Основные отличия занятий от непосредственно образовательной деятельности




Отличие непосредственно образовательной деятельности (НОД) от занятий

В настоящее время целью российской образовательной политики является культурное и национальное развитие страны. Образование является базовой основой для развития экономики и общества. Для обеспечения современных условий, направленных на удовлетворение потребностей личности, общества, страны в целом запущен механизм модернизации системы образования.

Впервые в федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года дошкольное образование признано первоначальной ступенью общего образования, так как именно в дошкольном детстве формируются ключевые личностные качества и способности, обеспечивающие успешность человека в социуме. В результате освоения общеобразовательной программы дошкольного образования ребёнок должен приобрести первичные ценностные ориентации, успешно социализироваться.

Достичь желаемых результатов возможно только при изменениях в основном педагогическом процессе и при создании соответствующих условий. Вместе с тем, в настоящее время в ходе педагогического воздействия воспитатели и специалисты до сих пор в педагогическом процессе не реализуется в полной мере системно-деятельностный подход. То есть, педагоги основной акцент делают на образовательный компонент: передают детям различные знания на специально организованных занятиях. Педагоги затрудняются в выборе современных активных форм, средств и методов взаимодействия с детьми, испытывают затруднения при организации непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

1. Непосредственно образовательная деятельность должна быть ориентирована на развитие личности ребёнка (а не на приобретение ими знаний, умений и навыков, которые являются важнейшим средством развития личности) и поддерживать становление важнейших психических новообразований дошкольного возраста:

1. Целенаправленность, целенаправленная деятельность, способность ребёнка ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результатов. Для этого педагог должен создавать особые условия, стимулировать ребёнка (что сделал? что нарисовал? во что играл?).

2. Произвольность – умение управлять своим поведением (а на занятиях поведением управляет педагог посредством прямых указаний). В настоящее время 60% детей к школе не имеют этого новообразования. Произвольность формируется в играх с правилами при условии, что ребёнок по своему желанию вступает в игру и по собственной воле подчиняется правилам этой игры.

3. Креативность. Необходимо развивать детское творчество, пробуждать детскую фантазию. Однако на занятиях по изобразительной деятельности педагоги формируют стереотипы изображения (дети рисуют одинаковые картинки по образцу). На специальных занятиях можно обучать детей передаче формы, цвета, пропорций. Остальное время необходимо отводить для самостоятельного детского творчества. Изобразительная деятельность – это игра, в которой ребёнок действует в воображаемой ситуации.

Основные отличия занятий от непосредственно образовательной деятельности

  Занятие НОД
Взаимодействие Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.  
Активность Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. В процессе работы дети общаются друг с другом и с педагогом свободно. От воспитателя не требуются особые приёмы объяснения, он должен стимулировать инициативу детей (например вопросами: а как ты думаешь? А ты бы как поступил, сделал? Может проверишь? Почему? Зачем?)  
Основная деятельность Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Дети должны не заниматься, а действовать. Детский сад обеспечивает формы действий, в т.ч. НОДы. Основная задача – организовать условия, инициирующие детские действия.  
Организация процесса Основная модель организации образовательного процесса – учебная. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка  
Форма работы Основная форма работы с детьми - занятие. Основные формы работы с детьми намного разнообразнее – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская, в т.ч. занятия и т. д.  
Методы обучения Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных). Методы, основанные на речи при высокой активности взрослого. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых). Приёмы поискового характера при детской активности. Существует определённая закономерность усвоения материала, которая напрямую зависит от используемых приёмов обучения: - Лекции – 5% - Чтение – 10% - Видео – 20% - Учебно-наглядные пособия – 30% - Личный опыт (исследования) – 50% - Обсуждение в малых группах – 70% - Обучение других – 90%
Мотивация Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности. Дети приступают к работе без каких-либо «призывов», педагог мотивирует их своими действиями, а дети постепенно присоединяются по желанию. Очень много зависит от самого педагога, яркости его личности, эмоциональности, речи, внешнего вида, экспрессивности, доброжелательности и т и.д. (Хорошо прослеживается особенность мотивации на занятиях по типу Мастерской, когда педагог начинает что-либо рисовать, клеить, лепить, а дети сами присоединяются к нему).  
Присутствие на занятии Все дети обязательно должны присутствовать на занятии Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. Свобода предоставляется ребёнку в рамках какой-либо деятельности сообразно его возрасту. Если ребёнок выполнил задание, работу, у него должна быть возможность свободно покинуть своё место, но не мешать другим (самоорганизация).  
Регламент Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. Допускается перераспределять время НОДов, например во 2 младшей группе допускается рисовать и 30 и 40 минут. Если дети заинтересованы, не целесообразно прерывать творческий процесс, лучше сократить время, отведённое (например) под математику или другой вид деятельности.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: