Демографическая политика в СССР и России.




Официальных заявлений по поводу целей демографической политики (в дальнейшем – ДП) в нашей стране в принципе никогда не делалось. Можно лишь упомянуть несколько официальных документов, где прямо или косвенно говорилось о направленности ДП. Так, в принятом в 1944 г. Указе Верховного Совета СССР упоминалась необходимость «поощрения многодетности» и вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику:

1) материальных поощрений (пособия на детей в многодетных семьях);

2) моральных поощрений (государственные награды за рождение и воспитание пяти и более детей).

Пожалуй, только в начале 70-х гг. ХХ в. о демографических проблемах и политике в области народонаселения заговорили на высоком партийно-государственном уровне, а демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составную часть социально-экономической политики, управления развитием народонаселения.

В правительственных документах в 70-80-е гг. неоднократно декларировалась озабоченность обострением проблем народонаселения и подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики, учитывающей региональные особенности. Реализуемые меры активной демографической политики были ориентированы:

- на создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений;

- на усиление государственной помощи семьям с детьми;

- на сокращение смертности и заболеваемости детей;

- совершенствование охраны материнства и детства.

Обращалось внимание на сдерживание роста крупнейших городов, на продолжающийся отток молодежи из села, на проблемы мобильности населения и необходимость большего участия населения трудоизбыточных регионов в решении народнохозяйственных задач. (Например, это выливалось в попытки осуществлять профессиональную подготовку среднеазиатской молодежи в учебных заведениях русских регионов с дефицитом трудовых ресурсов).

Среди экономистов, особенно среди специалистов по проблемам труда и занятости, достаточно распространенной была позиция, связывающая цели демографической политики в основном с проблемами формирования трудовых ресурсов. Типичный пример таких взглядов представлен в правительственном постановлении о социальном развитии села (1988 г.), где, в частности, в цели демографической политики было включено «стимулирование рождаемости в трудонедостаточных районах».

Экстенсивный и трудозатратный характер нашей экономики обусловливал и адекватный взгляд на население и на семью как источник будущих работников. Поэтому дефицит трудовых ресурсов, обозначившийся в 80-е гг., заставил директивные органы обратить большее внимание на проблемы демографии и семьи, согласиться с предложениями демографов об усилении внимания к демографической политике, к семье.

До 1981 г. меры ДП сводились, по сути дела, к экономической и моральной поддержке и поощрению многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 гг.) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.). В той форме и в тех размерах, в которых эта помощь осуществлялась, она не давала ни социального, ни демографического эффекта.

Комплекс мер ДП, введенных в СССР поэтапно, по регионам страны в 1981 – 1983 гг., а в РСФСР – в 1981 – 1982 гг. содержал принципиально новые принципы и меры поддержки семьи. Официальная трактовка целей принятых мер была направлена на создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений.

В соответствии с заявленной позицией о необходимости усиления государственной помощи семьям с детьми поддержка семей единовременными пособиями начиналась с рождения первого ребенка, а не третьего, как было ранее, что отсекало от поддержки 2/3 детей.

Были введены единовременные пособия на первого (50 руб.) и второго (100 руб.) ребенка, увеличены в пять раз (с 20 до 100 руб.) пособия при рождении третьего ребенка.

Был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года в размере 35 руб. и 50 руб. – в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока. Отпуск оплачивался одинаково, независимо от очередности рождения, от доходов и других характеристик семьи.

Предприятиям и организациям было предоставлено право выдавать семьям после, рождения первого ребенка беспроцентные кредиты в размере до 1,5 тыс. р. на 8 лет. При этом после рождения-второго ребенка погашалось 200 р., а третьего – 300 р. от остатка невыплаченной суммы.

Были установлены новые льготы работающим женщинам-матерям, в частности, дополнительные дни к очередному отпуску.

Намечены были меры по пропагандистской поддержке семьи и семейных ценностей.

Реализация данных мер, в сочетании с крайне благоприятной для роста рождаемости возрастной структурой населения России, сложившейся в первой половине 80-х гг. (в этот период через возраст наибольшей интенсивности деторождения – 20-24 года – проходило многочисленное поколение родившихся в конце 50-х – начале 60-х гг.), явно способствовала росту общего числа рождений, продолжавшемуся вплоть до 1987 г., некоторому увеличению числа и доли рождения вторых и третьих детей. Результат – рост числа родившихся (в целом в СССР) до 5,4 млн. в 1983-1985 гг. и до 5,6 млн. детей в 1986 – 1987 гг.

Рост рождаемости позволил как ученым, так и политикам трактовать благоприятную динамику демографических показателей как свидетельство успешности демографической политики, порождал иллюзию «управляемости» демографических процессов. Популярной была концепция необходимости поощрения среднедетной семьи, обеспечивающей расширенное воспроизводство населения. При этом необходимость роста численности населения считалось само собой разумеющейся, отвечающей долгосрочным интересам развитого социализма.

Оценивая демографическую политику в 70-е – 80- гг. ХХ века, следует исходить и из того факта, что вытеснение проблем демографии и семьи на периферию приоритетных проблем социальной политики, характерное для этого периода, обусловливало тем не менее и явно недостаточное внимание социальных наук к проблемам демографической политики. Это отражалось в структуре научных институтов, исследовательских центров, в планах научной работы и в финансировании исследований по проблемам населения, семьи и демографической политики.

Усилия немногочисленных групп специалистов и отдельных ученых (демографов, социологов, историков, экономистов, географов, психологов, юристов, медиков, педагогов и т.д.) были распылены, не обеспечивалась необходимая координация исследований, крайне редки были конференции и научные семинары по проблемам демографической политики.

Лишь во второй половине 80-х гг. усиление внимания к демографическим проблемам в свете курса на социальную ориентацию экономики, а также в связи с явно обозначившимися структурными предпосылками к новому обострению демографической ситуации способствовало росту интереса к программам ДП, к семейной политике как структурному элементу ДП.

Социально-демографические проблемы были учтены в Постановлении Правительства СССР «Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении роли Госкомтруда СССР» от 17 июля 1987 г. № 825, где на Государственный комитет по труду (Госкомтруд) при Совете Министров СССР возлагалась ответственность за формирование политики народонаселения и, в частности, предусматривалось «организовать подготовку региональных Программ по народонаселению с учетом демографических особенностей районов».

Несмотря на все эти мероприятия, структурные факторы, обусловившие рост рождаемости в середине 80-х гг., достаточно быстро исчерпали себя, и с 1988 г. начался новый этап снижения рождаемости. Чтобы затормозить снижение рождаемости и улучшить охрану здоровья матери и ребенка, в 1989 – 1990 гг. был поэтапно увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным до 1,5 лет (с сохранением прежнего размера оплаты) и до 3-х лет (без содержания). В 1990 г. он был увеличен с 56 до 70 дней дородовой отпуск.

Начавшаяся в конце 80-х гг. реформа пенсионного обеспечения существенно ограничила возможности дальнейшего расширения помощи семьям с детьми. Это значительно повысило роль региональной демографической политики.

В 1988 – 1989 гг. Госкомтруд СССР, НИИ труда Госкомтруда СССР и Центр по изучению проблем народонаселения МГУ подготовили методические материалы по разработке республиканских программ в области народонаселения. Такие программы, рассчитанные на срок до 2000 г. и на более длительный период, должны были учитывать специфику демографического поведения в районах с разным типом воспроизводства населения, теснее увязывать региональные цели и средства для их достижения. В числе приоритетных подпрограмм предлагалась и подпрограмма «Молодая семья», апробированная к тому времени на проблемах и в условиях Москвы, где она была принята к реализации в 1988 г.

В большинстве республик СССР в 1989 – 1990 гг. были разработаны региональные программы развития населения на период до 2000 г., включающие меры помощи семьям с детьми, меры по снижению смертности, охране материнства и детства, регулированию миграции и т.д. Республики самостоятельно определяли приоритеты в целях своей политики с учетом своих ресурсных возможностей, а также подключали к реализации политики средства.местных советов и предприятий.

Госкомтрудом СССР в 1990 г. была разработана Концепция социальной защиты населения при переходе к рынку. В ней был сформулирован ряд основных принципов, в частности, принцип всеобщности в гарантировании прямой поддержки всем нетрудоспособным членам общества. Были намечены два возможных подхода к соотношению роли Центра и регионов:

1) каждый уровень обеспечивает социальные гарантии из своего бюджета: союзный – из своего, республиканский – из своего, местный – из своего;

2) сочетание и взаимодополнение мер и бюджетных средств разного уровня и создание союзно-республиканских программ.

