Сенсорное развитие детей дошкольного возраста




 

В период дошкольного детства бурно протекает сенсорное развитие детей. Они знакомятся со свойствами предметов и явлений, отношениями между ними, учатся ориентироваться в пространстве и времени. Чтобы воспитанникам было легче усвоить знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, весе, температуре, они должны воспринимать их и действовать с ними. Например, чтобы научиться воспринимать речь, дошкольникам необходимо уметь слышать малейшие различия в произнесении сходных звуков.

Сенсорное развитие воспитанников детского сада - это развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, цвет, величина, положение в пространстве), а также запахе и вкусе.

Сенсорное развитие воспитанников рассматривается с двух позиций:

- приобретаются знания о свойствах предметов и явлений, об отношениях между ними;

- используются новые действия восприятия, способствующие лучшему восприятию окружающего мира.

Дети дошкольного возраста переходят от применения предметных образцов к общепринятым сенсорным эталонам.

Сенсорные эталоны – это принятые человеком представления об основных разновидностях свойств и отношений.

Если с дошкольниками не проводить работу по сенсорному развитию, они смогут самостоятельно познакомиться с такими формами как круг и квадрат, познакомиться с некоторыми видами цветов: красным, желтым, зеленым и синим. Это становится возможным, так как воспитанники часто с ними встречаются. Затем дошкольники приобретают знания о треугольнике, прямоугольнике и овале, знакомятся с оранжевым, голубым, фиолетовым цветами.

Как мы видим, знакомство с формой и цветом у детей дошкольного возраста происходит постепенно. Примерно к пяти годам воспитанники имеют представление почти о всех формах и цветах.

Много трудностей возникает у детей при знакомстве с величиной предметов. По величине они способны одновременно сравнить только два предмета. Воспитанники средней группы детского сада способны сравнить по величине сразу три предмета.

После того как дошкольники усвоят знания о форме и цвете, они начинают устанавливать связи и отношения между ними, учатся выделять признаки, по которым изменяются свойства предметов.

Воспитанники получают не только общие знания о величине, но и знакомятся с такими понятиями как длина, ширина и высота.

Когда дошкольники хорошо выучат цвета, они начинают знакомиться с их основными тонами. Они узнают, что цвета отличаются насыщенностью, бывают теплыми и холодными, сочетания цветов могут быть мягкими и контрастными.

Воспринимая музыку, воспитанник обращает свое внимание на мелодию, ритм, учится по высоте сравнивать звуки. Воспринимая речь, дошкольник учится улавливать мельчайшие отличия в произношении сходных звуков. Благодаря всему этому дошкольник, получает набор эталонов, который помогает ему сравнить воспринятое качество и дать ему соответствующее определение.

Вследствие существования большого разнообразия свойств предметов, дети дошкольного возраста всесторонне познают окружающий мир.

В пять-шесть лет воспитанники стараются последовательно изучать и описывать предметы. Для этого они поворачивают предмет, щупают его, выделяют наиболее яркие особенности. В семь лет ребенок может планомерно рассматривать предмет, но это свойственно не всем. Этим дошкольникам не обязательно в руках держать предмет, они могут, опираясь только на зрительное восприятие назвать его свойства.

Если шестилетние дети знакомятся с фигурами с помощью осязания, то они кончиками пальцев ощупывают контур фигур.

С раннего возраста дети начинают знакомиться с расположением предметов в пространстве. Сначала воспитанники учатся определять расположение предметов относительно своего тела. Собственное тело служит для них начальной. Только таким образом дошкольник способен определить расположение предмета. Знания о пространстве приобретаются воспитанниками в процессе их продуктивной деятельности. Многим детям дошкольного возраста трудно ориентироваться в пространстве, менять точки отсчета.

Ориентироваться во времени воспитанникам детских садов еще тяжелее, чем в пространстве. Чтобы ребенок научился быстрее ориентироваться во времени, большое внимание обращают на его действия:

- если ребенок проснулся, умылся, позавтракал, значит, наступило утро;

- если ребенок играет, занимается, обедает, значит, наступил день;

- если ребенок ужинает и ложится спать, значит, наступил вечер.

Знания о временах года дошкольники приобретают, когда знакомятся с сезонными явлениями природы.

У детей дошкольного возраста меняется отношение к рисунку. Они стараются правильно соотносить рисунок с действительностью. Воспитанники начинают лучше понимать содержание рисунков.

Под конец дошкольного возраста ребенок совместно со взрослым может правильно оценить перспективное изображение.

Понимание изображения зависит от правильности восприятия, сложности сюжета.

Воспитанники детских садов испытывают большой интерес к рисункам, стараются понять, что на них изображено. Пытаются рассуждать о нарисованном. Но они еще не способны воспринимать большое количество фигур и предметов. Перед взрослыми стоит задача научить дошкольников рассматривать и объяснять рисунки.

При сенсорном развитии важно учитывать возрастные особенности детей. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится его сенсорное развитие.

С воспитанниками трех-четырех лет проводится следующая работа:

- знакомят с цветом, формой и величиной;

- учат группировать однородные предметы по величине, форме и цвету;

- учат сравнивать предметы, находить их сходства и отличия;

- учат изучать предмет разными способами.

Работа с воспитанниками четырех-пяти лет состоит:

- сенсорное развитие включено во все виды деятельности;

- изучение предметов осуществляется разными способами;

- приветствуется самостоятельность детей при исследовании предметов;

Пяти-шестилетних воспитанников учат:

- воспринимать различные предметы и устанавливать отношения между ними:

- сравнивать предметы по различным признакам;

- отыскивать предметы по указанному признаку;

- отличать и правильно называть оттенки цветов;

- исследовать плоскостные и объемные фигуры.

С воспитанниками шести-семи лет проводят следующую работу:

- развивают мелкую моторику рук, координацию рук и глаз;

- учат одновременно называть несколько свойств предмета;

- учат сравнивать и классифицировать предметы.

Таким образом, в процессе сенсорного развития воспитанники детских садов познают окружающий мир с разных сторон. Важное значение в этом развитии имеет продуктивная деятельность. Значимость сенсорного развития в детском саду невозможно переоценить.

 

Список литературы

 

1. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под. ред А.В.

Запорожца, Я.З. Неверовича. М.: «Просвещение», 1965. 221 с.

2. Венгер Л.А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного

воспитания». М.: Педагогика, 1986. 191 с.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии». М.:

«Просвещение», 1995. 180 с.

4. «Сенсорное воспитание дошкольников» Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой,

М.: 1963. 157 с.

Аннотация: в статье рассматриваются психофизиологические особенности усвоения детьми сенсорных эталонов на каждом этапе дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные эталоны, признаки, свойства предметов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: