Мультфильм «Зверополис» (2016): Толерантное слабоумие в массы




Наркотики

Секс

Насилие

Мораль

 

Мультфильм «Зверополис» (“Zootopia”) – 55-я анимационная лента компании Walt Disney Pictures в серии классических полнометражных мультфильмов. Премьера состоялась 11 февраля 2016 года. При бюджете в 150 млн. долларов мультфильм собрал 960 млн. долларов в мировом прокате, из которых почти 35 млн. долларов составили сборы в России. «Зверополис» стал самым кассовым мультфильмом за всю историю российского кинопроката.

Сюжет мультфильма рассказывает о сказочном городе Зверополисе, населённом многочисленными антропоморфными животными. Город напоминает любой современный мегаполис и разделен на районы, повторяющие естественную среду обитания разных зверей – Сахара-Сити, Тундра-Таун, Саванна Централ и т.п. Животные в мире Зверополиса когда-то были дикими, но ко времени действия мультфильма все они «очеловеченные», и хищники уже давно ни на кого не охотятся и никого не едят. Главные герои «Зверополиса» – это крольчиха-полицейская Джуди Хопс и лис-аферист Ник Уайлд. Устроившись в полицию, Джуди хватается за первую же попавшуюся возможность проявить себя и вместе с встретившемся на её пути Ником берётся за расследование загадочного дела о пропавших животных.

То, что мультфильм блестяще выполнен с технической точки зрения, понятно без лишних слов. Однако, как мы помним, любые детские мультфильмы оцениваются в первую очередь как обучающий материал, и только потом как развлечение. Поэтому подробно разберёмся, чему именно учит «Зверополис» наши подрастающие поколения.

Социальные вопросы (-/+)

Основная направленность мультфильма – это социальные темы. В начале истории сообщается, что Зверополис был основан как некий прекрасный и гармоничный город, где: 1) все будут друзьями, и 2) каждый сможет стать, кем захочет. Однако ко времени действия мультфильма в зверином сообществе не всё так хорошо и складно, как оно проектировалось, далеко не все проблемы решены, а вышеуказанные два принципа постоянно отвергаются, что приносит животному городу проблемы. Разберёмся подробнее.

 

1. Вместо первого заявленного принципа «Все – друзья», который и раньше не был полноценно реализован, на волне таинственного «одичания» хищников в Зверополисе быстро распространяется мнение, что хищники всё ещё опасны и являются врагами для общества.

Итак, «Зверополис» представляет ситуацию, что когда-то в зверином сообществе царили агрессия, социальная несправедливость и главенство хищников. Со временем это положение вещей неизвестным образом меняется в лучшую сторону – хищники перестают питаться мясом и начинают мирно сосуществовать с остальным животным миром. Ко времени действия истории в обществе Зверополиса находится 90 % травоядных и 10% хищников, ни один из которых не охотится на животных. Внезапную смуту в обществе создаёт таинственное «озверение» или «одичание» отдельных хищников. Небольшое количество хищников вновь становятся дикими и агрессивными охотниками, как в старые времена. Сначала этот феномен расценивается как естественный, и общество вновь начинает бояться хищников, которые словно массово выходят из-под контроля. Позже выясняется, что одичание хищников – феномен искусственный. Одичание – это афера заместителя мэра Зверополиса, овцы Барашкис, которая с помощью особого вещества «расчеловечивала» отдельных хищников, благодаря чему добивалась перехвата власти. Настраивая общество против хищников, часть из которых возглавляла общество, Барашкис планировала вызвать политические симпатии травоядного большинства к себе, также травоядной.

К финалу обман Барашкис раскрывается, в результате чего всё больше животных готовы отказаться от своей предвзятости к меньшинству хищников, возникшей из-за фиктивного «одичания», и начать снова считать их мирными жителями. Так Зверополис делает шаг на пути к светлому и гармоничному сосуществованию всех со всеми (к специфике чего мы ещё вернёмся).

При сопоставлении этой главной социальной сюжетной линии «Зверополиса» с реальной жизнью поверхностно всё выглядит корректно. Перенося сюжет на реальную плоскость и понимая несправедливость такого «угнетения» хорошей социальной группы в обществе, как происходит с хищниками Зверополиса, мы видим трансляцию, казалось бы, правильного урока. Не притесняй хороших – и будет вам социальное счастье. Однако для полного понимания главного посыла «Зверополиса» нужно рассмотреть некоторые не столь очевидные на первый взгляд моменты.

Суть нехищного хищника

Деструктивность главного сообщения «Зверополиса» начинает формироваться с того, что здешние хищники, на примере которых зрителя учат толерантности, – это «герои-парадоксы», объединяющие устоявшееся понятие (хищник) и отсутствие для него ключевого качества (плотоядность). Хищники в «Зверополисе» парадоксально предстают неплотоядными, оставаясь при этом всё равно именоваться хищниками. Очень важно рассмотреть это на полном серьёзе, а не отмахнуться, говоря «Ну, это же сказка» – поскольку именно на этом типаже и на этой логике в м/ф полноценно базируется «толерантная» мораль для зрителя.

Важно осознать, что любой типаж, определяющийся по какому-то ключевому качеству, неразрывен с этим качеством. Хищник – хищный (плотоядный). Травоядный – травоядный. Изобретатель – изобретает. Учёный – изучает науку. Поэт – сочиняет стихи. Спринтер – бегает. И так далее, и так далее. Ключевое качество определяет типаж. Исключение же ключевого качества из типажа перечеркивает его, превращая во что-то другое. Нельзя именоваться хищником, будучи неплотоядным, именоваться учёным, не имея отношения к изучению науки, именоваться поэтом, не имея отношения к сочинению стихов и т.д. Поэтому типаж нехищного хищника – просто один из уровней манипулирования логикой в «Зверополисе».

 

Хищники-нехищники «Зверополиса» предстают как бы метафорой несправедливо притесняемых социальных групп-меньшинств, и благодаря нелогичному вычету ключевого качества типажа история толерантности в м/ф как бы срабатывает (травоядное большинство радостно принимает хищное меньшинство), что преподает соответствующий урок зрителю. Но в норме же, в рамках логики и здравомыслия, это просто деструктивное программирование сознания: 1. Типажа нехищного хищника не бывает, и ему нет никакой реальной жизненной аналогии. 2. Меньшинство хищников + большинство травоядных = аналогия тому, как меньшинство уничтожает большинство. 3. Меньшинство хищников в среде травоядных = аналогия опасного для общества явления или группы.

Тем самым, очевидный вывод: создатели мультфильма, сломав логику типажа и базируя на этом как бы поучительную философию толерантности, пытаются убедить детей-зрителей в том, что социальные группы-меньшинства/явления, которые на самом деле опасны для общества (символизм хищника в травоядном обществе), – для него якобы не опасны (хищники – нехищные, и травоядные их принимают и любят). Изображая неопасным то, что в норме опасно, и подавая на основе этого урок толерантности, мультфильм, по сути, формирует у зрителя толерантность к опасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: