Продолжительность адаптационного периода __________________________
Наличие выраженных интересов (или их отсутствие)____________________
Наличие патологических влечений____________________________________
4. Поведение
Взаимоотношения ребенка со сверстниками ___________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом________________________________
Особенности социальных контактов__________________________________
Трудности в освоении норм поведения_________________________________________________________
5. Трудности в обучении:
• интеллектуальные особенности (особенности внимания, восприятия, памяти, мышления речи) ____________________________________________
• особенности аффективной сферы ребенка (преобладающий фон настроения, устойчивость эмоциональных состояний, наличие страхов, тревоги, эмоциональные реакции)____________________________________
6. Личностные характеристики____________________________________
7. Зона ближайшего развития______________________________________
8. Рекомендации по результатам изучения ребенка для специалистов ____________________________________________________
9. Рекомендации по результатам изучения ребенка для родителей ______________________________________________
Текущий мониторингсостояния ребенка в коллективе сверстников
| Параметр развития | Ранний возраст | Дошкольный возраст | ||||
| Ведущая потребность | Потребность в компетенции как свободном владении средствами (потребность все делать самому) | Потребность социального соответствия | ||||
| Ведущая деятельность | Манипулятивно-предмет-ная, предметная деятельность | Игровая деятельность. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, конструктивная и зачатки трудовой). Деятельность экспериментирования | ||||
| Социальная ситуация развития | Совместная деятельность ребенка и взрослого как единство аффекта и интеллекта: интеллект выступает при этом как ориентация на социальный смысл контакта, а интеллект — на способ действия | Дошкольник остается связан со взрослым, который создает условия и обучает элементарным обязанностям, поддерживает в успехах. С другой стороны, на ребенка оказывает влияние детское общество, в котором создается общественное мнение и осуществляется договоренность в совместных действиях. Появляются элементы взаимной поддержки и соревнования | ||||
| Социальная фаза развития личности | Освоение социальной позиции «Я в обществе» — приобщение себя к миру людей (социализация) | Освоение социальной позиции «Я и общество» — усвоение основных векторов отношений между людьми: взрослый — ребенок, взрослый — взрослый, ребенок — ребенок, ребенок — взрослый. Фаза самоутверждения | ||||
| Социальное опосредствование контактов | Орудийное и целенаправленное | Речевые и умственные действия, социальная роль, связанная с реализацией социальных правил | ||||
| Мотив общения | «Делать, как взрослый» | «Быть, как взрослый». Появляются социальные мотивы поведения в виде стремления сделать нечто приятное и полезное для других | ||||
| Тип взаимоотношений | Руководство — подчинение | Кооперация | ||||
| Форма общения со взрослым | Ситуативно-деловая | Внеситуативно-познавательная (с 3 до 5 лет) и внеситуативно-личностная (с 5 до 7 лет) | ||||
| Форма общения со сверстником | Эмоционально-практическая | Ситуативно-деловая (с 3 до 5 лет) и внеситуативно-деловая (с 5 до 7 лет) | ||||
| Базовая психическая функция | Восприятие | Память | ||||
| Познавательные установки | Что это? Что с ним можно делать? | Что это? Что с ним можно делать? Как? Зачем? Почему он такой? Что будет, если...; | ||||
| Тип ориентировки в задании | Метод проб и ошибок (тупиковая, поисковая, продуктивная пробы) | Метод целенаправленных проб, практического примеривания и зрительного соотнесения. Опора на символы | ||||
| Развивающаяся психическая функция | Наглядные формы мышления и речь | Воображение, произвольность высших психических функций, моделирование как центральная умственная способность | ||||
| Взаимоотношения между коммуникативной и речевой ситуацией | Образы событий накладываются друг на друга. В одном высказывании отражено несколько ассоциированных ситуаций, связанных общей предикацией. Усваивается номинативное значение предложения | Образы событий сополагаются и сравниваются. Ситуация начинает примерно соответствовать одному высказыванию. Усваивается денотативное значение предложения (3-5 лет). Постепенно происходит функциональное упорядочение элементов смысла, отражающее точку зрения ребенка на ситуацию высказывания. Усваивается референциальное значение предложения (5-7 лет) | ||||
| Соответствие функции высказывания практическим действиям - | Высказывание — харак-теризация, соответствующее предметным действиям. Высказывание — комбинация, соответствующее атрибутивным действиям | Высказывание — описание, соответствующее изобразительным действиям. Высказывание — описание, соответствующее ролевым действиям | ||||
| Усвоение функций речи | Назывная функция. Сигнификативная функция. Комментирующая функция. Экспрессивная функция | Обобщающая функция. Планирующая, регулирующая, контролирующая функции (регулирующая функция). Оценочная функция. Коннотативная функция | ||||
| Симптомы возрастного кризиса | Противоречие между «хочу» и «надо» ставит перед необходимостью | Внутренняя борьба между запросами, самолюбием и самооценкой — осознаваемым расхождением между внутренней позицией и занимаемым положением. Стремление выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную деятельность) | ||||