ПИОНЕРСОВЕТ И ТЯГОСТНОЕ ОЖИДАНИЕ




 

На этом военном пионерсовете для всех сразу же стало ясным, что идти сейчас всем в храм Амона к разгневанным жрецам – это значит просто дать себя арестовать.

Но что делать? Как выручить ребят?

Долго ребята и дядя Масперо ломали головы и ничего не могли придумать

– Ах, зарядить бы пушку, да хватить по поганому гнезду толстопузых… – сказал Костя Черняков. Как ни тревожно было всех на сердце, но это несуразное предложение заставило всех улыбнуться.

Какая уж там пушка! Об освобождении ребят с оружием в руках нечего было и думать. Были у звена два карманных ножичка и один топорик, но ведь не с ними же штурмовать каменные стены храма и стражу, вооруженную копьями и щитами.

– Л не использовать ли для этого наш аэроплан? – спросил кто‑то.

– Конечно, нельзя: во‑первых он зарыт, а во‑вторых он остался в современном Египте, а мы ведь теперь в древнем.

До современного английского Египта, не забывай, целых 4000 лет.

– Да. это верно.

– Одно остается, – сказал Сережа Ступин, – забраться ночью на стену, спуститься во двор, разыскать тюрьму и через окно, разломав решетку, освободить пленных ребят.

План сомнительный, рискованный, трудный, но никто не мог предложить другой более легкий.

– Придется ждать до вечера, но здесь оставаться рискованно. Придут и нас заберут.

– Пойдемте к Нилу, – предложил Коля.

– Нет, в пирамиду спрячемся лучше.

– Нет, ребята, пойдемте лучше к рабочим ко дворцу Псару. Им, быть может, помощь наша понадобится.

– Вот что: позовем их к себе на помощь и вместе с ними разгромим гнездо этих разбойников пузатых.

– Ну. на это рабочие вряд ли пойдут. Вы ведь и сами убедились, какой это темный и забитый народ, сказал Масперо.

– Да, на эти они вряд ли пойдут, – согласился Сережа Ступин, – а все‑таки пойдемте к ним.

И вот все снова встали и по той же тропинке, что утром, пошли к пирамиде. Но не успели они дойти до нее, как на одном повороте тропинки лицом к лицу встретились с Фоше. Он радостно улыбался и нес па спине какой‑то небольшой мешок.

– Дали… Дали… всем дали хлеба… – говорил он радостно по‑египетски дяде Масперо.

Когда ребята узнали о причине его радости, Ваня Петенко от лица всех ребят сказал ему:

– Ну, что, Фоше радоваться. Выбросили вам какую то жалкую подачку, да и то затем, чтобы вы с голоду не подохли, им это невыгодно… А надолго ли этого хватит… а там опять нужда и голод

Организуйтесь лучше, вооружайтесь, а когда накопите силы, берите власть в свои руки. Для себя тогда будете работать, а не для богатых и знатных. Вас много, а их мало. Помни это, Фоше. Теперь вы ничто, а стать можете всем. Держите связь с рабочими своей страны, с рабочими других стран, организуйтесь, вооружайтесь и вы победите, как победили рабочие в нашей стране. А выпрашивать подачки бросьте…

Фоше внимательно слушал, когда дядя Масперо перевел ему эти слова, а потом опять тихо и задумчиво сказал:

– Как мне хотелось бы поверить, что есть такая страна, где все принадлежит рабочим и крестьянам.

– Дядя Масперо, скажите ему, что у нас несчастье, попы украли Моню и Гришу. Не может ли он узнать, куда их увели и что с ними думают делать? – спросил Сережа Ступин.

Фоше ответил, что он постарается разузнать и о результатах сообщить вечером на работе у гробницы фараона.

С мешком за спиной он бодро зашагал по тропинке к своей лачуге.

До вечера ребята и дядя Масперо слонялись по окрестностям, отдыхали и снова ходили,

Весь их обед в этот день состоял из нескольких лепешек хлеба и фиников, выменянных ими за карманный ножичек у торговца, попавшегося им на пути.

Ребята заметили, с каким величайшим интересом и удивлением рассматривал он складной ножичек невиданной формы.

