ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Показатели | возрастная группа | |||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||||||
Мышление | Наглядно-действенное | Наглядно-образное | Наглядно-образное | Наглядно-образное, начало формирования Образно-схематического | Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного | |||||
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы | Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные | Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли | Формирование планирующей функции речи | Развитие внутренней речи | |||||
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре | Развитие целенаправленного запоминания | Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процecc усвоения | |||||
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Высокая чувствительность к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Уменьшение чувствительности к дискомфорту | Индивидуально, у большинства низкая | |||||
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы,их внутреннее устройство | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями | |||||
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание | Экспериментирова-ние,конструирование | Рассказы взрослого, экспериментирование | Общение со Взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками,__________ | |||||
Показатели | Возрастная группа | |||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||||||
Условия успешности | Разнообразие развивающей сферы | Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, | Собственный широкий кругозор, умелость к каком-либо деле | |||||
Форма общения | Ситуативно-личностное | Ситуативно-деловое | внеситуативно-деловое | внеситуативно-деловое внеситуативнопичностное, | внеситуативно-личностное | |||||
Отношения со сверстниками | Мало интересен | Мало интересен | Интересен как партнер по сюжетной игре | Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении | Собеседник, партнер по деятельности | |||||
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи | Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Источник информации | Источник информации, собеседник | Источник эмоциональной поддержки | |||||
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я-сам») | Со взрослыми как продолжение («Я-сам») | Отсутствуют | Отсутствуют | К 7 годам - кризис, смена социальной роли | |||||
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы | Сильной модальности, резкие переключения | Более ровные, старается контролировать | Преобладание ровного оптимистичного на-строения | Развитие высших чувств | |||||
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная игра «рядом» | Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие | Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация | Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения | Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью | |||||
Вариативный комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе
Исследуемая функция | Автор, методика |
Мотивационная готовность | М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Ов-чарова. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников Н. Г. Лусканова. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лусканова. Анкета А. Н. Венгер, Е. А. Бугрименко. «Отношение ребенка к школе» С. А. Банков. Тестовая беседа Н. Гуткина. Экспериментальная беседа |
Зрительно-моторная координация | Н. И. Гуткина. «Домик» |
Вербальная память | 3. М. Истомина. «10_слов» Л. С. Мучник, В. М. Смирнов. Методика исследования непосредственной и оперативной памяти с помощью «двойного текста» |
Внимание | Б. Бурдон. «Корректурная проба» Модификация теста Рея, Тест переплетенных линий Мюнстенберг. Тест для изучения устойчивости и избирательности внимания |
Мышление | А. Н. Бернштейн. «Последовательность событий» Е.Л. Агаева. «Классификация по заданному принципу» |
Воображение | О. М. Дьяченко. «Художник» |
Причины агрессивности детей и методы их коррекции
Причина | Методы коррекции |
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки | • подвижные игры • спортивные эстафеты • «минутки радости» между занятиями |
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии | • беседа с родителями • направление к психологу • наблюдение за поведением ребенка • совместное включение в сюжетно-ролевые игры • налаживание эмоционального контакта с ребенком |
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) | -»- |
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье | беседа с родителями направление к психологу |
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) | • препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло • проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок • аретопсихотерапия • ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц • давать способы и образцы миролюбивых способов общения • обсуждать книги, предусмотренные программой • перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ |
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков | • подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния • психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение • обучение приемам саморасслабления • разработка программ обучений коммуникативным навыкам |