Пауль Манни (Нидерланды)
Наше общество все больше и больше становится обществом организаций, где индивидуумам приходится иметь дело с представителями учреждений, которые влияют или даже определяют их судьбу. Для восстановления баланса, в компенсацию за преобладание организаций, граждане должны иметь возможность несложным путём подтверждать свои права и противостоять действиям и решениям чиновников (Иппел, 1989). Исходя из этой идеи, в 1982 году в Нидерландах началась работа по завоеванию доверия пациентов. Как в организациях пациентов, так и в психиатрических учреждениях большинство считало, что правовая защищенность пациентов является недостаточной. В настоящее время во всех учреждениях службы психического здоровья работает независимый защитник прав пациентов, который, как адвокат, помогает пациентам в разрешении вопросов, имеющих отношение к пребыванию в учреждении. В первые годы среди сотрудников психиатрической службы существовало некоторое сопротивление, однако теперь, двадцать с лишним лет спустя, все согласны, что защитник прав пациентов является необходимым и ценным участником процесса лечения. В тех случаях, когда защитник прав пациентов поддерживает жалобу пациента, для многих работников психиатрической службы она приобретает бóльший вес.
“Тот, кого госпитализировали в психиатрический стационар, с бóльшим трудом, чем многие другие, может защитить свои интересы. В большинстве случаев пациент чувствует, что он должен в одиночку бороться со сложной организацией, со своими законами, правилами и логикой, ускользающей от него”. - Так в 1980 г. писала государственный секретарь Ведер-Смит в своей заметке «Доверенное лицо пациентов». Годом позже была создана Организация «Доверенное Лицо Пациентов», а в 1982 году первые представители этой организации появились в Нидерландских психиатрических учреждениях. Впрочем, это не было совсем неожиданным: уже за несколько лет до этого и в организациях пациентов, и внутри психиатрических учреждений, утвердилось сознание того, что правовая позиция пациента психиатрической службы несовершенна. Все сошлись на том, что пациент, предъявляющий какие-то просьбы или жалобы, должен иметь возможность поддержки независимого посредника. В психиатрических учреждениях были назначены специальные инспектора по жалобам, к которым могли обратиться пациенты. Однако их манера работать и позиция в отношении администрации учреждений настолько различались между собой, что возникла потребность в единообразном описании задач. Комиссия, включавшая в себя представителей психиатрических учреждений, организаций пациентов и Инспекции по психическому здоровью населения, разработала основные положения работы защитников прав пациентов и предложила, чтобы защитник прав пациентов появился в каждом психиатрическом учреждении. Правительство приняло эти предложения, и в 1981 году была создана Организация «Доверенное лицо пациентов». Эта организация размещает защитников прав пациентов по Нидерландским учреждениям психического здоровья. В первые годы работы учреждения делали запрос о защитнике прав пациентов на добровольной основе. Но при введении в 1994 году в действие нового закона о принудительной госпитализации в психиатрические стационары, на них было наложено обязательство обеспечить пациентам поддержку со стороны защитника прав пациентов. Вскоре после этого, с 1998 по 2002 годы, деятельность по защите прав пациентов в несколько этапов была введена практически во все психиатрические отделения больниц общего профиля и академических больниц, а также в наркологию. Кроме того, в мае 2001 года эта служба стала доступной и для амбулаторных пациентов психического здравоохранения. В том же году Организация создала телефонную службу помощи, сотрудничающую с защитниками прав пациентов при учреждениях.
|
|
Защитники прав пациентов принимаются на работу в учреждения психического здравоохранения Нидерландов на основании стандартного контракта. В этом контракте, в частности, указывается, что защитник прав пациентов должен иметь возможность говорить со всеми пациентами учреждения и имеет право, соблюдая распорядок учреждения, посещать все отделения. Защитник прав пациентов должен иметь возможность получать всю необходимую ему информацию от работников учреждения, и может, с согласия своего клиента[2], просматривать его историю болезни. Наряду с этим, учреждение обязано предоставить защитнику прав пациентов помещение для работы и секретарскую поддержку.
Так как защитник прав пациентов независим от учреждения психического здравоохранения, в котором он работает, учреждение не может оказывать влияния на его стиль работы. Если клиент, сотрудник учреждения или другое заинтересованное лицо имеют жалобы на защитника прав пациентов, они могут обратиться в комиссию по разбору жалоб, созданную Организацией «Доверенное Лицо Пациентов». Эта комиссия состоит исключительно из лиц, никаким образом не связанных с Организацией. Она проверяет жалобу в соответствии с правилами поведения и описанием задач защитника прав пациентов. Правление Организации «Доверенное Лицо Пациентов» насчитывает девять членов: трёх представителей психиатрических учреждений, трёх представителей организаций клиентов сектора психического здравоохранения и трёх независимых членов. Чтобы гарантировать независимость защитника прав пациентов, проводится ротация и каждые несколько лет его перемещают в другое учреждение.