Вострикова С.А., зам. председателя комитета по образованию
Под совершенствованием управления дополнительным образованием мы понимаем комплекс мер и управленческих решений, позволяющих достигнуть положительного образовательного и воспитательного результата. Поэтому главной задачей мы определили создание системы работы с управленческими и педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования, повышение их профессиональной компетенции. Выстроена система аттестации педагогических работников УДОД в районе.
В системе дополнительного образования детей района работает 803 педагога. Кадры педагогов дополнительного образования имеют высокий качественный показатель: 65 % - имеют высшее образование, 39 % - средне-специальное педагогическое образование. На 01.01.02 г. в ДОУ работает 42 педагога с высшей квалификационной категорией, 188 – с I квалификационной категорией. Специфика, уникальность дополнительного образования детей заключается в неоднородности кадрового состава – наряду со специалистами с педагогическим образованием, работают специалисты, не имеющие педагогического образования, на сегодня их численность составляет 18 %. В целях повышения профессионального уровня педагогических кадров на уровне области, города, района, учреждения создана определённая система повышения профессионального роста педагогических работников.
В области – ПОИПКРО разработаны разноуровневые курсы повышения квалификации руководящих кадров, педагогов дополнительного образования, методистов, тренеров, педагогов – организаторов.
Учебно-методический центр работников культуры и искусства (по договору с ДШИ) – долгосрочные курсы, тематические, авторские и т.д.
ППУ – обучение руководящих кадров, тренеров-преподавателей.
Для повышения профессионализма педагогов в профиле своей деятельности областными учреждениями дополнительного образования («Росток», центр по туризму, экологии) разработаны различные курсы, проводятся стажировки, педагоги участвуют в творческих мастерских, семинарах.
В городе – ГЦРО проводит обучающие семинары для педагогов, методистов УДО.
ГДТЮ – проводит обучающие семинары, консультации (к этой работе привлечены педагоги высшей квалификационной категории).
В районе – постоянно действующий семинар – совещание для руководителей УДО; заместителей директоров по воспитательной работе, методическое объединение завучей, методистов УДО спортивного профиля, методическое объединение педагогов-организаторов.
В учреждениях созданы свои системы повышения профессионального роста педагогических работников.
Так в МОУДОД ЦДТ «Шанс» создана «Программа профессионально-личностного роста педагогических сотрудников Центра, включающая в себя работу профессиональных объединений, конкурсы профессионального мастерства, смотры учебно-методических пособий, выставки, семинары, стажерские площадки, мастер-классы. При создании Программы профессионального роста была сделана попытка координации и систематизации деятельности по повышению квалификации всех педагогических работников центра. Результаты работы по Программе:
· внедрены в практику работы центра новые формы массовой и индивидуальной работы с педагогами (созданы группы организованного обучения педагогов, творческая лаборатория разработчиков авторской программы, впервые были проведены смотры-конкурсы методических материалов, учебно-методических комплексов);
· формируется позитивное отношение к обучению по Программе (это проявилось в посещаемости учебных занятий педагогами, их эмоциональном отношении, в участии в конкурсах);
· сделана попытка координации деятельности по повышению квалификации всех педагогических сотрудников Центра;
· повысилась активность педагогов и методистов в аттестации;
· сформированы у большинства педагогов знания и умения по разработке и созданию образовательных программ по своему предмету (рецензирование и утверждение программ педагогов показало более высокий уровень программ по сравнению с прошлым годом: появились программы 2-го и 3-го годов обучения, приложения к ним, улучшилось содержание программ);
· пополнился методический фонд новыми материалами;
· возросла востребованность методистов (индивидуальное консультирование педагогов, появление заявок на обучение определённым темам).
Программа ЦДТ «Шанс» открытая – в её работе могут принимать участие педагоги и методисты других УДО района. (49 педагогов прошли обучение в этом году).
В ДЮЦ «Антей» система подготовки предусматривает работу по 3 направлениям: профильное обучение (МО); школа педагогического мастерства; творческие лаборатории.
В Детской школе искусств разработана система повышения профессионального мастерства через целевые курсы при ПОИПКРО, УМЦ работников культуры и искусства, педагоги проходят стажировки в консерватории Санкт-Петербурга, Московской педагогической академии. Высокий уровень профессионализма педагогов ДШИ был отмечен в ходе аттестации учреждения.
В учреждениях спортивного профиля проводятся спецкурсы для тренеров-преподавателей катастроф, в ПГПУ, в ПОИПКРО, городские и областные семинары городского и областного центров физической культуры. В ДЮСШ проходят семинары, обмен опытом, наставничество (бригадная форма организации труда), тренерские советы.
В 2001-2002 году прошли обучение через РМЦ педагоги и руководители УДОД района
· руководители УДО – 10 чел.
· педагоги – 8 чел.
· тренеры-преподаватели – 15 чел.
В районном конкурсе «Учитель года» приняли участия 10 педагогов дополнительного образования, 3 тренера-преподавателя.
Становится очевидным, что для стабильного функционирования, качественного продвижения и развития дополнительного образования необходимо решение вопросов переподготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования, которые остаются нерешенными даже на федеральном уровне. Необходимо научно-методическое обеспечение педагогического процесса, осуществляемого на профессиональном уровне, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности и её результатов. Обращение к проблеме повышения квалификации пед. работников УДО вызвано ещё рядом объективных причин:
· разной базовой подготовкой педагогов;
· часто невозможностью привлечь или удержать в дополнительном образовании квалифицированных педагогов (уровень оплаты труда);
· неудовлетворенностью различных категорий педагогов отбором предлагаемого им содержания повышения квалификации в ПОИПКРО;
· отсутствие гибкой, вариативной подготовки, дифференцированного подхода к повышению квалификации разных категорий пед. работников;
· отсутствие педагогических исследований по проблеме повышения квалификации пед. работников дополнительного образования, в т.ч. отражающих организацию и содержание этого процесса.