В тени одной сикоморы Масперо, чтобы отвлечь внимание ребят от горестной потери друзей, стал рассказывать им об египетской религии, о том, как бог Тифон убил бога Озириса и, разрезав тело его на куски, разбросал по всему Египту, как сын Озириса. Гор, и его мать богиня Изида собрали эти куски, сложили вместе и с помощью богов Тота и Анибуса превратили их в мумию и этим воскресили бога Озириса, или лучше сказать, его двойника.

– Ерунда… Поповские выдумки, чтобы лучше морочить головы томным и забитым людям, – с раздражением сказал Ваня Петенко.

Масперо понял, что рассказ его не ко времени, что ребята томятся беспокойством за участь своих пленных друзей, что им не до рассказов и он ответил:

– Ну да, кто заинтересуется религией древних египтян, пусть прочтет мои книжки об Египте.

И правда, томительной гнетущей пыткой для ребят было ожидание вечера и вестей от Фоше.

Они то и дело посматривали на солнце и им казалось, что оно стоит, а не движется к закату.

Пробовали уснуть, но только ворочались, а уснуть так никто и не мог. Даже Шарик то вскакивал, то садился, то ложился и с ожесточением лязгал зубами, когда, мимо пролетали мухи.

Да, это были самые нудные, самые тягостные часы в жизни звена.

 

СТРАШНЫЕ МИНУТЫ

 

И вот, когда солнце уже стало садиться за пыльным маревом пустыни, ребята были уже у пирамиды, а через 5‑10 минут в ее сердцевине, в подземной комнате, где их ждал Фоше; по его встревоженному лицу ребята сразу увидели, что вести плохие.

И вот он сказал несколько слов дяде Масперо, и ребята увидевши, как побледнел дядя Масперо, и как трудно было ему сказать правду нашим ребятам, но сказать ее было нужно, и он сказал:

– Пинема выпустили, а Моню и Гришу сегодня после захода солнца бросят в пруд на сведение священным крокодилам.

– Сегодня… Так это сейчас… – с ужасом вырвалось у ребят.

– Бежим…

И вот ребята, что было сил. бросились бежать к храму бога Амона.

За ними, напрягая свои старческие силы, бежал Масперо, впереди всех Шарик.

Солнце уже коснулось краем линии далекого горизонта, а до храма было все еще далеко. Ребята бежали… Вот уже нижний край солнца скрылся за горизонтом. Ребята бежали изо всех сил: впереди Шарик, а далеко позади Масперо.

Вот уже солнце скрылось на половину. Ребята бежали едва переводя дух. Впереди Шарик, а. далеко‑далеко дядя Масперо. Он падал, поднимался и снова бежал.

И вот из за группы сикомор с небольшого пригорка они увидели храм бога Амона.

Ребята удвоили усилия и на бегу тревожными глазами искали священный пруд.

Они сразу нашли его в саду, примыкающем к храму. Солнце скрылось, когда они стремительно летели с пригорка, но лучи все еще горели на белых стенах храма.

И вот они у храма. Бегут вдоль высокой каменной стены, бегут к саду, где пруд, Тревожатся, высокая там стена, пли низкая. Низкая‑ в половину человеческого роста.

И вот уже через эту стену жадно смотрят 12 человеческих глаз.

Ребята видят: в саду вокруг пруда идут какие‑то приготовления. Люди в белых одеждах расстилают на берегу богато расшитые ткани, несут золотые седалища, готовят факелы.

Быстро наступает вечер. Темнеет…

Что это… Что… Это в воде шевелятся и движутся черные чудовища, священные звери с длинною пастью, усаженную острыми зубами. Из воды выставляются то там, то тут глаза, всплывают спины и хвосты, усаженные роговыми пластинками.

Зажигают факелы и отблески их отражаются в неспокойном воде.

Берег вокруг пруда вес больше наполняется людьми в белых одеждах и с бритыми головами.

Стало совсем темно.

Зловеще мерцают факелы, зловещие отблески их и играют в воде.

Звуки гонга. Стихает говор.

Из дверей храма появляется верховный жрец в белой мантии, с высоким жезлом в руке.

Садится на золотое седалище и делает страже знак рукой.

И вот задрожали в ужасе наши ребята: из открывшейся маленькой двери в стене храма, стража вывела Моню и Гришу.

Моня едва ступал на больную ногу и шел с трудом. Страдание исказило его лицо. Они были бледны, но ни один из них не плакал, не молил о пощаде. Они готовились умереть, как настоящие пионеры.

Как настоящие пионеры вели себя и наши ребята. Ни одного лишнего движения, ни одного слова или крика испуга или тревоги.

Как стальные пружины, туго закрученные, они были готовы развернуться по первому сигналу своего вожатого.

Два стражника подвели Моню и Гришу к берегу пруда и поставили на красную циновку.

Жрецы тихо запели какой‑то священный гимн, после которого по знаку верховного жреца стража должна была бросить Моню и Гришу в пруд.

В этой части пруда вода особенно волновалась и точно кипела, То и дело высовывались отвратительные морды страшных животных, ожидающих привычной для них пищи.

И вот резкий свисток вожатого Сережи Ступина прорезал и нарушил мелодию гимна.

Вздрогнули жрецы, но едва успели повернуться их головы к месту свистка, как шестеро пионеров и собака, перепрыгнув стену, с криком бросились к Моне и Грише.

На стене появился Коля Сабуров и в руке его вспыхнул свет «Мертвого огня…»

Неожиданное появление их произвело замешательство. Несколько факелов в руках у жрецов погасло. Два жреца, стоящие на краю пруда, в суматохе оступились и упали в воду.

Их крики ужаса и страшной физической боли еще больше усилили суматоху. Шарик, о котором у жрецов уже была худая слава, с неистовым лаем бросался на жрецов. Ребята, расталкивая испуганную толпу, стремились к Моне и Грише.

Еще момент и они были возле них и схватив их за руки пытались скорее увести.

Но это было лишь кратковременное замешательство среди жрецов, и оно уже проходило.

Уже сверкнули копья двух стражников, бросившихся в толпу разыскивать наших ребят.

Несомненно ребята погибли бы…

Но в этот критический момент на стене на фоне неба появляется Коля Сабуров и в руке его вспыхивает свет электрического карманного фонарика.

Хотел ли он посветить отставшим ребятам или хотел показать им дорогу, или, может быть, глухой инстинкт самосохранения подсказывал ему, чти только в этом спасение.

И толпа охваченных яростью жрецов, увидя немерцающий свет в руке мальчика, в ужасе шарахнулась назад. В суматохе и панике еще несколько жрецов попали в воду.

«Мертвый огонь… Мертвый огонь»… в ужасе вопила толпа, разбегаясь.

Ребята уже перелезли через стену, подсаживая друг друга и помогая Моне и Грише.

Как вдруг Коля Сабуров почувствовал, что кто‑то схватил его за ногу. Крокодилы… Крокодилы… пронеслось в его сознании,

Он весь задрожал, встрепенулся и открыл глаза.

 

Никакого крокодила не было. На его ноги нечаянно навалился Шарик, которого беспокоили блохи.

Было утро. С лесопильного завода доносился шум работы. Из палатки вышел потягиваясь Сережа Ступин.

Потирая полусонные глаза и еще не вполне очнувшись, Коля Сабуров спросил:

– А где дядя Масперо?

– А вот у костра, – сказал Сережа. И правда, у костра лежала забытая вчера лесничим книга Масперо «Египет».

Коля задумался. Он старался вспомнить место, где они зарыли аэроплан.

Потом совсем очнулся, встал и весело улыбаясь, сказал:

– А меня ночью чуть не съел крокодил…

– Из Шариковой шерсти вылез, наверно, – тоже улыбаясь, – ответил Сережа.

В палатке копошились ребята, собираясь на Кайдаловку купаться.

А когда они пошли туда, Коля Сабуров сказал:

– Ребята, сегодня вечером у костра я расскажу вам о дяде Масперо, о Фоше и о наших приключениях в современном и древнем Египте

 

БЕСЕДА У КОСТРА

 

Вечером, когда у палатки ярко горел костер, Коля Сабуров рассказал ребятам о своем фантастическом путешествии и о страшной опасности, которой они все подвергались. Не скрыл он и того, что страшный крокодил, схвативший за ногу Колю действительно, как сказал Сережа, выполз из шерсти Шарика.