Госкомтрудом СССР в 1990 г. были подготовлены «Основы государственной политики по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства ». В частности, было намечено ввести систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни.

Ряд новых мер был введен в правительственном постановлении «О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рынку» (1990 г.):

- единовременное пособие в размере трехкратной минимальной заработной платы (210 р.);

- пособия на детей от 1,5 до б лет (в семьях с доходом ниже двух минимальных зарплат на члена семьи). В 2014 г. Размер пособия составил 13741 рублей.

Провозглашение Россией суверенитета (1990 г.) и распад СССР (1991 г.) поставили вопрос о выработке в России демографической политики, учитывающей новые экономические, социальные и политические условия.

Демографическая политика в РФ до 1991 г. была составной частью общесоюзной социально-экономической политики. Собственную ДП (на уровне Федерации) Россия не формулировала и не проводила. В конце 80-х гг. была начата разработка долгосрочной целевой программы развития населения РСФСР. После провозглашения РФ суверенитета официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, сохранила и многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики требуют существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты материнства и детства. Речь идет как о принципах разработки ДП, так и о вопросах реализации, ресурсного обеспечения и регионализации с учетом особенностей демографического, экономического и социально-культурного развития регионов России.

В условиях осуществляемой экономической реформы по переходу к рыночной экономике в РФ проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует новая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости. Пособия периодически увеличиваются с учетом индекса инфляции.

В 1992 году в Российской Федерации был официально зарегистрирован начавшийся процесс депопуляции, который нес в себе огромный заряд социально-экономических последствий негативно повлиявших на изменение геополитического положения страны, ее места и роли в мировом сообществе.

Экономические последствия депопуляции связаны, прежде всего, с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, который общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий и т.п.

Социальные последствия депопуляции весьма многообразны. Часть их связана со старением населения. Последнее порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. Увеличение их доли на фоне сокращающейся абсолютно и относительно численности экономически активного населения, ведет к росту демографической нагрузки, создает дополнительные трудности в их пенсионным обеспечении. Усиливаются проблемы одиночества пожилых и старых людей, растет их отчужденность от более молодых поколений.

Депопуляция и снижение рождаемости имеют негативные последствия и для здоровья нации. Преобладание доли первенцев среди родившихся само по себе означает ухудшение психофизиологических характеристик населения, поскольку первенцы имеют худшие показатели здоровья по сравнению с детьми последующих очередностей. К тому же высокая доля первенцев среди родившихся обусловливает и рост вторичного соотношения полов (т.е. соотношения мальчиков и девочек среди родившихся живыми), что может иметь своим следствием рост смертности и снижение ожидаемой продолжительности жизни.

Для такой страны, как Россия с ее огромной территорией, депопуляция неизбежно будет означать ухудшение ее геополитического положения в мире. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России в любом случае будет проходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет сильнейшее миграционное давление на Россию, а возможно, и попытки экспансии со стороны некоторых соседей.

Велики и возможные негативные внутриполитические последствия депопуляции. Самое главное – это возможность появления попыток решения демографических проблем тоталитарными методами: запрета разводов, абортов, внутрисемейного регулирования рождаемости (планирования семьи), введения в России многоженства и т.д.

В результате можно констатировать тот факт, что Россия стоит перед лицом демографической катастрофы. Идет процесс семейной деградации, изменение структуры и функций семьи. Акцент современной цивилизации на направлен на отдельную личность, свободную от всех связей, в том числе и семейных. Поэтому необходима действенная демографическая политика, направленная на преодоление депопуляции и ее последствий, а также на обеспечение устойчивого воспроизводства населения нашей страны в будущем.

Правительством РФ были намечены меры по изучению перспектив демографического развития РФ, решению неотложных проблем населения.

Первой была разработана «Концепция государственной семейной политики », одобренная 12 мая 1993 г. Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи.

Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 была принята «Концепция демографической политики до 2025 года»,

В этой концепции были сформулированы основные принципы формирования демографической политики:

1) принцип суверенности семьи;

2) принцип общественного договора;

3) принцип свободы выбора семьей любого образа жизни;

4) принцип единства целей федеральной и региональной политики;

5) принцип социального участия.

Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, в частности рождения или отказа от рождения детей, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного (брачного, сексуального и репродуктивного) поведения, в том числе и на тот, который с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм рассматривается как отклоняющийся от нормы. Для реализации данного принципа необходима соответствующая нормативная база, обеспечивающая суверенность семьи.

Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора, который означает наличие в обществе подлинной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения.

Принцип общественного договора означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формулируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. А общество, в свою очередь, должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства новых поколений.

Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики означает, что ее цели едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей демографической ситуации на той или иной территории - части одного и того же государства. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели демографической политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей демографической политики и учета региональных особенностей являются специальные региональные программы.

Принцип социального участия означает, что субъекты демографической политики (семья, социальные объединения и государство) взаимодействуют ради реализации семейно-демографической политики. Социальное участие - это понятие, объединяющее широкий спектр ситуаций, в которых граждане непосредственно или через свои объединения вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, той или иной затрагивающей их интересы социальной политики (в данном случае - демографической).

Стратегической, долгосрочной целью демографической политики является преодоление депопуляции и ее последствий на основе укрепления семьи как социального института, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Эта цель наиболее полно выражается в упрочнении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида на интересы жизни в семье и семьей. Более определенное и конкретное выражение этой цели означает поддержку, поощрение со стороны общества и государства полной семьи с 3—4 детьми, желательно многопоколенной.

Помимо стратегической, долгосрочной цели демографическая политика имеет и среднесрочные, тактические цели. К тактическим целям демографической политики относятся:

1) социальная поддержка семей, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и проблемы, которые мешают удовлетворению имеющейся у семей потребности в детях и ведет к росту заболеваемости и смертности членов семей;

2) повышение уровня жизни семьи при ее формировании, рождении и воспитании детей, направленное на стимулирование определенного числа детей в семье (например, выплата детских пособий, единовременные выплаты при рождении ребенка, целевые кредиты на приобретение жилья, гибкий график работы и т.д.);

3) законодательная защита права матери и ребенка;

4) нормативно-правовое закрепление социальных стандартов и норм в направлениях демографической политики;

- формирование общественного мнения, социокультурных норм и стандартов желательного репродуктивного поведения, которое определяет нужный демографический климат в обществе.

Таким образом, цели демографической политики разрабатывается и осуществляется как комплекс взаимосвязанных конкретных мер экономического, социального, административного, правового, пропагандистского и просветительского характера.

Для достижения цели постепенной стабилизации численности населения Российской Федерации и формирования предпосылок последующего демографического роста необходимо решить следующие задачи демографической политики следующие:

1) в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

- улучшение репродуктивного здоровья населения;

- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

2) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

- создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

- всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

- создание условий для самореализации молодежи;

- социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;

3) в области миграции и расселения:

- регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

- повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;

- обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

Механизм формирования (разработки) концепции демографической политики включают следующие составляющие:

1) определение текущего состояния объекта управления, т.е. современной демографической ситуации и ее характеристик;

2) определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

3) разработка методов воздействия на демографические процессы, т.е. инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному;

4) разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Механизм осуществления (реализации) концепции демографической политики в РФ был основан на принципе единства подходов к формированию демографической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом согласование их действий осуществляется на основе применения законодательных норм, разработки и реализации национальных и региональных программ, определяющих пути достижения результатов, в рамках приоритетов и основных задач, сформулированных в Концепции, а также концентрации финансовых, материальных и информационных ресурсов.

На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:

- разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;

- разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;

- организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.

В 2010 – 2015 гг. для реализации Концепции были разработаны и начали действовать меры, направленные на увеличение численности населения и продолжительности жизни населения

Для реализации задачи увеличения численности населения были разработаны программы стимулирования рождаемости, которые включали:

- регулирование продолжительности и условий предоставления отпуска по беременности и родам;

- увеличение размера компенсационных выплат, связанных с рождением ребенка и его воспитанием, условия использования труда женщин, имеющих детей, и др.);

- программы поддержки молодых семей и обеспечения их жильем (материнский капитал).

Для реализации задачи по увеличению продолжительности жизни населения были разработанные программы оздоровления населения, которые были направлены на:

- повышение уровня медицинского обслуживания;

- профилактику массовых и раннюю диагностику хронических заболеваний;

- пропаганду здорового образа жизни и т.д.

1. Что такое демографическая политика?

2. В каких рамках рассматривается демографическая политика?

3. Какое понятие наиболее распространенно и близко по употреблению к понятию «демографическая политика»?

4. В каких смыслах понятие «демографическая политика» употребляется по отношению к понятию «политика народонаселения»?

5. Как определялось содержание понятия «политика народонаселения» в первом издании «Системы знаний о народонаселении» (1976)?

6. Каковы основные элементы политики народонаселения?

7. Какие два основных направления предлагалось выделять в совокупности мероприятий, воздействующих на демографические процессы?

8. Какой термин широко используется в официальных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в качестве названия понятия «политика народонаселения»?

9. Для чего используют понятия «контроль рождаемости» или «регулирование рождаемости»?

10. В каких в двух основных смысловых контекстах используется понятие «планирование семьи»?

11. Что является морально-этической и правовой основой планирования семьи?

12. Что помогает достигать планирование семьи помимо достижения желаемого числа детей в семье?

13. От чего зависит эффективность планирования семьи?

14. Для чего используется понятие «семейная политика»?

15. Что положило начало активной разработке содержания семейной политики, ее целей, форм и методов?

16. Что такое семейная политика?

17. Почему семья может и должна быть объектом междисциплинарного исследования?

19. Какие меры включаются в семейную политику?

20. В чем состоит отличие демографической политики от семейной политики?

21. Что служит основой для формирования государственной политики или какого-либо из ее важнейших направлений?

22. Что такое концепция?

23. Что должно быть разработано в концепции государственной политики?

24. Какие два важнейших и взаимосвязанных компонента должна включать структура концепции демографической политики?

25. В каких документах концептуально формулируются цели и задачи политики?

26. К чему сводятся цели демографической политики? В каком виде они могут быть заданы?

27. Что может быть объектами демографической политики?

28. Каковы основные направления демографической политики? С каким сферами деятельности они должны быть согласованы?

29. Какой комплекс мер включает в себя демографическая политика?

30. В чем заключается принципиальная особенность демографической политики?

31. На что воздействуют меры демографической политики?

32. Что придает особую сложность демографической политике как части социального управления?

33. Какие интересы разных уровней необходимо учитывать и согласовывать при разработке демографической политики?

34. Чем определяются цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения?

35. Что Вам известно из истории демографической политики?

36. Что показывает история демографической политики?

36. Чем определялось послевоенное развитие демографической политики (50-е – 60-е гг.)?

37. Какие мероприятия включались в демографическую политику стран мира в 70-е годы ХХ века?

38. В резолюциях каких региональных конференций по народонаселению подчеркивалось, что политика народонаселения – составная часть политики и планирования развития?

39. Когда и где был принят Всемирный план действий в области народонаселения? Что он предусматривал?

40. Где и когда были подведены итоги реализации этого Плана?

41. В каком документе получил обобщение опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах? Что было рекомендовано правительствам стран мира?

42. Что делает ООН для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о демографической политике разных стран мира?

43. Что предложили разработать и для чего эксперты Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 году?

44. Чем является политика в области семьи и рождаемости и какие разделы она включает?

45. Какой вопрос демографической политики остается дискуссионным на Западе до сих пор?

46. Решение какой проблемы политики народонаселения в наши дни ищут и национальные правительства, и международные организации?

47. Как формировалась и реализовывалась демографическая политика в СССР?

48. Каковы последствия депопуляции в РФ?

49. На основании чего и когда была принята концепция демографического развития РФ до 2025 года?

50. Каковы принципы формирования концепции демографической политики? Каково их содержание?

51. Что является стратегической целью демографической политики? В чем она наиболее полно выражается?

52. Каковы тактические цели демографической политики?

53. Каковы задачи демографической политики?

54. Какие составляющие включает механизм формирования (разработки) концепции демографической политики?

55. На каком принципе основанмеханизм осуществления (реализации) концепции демографической политики в РФ?

56. Что является главными задачами в области улучшения демографической ситуации на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации?

57.Какие меры направленные на реализацию Концепции демографического развития РФ были разработаны в 2010 – 2015 годы,

 

Задания

Задание 1. Напишите эссе на тему: «Зачем нужна концепция демографического развития страны, региона, муниципального образования?»

Задание 2. Напишите доклады на следующие темы:

- «Демографический кризис в России».

- «Геополитические последствия депопуляции в России».

- «Развитие государственной демографической политики за рубежом».

- «Основы государственной демографической политики в современной России».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: