Курс «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору) Математического и естественно-научного цикла. Данный курс логически и содержательно-методически тесно взаимосвязан с рядом дисциплин направления «Государственное и муниципальное управление», поскольку методы математического моделирования широко применяются в настоящее время для изучения различных общественных (социальных и экономических) процессов, выявления взаимосвязей между ними, оценки перспектив развития. Это объясняет необходимость применения математического аппарата для разработки и обоснования государственных программ развития на всех уровнях и в различных сферах деятельности. Поэтому успешному освоению курса «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» способствует изучение таких дисциплин, как: «Математика», «Экономическая теория», «Социология», «Статистика», «Информационные технологии в управлении». В свою очередь, знание основ математического моделирования создает условия для освоения курсов «Прогнозирование и планирование», «Региональное управление и территориальное планирование», «Планирование и проектирование организаций», «Исследование социально-экономических и политических процессов».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы математического моделирования социально-экономических процессов»
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);
|
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).
В результате освоения этих компетенций студент должен:
1. Знать: современные математические методы, применяемые в исследованиях социальных и экономических процессов, их классификацию; понимать сущность и область применения этих методов;
2. Уметь: выявить главные характеристики исследуемых социально-экономических процессов; сформулировать цели и задачи, в решении которых необходимо применение современных математических методов; сформировать необходимую информационную базу для моделирования изучаемых процессов; определить перечень методов, целесообразных к применению в решении поставленных задач;
3. Владеть: понятийно-терминологическим языком математического моделирования; методологией моделирования; современной методикой построения моделей различных классов; навыками работы с компьютером как средством управления информацией; методами построения прогнозов развития социально-экономических явлений на различных уровнях экономической деятельности.
Структура и содержание дисциплины «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» для студентов, обучающихся по основной образовательной программе на базе среднего (полного) общего образования (срок обучения 5 лет)
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы
(144 часа), из них:
- 16 часов аудиторных занятий (в том числе: 8 часов – лекций и 8 часов - практических занятий);
- 119 часов - самостоятельная работа.
Форма итогового контроля – экзамен. (9 часов)
Курс изучается на 3-ем курсе.
Тематический план
№ | Наименование тем | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа |
Модели и методы дискретной оптимизации | - | |||
Прикладные задачи дискретной оптимизации | ||||
Модели управления запасами и леонтьевские задачи | ||||
Задачи теории расписаний и методы их решения | ||||
Сетевые модели. Оптимизация на сетях | ||||
Итого: |
Структура и содержание дисциплины «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» для студентов, обучающихся по ускоренной образовательной программе на базе высшего профессионального образования (срок обучения 3,5 года)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них:
- 18 часов аудиторных занятий (в том числе: 8 часов – лекций и 10 часов - практических занятий);
- 117 часов - самостоятельная работа.
Форма итогового контроля – экзамен. (9 часов)
Курс изучается на 3-ем курсе.
Тематический план
№ | Наименование тем | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа |
Модели и методы дискретной оптимизации | - | |||
Прикладные задачи дискретной оптимизации | ||||
Модели управления запасами и леонтьевские задачи | ||||
Задачи теории расписаний и методы их решения | ||||
Сетевые модели. Оптимизация на сетях | ||||
Итого: |
|
Содержание дисциплины «Основы математического моделирования
социально-экономических процессов»