Слушал этот рассказ и лесничий Николай Петрович Сурин, их вчерашний гость, который пришел за оставленной книжкой Масперо.

Когда Коля Сабуров кончил, все наперебой стали высказывать свои соображения, а потом кто‑то сказал:

– Если бы не электрический фонарик, крышка бы нам, ребята: все бы попали на ужин крокодилам, и Шарика бы нашего сожрали и с хвостом, и с пшенником, и с страшными зверями в его шубе.

– А все‑таки жаль, сказал Николай Петрович, – что дяде Масперо не удалось пролететь с вами на аэроплане над всем Египтом, над всей этой удивительной страной, так непохожей на нашу ни по климату, ни по растительности, ни по своей истории и культуре.

«У нас бывает весна, лето, осень и длинная холодная зима, а там, в Египте, большую часть года занимает знойное лето. И даже дожди там падают чрезвычайно редко. Если бы не полноводный Нил, орошающий почву и приносящий на поля плодородный ил, – вся эта часть Африки была бы такою же страшной, выжженной солнцем пустыней, как и рядом лежащая Сахара.

«Нил‑кормилец Египта. Недаром темный и невежественный народ древности поклонялся Нилу, как богу, воздавал ему религиозные почести, и даже страшных животных этой реки, крокодилов, считал священными животными.

«Впрочем, египтяне поклонялись и считали священными не только крокодилов, но и кошек, обезьян и черных быков с белым пятном на лбу (аписов), а раньше многих других зверей.

Почти в каждом звере египтянам чудилось божество. Они верили в то, что божество здесь, на земле, принимает внешним образ животного. Обезьяна была для них не просто обезьяной, а живым богом мудрости и письменности, которого они называли Тотом и которого изображали в виде сидящего павиана, или в виде ибиса, или в виде человека с головой ибиса. Сокол был для них не просто сокол, а божество молодого, восходящего солнца, которое они называли Гором или Горахте.

«Всем этим божественным, священным животным египтяне поклонялись и молились, прибегая к их помощи в трудные моменты своей жизни.

«Один из древних путешественников по Египту, грек Геродот, живший за 2 500 лет до нашего времени, рассказывает, что в те времена убийство кошки каралось смертью, и: во время пожара египтяне, прежде всего бросались спасать домашнюю кошку, а потом уже своих детей.

«Геродот много путешествовал по Египту. Все, что он видел там, его поражало. Никто не мог ему объяснить, где начинается Нил, отчего в июне и августе река выходит из своих берегов, отчего во время половодья цвет воды делается то красным, то зеленым.

«Геродот увидел там диковинные растения и животных Египта: красивые кувшинки, лотосы, растущие и воде, а по берегам папирус, из стеблей которого египтяне приготовляли бумагу. Видел птиц: кривоносых ибисов, истребляющих змей, большеротых пеликанов‑птиц, питающихся рыбой, розовых фламинго и многое множество других интересных птиц, которые водятся в жарком климате, видел он там безобразных бегемотов, живущих в воде, кровожадных львов, которые рыскали по окраинам нильской долины и нападали, на египетские стада. Видел наших северных ласточек, коршунов, уток и лебедей, прилетающих в Египет, когда у нас наступает зима.

«Во времена фараонов все озера, каналы, пруды, а также многочисленные рукава реки были покрыты густыми зарослями папируса. В них водилось видимо‑невидимо всякой водной птицы. Много этих птиц и теперь водится в болотистой дельте Нила. (Дельта‑большая область, прилегающая к разветвленному устью реки.) Испуганные выстрелом птицы поднимаются такой массой, что застилают все небо. Феллахи и до сего времени охотятся на этих птиц без всякого оружия. Наденут на голову выдолбленную тыкву с прорезами для глаз, погрузятся до ушей в воду и тихонько подбираются к плавающим диким уткам или гусям и прежде, чем те заметят опасность; хватают их за лапы и погружают в воду.

«Охотились египтяне в старину и с бумерангом (искривленная деревянная – пластика, которая при полете описывает в воздухе петлю и, поразив птицу, падает почти к ногам бросившего бумеранг охотника). С бумерангом и теперь еще охотятся дикари Австралии.

«Ребята, если будете в Москве, или Ленинграде в зоологических садах и зоопарках, непременно посмотрите там этих интересных птиц и животных Египта и других жарких стран.

«Геродот описывает гробницы древних египетских царей‑пирамиды, считавшиеся в древности чудом света и до сих пор поражающие путешественников своими размерами. Эти пирамиды; были отстроены из громадных каменных глыб, облицованных снаружи прекрасно полированным гранитом. Самая большая пирамида была построена фараоном Хуфу и достигает в высоту ста сорока шести метров. Внутри этих пирамид были устроены – потаенные усыпальницы, где в каменном гробу должна была покоится мумия фараона. Вход в пирамиду и коридоры, ведущие! в усыпальницу, были завалены громадными каменными глыбами, для того, чтобы воры, грабители и осквернители могил не могли проникнуть в гробницу царя. Стены некоторых из этих погребальных комнат были покрыты надписями, заключающими в себе множество молитв и заклинаний, цель которых‑обеспечить вечную жизнь царя. Но ни лабиринты ходов, ни громадные каменные глыбы, ни заклинания не спасли гробницы от неминуемого разграбления. Воры, прельщаясь богатой добычей, постоянно проникали в пирамиды и уносили из царских гробниц погребенные там вместе с царем ценные предметы. Почти все пирамиды дошли до нас разграбленными, и лишь величие и прочность их архитектурных форм говорит нам о былой славе древнеегипетских фараонов.

«Далее Геродот описывает громадные плотины, выстроенные для защиты от наводнений, большие водоемы, в которых сохраняют воду на случай засухи, и бесчисленные каналы для орошения долины Нила.

«Он пс устает повторять, что египтяне‑самый искусный и умный народ на свете.

«По словам Геродота, египтяне раньше всех других людей изобрели счисление дней в году и разделили год па двенадцать месяцев. Они же первые придумали геометрию, т. е. измерение земли, что им нужно было для распланировки каналов, и для постройки пирамид, дворцов и храмов.

«Впрочем эти изобретения и научные достижения были только достоянием жрецов. От египетских крестьян и рабочих их тщательно скрывали.

«На беспросветном невежестве, на жесточайшем угнетении народа выросло и развернулось господство египетских фараонов, жрецов и военачальников, богатых землевладельцев.

«В эпоху расцвета могущества фараонов под их властью была не только вся долина Нила, но и народы Азии, жившие в Палестине, Сирии и Месопотамии и платившие дань египетским фараонам.

«Восстания порабощенных народов подавлялись с невероятной жестокостью, истреблялись целые города и селения и только в виде милости иногда у всех мужчин отрубались руки.

«За 500 лет до нашей эры борьба египетских военачальников между собой из‑за власти ослабила могущество Египта, и он подпал под власть персидского царя Камбиза.

«Затем Египет завоевали греки, за греками пришли римляне.

«Терпеливый темнокожий египетский народ, работавший на полях, покорно слушался всех властителей, которые сменялись в стране.

В 640 году Египет завоевали арабы и насильно обратили многих египетских крестьян в магометанскую веру.

Власть арабских завоевателей тяготела над Египтом много столетий. Потом она сменилась французским игом. В 1798 году французский полководец Наполеон Бонапарт, соблазнившийся богатствами Египта и к тому же хотевший завоевать весь мир, во главе большой военной экспедиции, в которой были не только солдаты и генералы, но и ученые, разбил мамелюков и подчинил Египет Франции.

А ученые, которые были в войске Наполеона, первые из европейцев серьезно заинтересовались памятниками египетской старины, увезли во Францию много египетских древностей и среди них надписи и ими заинтересовали ученый мир Западной Европы.

«Целый ряд ученых отправился в Египет, чтобы поближе познакомиться с его древней культурой.

Гениальному французскому ученому Шампольону удалось, разбирая надпись на камне с греческим л египетским текстом, разгадать тайну египетских иероглифов и составить первую научную грамматику египетского языка.

«Это дало возможность ученым археологам читать египетские рукописи и надписи, высеченные на стенах дворцов, храмом, и в тайниках пирамид.

«Археологи и сейчас продолжают производить в Египте свои исследования и раскопки.

«Все интересное, что они находят в развалинах храмов, дворцов и пирамид, – высохшие мумии фараонов, каменные изображения египетских богов, рукописи и другие памятники старины‑все это сохраняется в Каирском музее. Много египетской старины попадает также и в большие музеи Западной Европы и Америки, в музеи Лондона, Парижа, Берлина и Нью‑Йорка. Большие коллекции египетских древностей имеются также» в Москве, в Музее изящных искусств, и в ленинградском Эрмитаже.

«Еще совсем недавно два английских ученых археолога производили раскопки в Египте и наткнулись на великолепное погребение фараона Тутанхамона. Множество прекрасно сделанных предметов из золота, камня, слоновом кости, относящихся к религиозному культу, красивые сосуды для пищи и возлияний, различная утварь, дворцовая резная, богато украшенная мебель наполняли три комнаты пещерной усыпальницы, царя. Все эти предметы, по верованию: древних египтян, должны были служить умершему в царстве Озириса, бога мертвых.

«В четвертой комнате стоял каменный саркофаг‑гроб, а в нем находился другой гроб, сделанный из дерева, покрытого рельефными золотыми пластинками; крышка этого гроба передавала очертания лежащего тела царя. Внутри же деревянного гроба находился третий драгоценный гроб из массивного золота, также воспроизводящий внешние очертания фигуры царя со скрещенными на груди руками, держащими, знаки царского достоинства‑бич и жезл.

«Внутри последнего гроба лежал сам царь или, вернее, его мумия, высохший и набальзамированный труп, закутанный в пропитанные смолами льняные ткани,

«Все эти древности сохраняются теперь в Каирском музее.

«Из рассказа Коли Сабурова вы уже знаете, что теперь в Египте хозяйничают; англичане, хотя для видимости страной правит египетский король м парламент. В союзе о ними английские капиталисты и грабят египетских крестьян так же, как грабили их когда‑то египетские фараоны, арабские халифы и французские генералы. Но среди египетского пролетариата уже растет и крепнет коммунистическая партия, защитница и вождь египетских рабочих и крестьян.

«Придет день, когда она возьмет, власть в свои руки, и освобожденный египетский народ радостно войдет в великий братский союз советских социалистических республик.

«Жаль, что вам, ребята, сегодня ночью не удалось произвести революцию в Египте, – улыбаясь, закончил свой рассказ Николай Петрович Сурин.

– Крокодилы проклятые помешали! – ответил, смеясь, Сережа.

– Ну, вот что еще, ребята, – сказал Николай Петрович, – если вас заинтересует Египет, то, прочтите, кроме книги Масперо, еще: Р. Виппер, Древняя Европа и Восток, изд. ГИЗ. В этой книжке легко и просто рассказывается не только об Египте, но и о других странах древнего мира. Потом хорошая книжка: В. М. Весленев, В стране фараонов, старое издание. Книга! читается легко. Из более новых книг советую вам прочесть Морэ, Во времена фараонов, и Авзиев В. И., Древнеегипетская реформации, П 13, 1924 г. Немного трудновата для чтении книга Родейна, Захват и закабаление Египта, изд. ГИЗ, ц. 1 р. 60 к., но если вы не боитесь трудностей, то прочтите и ее: в ней рассказывается, как хозяйничают англичане в современном Египте. А вот совсем серьезная книга об Египте, написанная для студентов Вузов: Хвостов М. М., История древнего Востока, изд. ГИЗ, ц. 3 р. Если же вы, ребята, захотите познакомиться с центральной Африкой, то вот вам для начала интересная книжка: Сенкевич, В недрах Африки. Приключения двух маленьких англичан в степях и лесах Африки, изд. ГИЗ, ц. 1 р. 50 к.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: