламентацию работы экспертной команды: в группу входят 6 человек, каждый из которых должен выдвинуть 3 предложения.

Каждый из шести членов экспертной группы записывает три идеи и передает их остальным членам группы, которые на основе предложенных вариантов пишут еще по три идеи, и в результате будет предложено 108 идей. Несомненно, идеи и примечания будут неоднократно повторяться, однако среди них будут и 50-60 применимых идей.

Метод «Плюсы. Минусы. Интересно » (ПМИ)

Техника ПМИ разработана, чтобы намеренно направлять ваше внимание к положительным, отрицательным и интересным аспектам специфической идеи, предмета или решения.

Вы берете лист бумаги и делите его на три колонки: «Плюс», «Минус» и «Интересно».

В первой колонке вы перечисляете все положительные аспекты идеи, предмета, темы или решения.

Во второй колонке – отрицательные аспекты.

В третьей колонке – что-то еще, что, как вы думаете, стоит отметить, но что не укладывается легко в другие две колонки. Это пункты, которые нельзя назвать хорошими или плохими, это скорее нейтральные наблюдения, интересные примечания, комментарии.

Техника ПМИ – отменный инструмент для того, чтобы сфокусировать внимание и мышление на различных элементах вещи, которую вы анализируете. Используя ее, вы оказываетесь в более выгодном положении, чтобы принять решение о рассматриваемом вопросе. Особенно этот метод полезен, если вы уже составили мнение, так как вы сможете подтвердить свою правоту, убедиться лишний раз в том, что выбрали верный путь.

 

 

Метод «Ментальные карты»

Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей.

Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: