Морозова Н.В., педагог-психолог
МОУДОД «Детская школа искусств»
Неоспоримо влияние музыкального искусства на человека. Начиная с Древней Греции вплоть до современной Америки музыка широко применяется в качестве безотказного средства физио- и психотерапии. Являясь своеобразным предъязыком, с раннего детства, без слов, музыка помогает человеку понять и выразить себя, свой. внутренний мир, подняться до понимания законов мироздания.
Однако, в современных условиях, когда высшие эстетические потребности человека могут быть удовлетворены простым нажатием кнопки аудиоустройства, вопрос о необходимости учиться музыке приобретает новую актуальность.
4 года в МОУДОД «Детская школа искусств» ведутся психолого-педагогические исследования на тему: «Влияние музыкального образования на способности и личность ребенка».
В рамках данной тематики нами изучаются особенности интегральной индивидуальности юных музыкантов, проведены сравнительные исследования влияния музыкального образования на процесс социальной адаптации детей и подростков. В 2001/2002 гг. проведено исследование жизненных ценностей и ценностных ориентаций учащихся, занимающихся музыкальным фольклором и традиционной народной культурой.
Размеры данной статьи не позволяют осветить все результаты разносторонней исследовательско-диагностической работы ДШИ. Сосредоточимся лишь на одном ее направлении: изучении развития креативности мышления детей в процессе музыкального образования.
В нашем исследовании нас интересовал вопрос о том, насколько творческие возможности ребенка, появляющиеся в его музыкальной деятельности, переносятся в другие жизненные сферы; как занятия музыкой помогают развитию креативности мышления детей.
|
В основу теории о стилях мышления положена концепция доминирования правого или левого полушария головного мозга и связанные с этим предпочтения в восприятии интеллектуальных операций. С работой левого полушария связывают навыки вербально-логического, дискретного, аналитического мышления, создание непротиворечивого контекста. Функцией правого полушария является целостное восприятие, пространственно-образное мышление, формирование многозначного контекста.
Креативность, как особая творческая способность, требует активнейшей работы обоих полушарий мозга. Вместе с тем, наблюдая за наиболее распространенными методами работы массовой школы, мы зачастую по-прежнему видим преобладание левополушарных навыков и умений.
Падение уровня творческих способностей, особенно временное замедление развития оригинальности мышления за период обучения в начальной школе отмечают многие исследователи (Я.Кюрти, 1983; Д.Б.Богоявленская, 1995,1999; Д.Бостанжиева, 1997 и др.) Причины этого явления объясняются по-разному: Д.Б. Богоявленская связывает этот факт с закономерностями возрастного развития, Р.Кюрти и Д.Бостанжиева - преобладанием в школьном обучении установки на развитие конвергентного мышления, ростом произвольности в ущерб оригинальности. Мы разделяем вторую точку зрения и решили это доказать с помощью сравнительного психологического исследования.
Искусство заставляет мозг работать на повышенном эмоциональном фоне, требуя одновременной работы обоих полушарий. Так как восприятие музыки, пение, музицирование на музыкальном инструменте, творческие задания требуют постоянной активности правого полушария, это препятствует резкому левополушарному доминированию в обучении, способствует большей интеграции мозговых процессов. Занятия музыкой помогают ребенку сохранить и преумножить его творческий потенциал, оригинальность мышления, гибкость воображения, многозначность восприятия за счет более гармоничной работы мозга. Для исследования данной гипотезы мы обратились к форме обучения в рамках специальных «музыкальных» классов школы искусств, ученики которых, помимо общей школьной программы, занимаются музыкой по программе музыкальной школы.
|
Цель исследований: сравнить уровень креативности мышления учащихся музыкальных классов и их сверстников, не занимающихся музыкой.
В исследовании принимали участие 162 ученика школы №47 г. Перми: одна экспериментальная и две контрольные группы детей начальных классов. В экспериментальную группу вошли учащиеся музыкальных классов. Условием приема в музыкальный класс является желание самого ребенка. В качестве контрольных на каждой параллели взяты: «сильный» класс и «обычный» класс. По данным вступительного психолого-педагогического тестирования, учащиеся «сильного» класса на момент поступления в школу имеют с музыкальным классом примерно одинаковые средние показатели интеллекта и степени готовности к школе.
В качестве основного средства исследования был взят тест П.Торранса, невербальный, субтесты 1-й «Нарисуй картинку» и 2-й «Незавершенные фигуры». Параметры оценки: беглость, оригинальность, гибкость мышления, разработанность идеи.
|
Результаты исследования подтвердили снижение показателей по фактору оригинальности мышления в контрольной группе к концу первого класса с одновременным повышением результатов по фактору разработанности идеи. В музыкальных классах картина иная: показатели оригинальности мышления неуклонно растут на протяжении трех лет обучения, во 2-м и 3-м классе намного обгоняя контрольную группу (см. схему) Показатели беглости также выше в экспериментальной группе. Показатели разработанности идеи возрастают, но медленнее, чем в контрольной группе. По показателю гибкости мышления значимых различий не обнаружено.
Качественный анализ рисунков позволяет заметить, что у учащихся музыкальных классов более широкая и гибкая образная сфера: если в работах учащихся «сильного» класса в рисунках часто преобладают образы фантастических машин, механизмов, НЛО (именно так дети трактуют понятие «необычного, оригинального») то у «музыкантов» широко представлены образы природы, растительного и животного мира, предметы быта, портреты людей. Названия рисунков также передают целостный образ, широко используются прилагательные: «Необычная весна», «Веселая кошка Роза», «Ненаписанное письмо» и т.п. В целом мы рискнули бы заявить, что в работах юных музыкантов образный мир предстает перед нами как более гармоничный и. комфортный.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Тот факт, что в исследовании принимали участие не одаренные, а обычные дети, лишь подчеркивает значение музыкального образования для развития креативности мышления любого ребенка.
Дальнейшие исследования с применением методики Торранса, а также теста Гилфорда «Необычное использование предмета» проводились в отделениях ДШИ при школах № 105,133.151, 67,114,125.
Используя методику Торранса также в качестве проективного рисуночного теста, мы могли выяснить отношение детей к содержанию и формам проведения учебных музыкальных занятий. Так, в обычных условиях тестирования рисунки детей говорят нам не только о творческих способностях их авторов, но и помогают понять жизненные трудности и проблемные зоны ребенка. Это проявляется в тематике рисунков, выборе цвета, размера, штриховки и т.д. После занятия, посвященного музыке П.И. Чайковского и проходившего в форме концерта-викторины с использованием приемов интерактивного обучения (школа № 133, педагог Новик Н.Г.), в тестовых рисунках детей не было отмечено ни одного тревожного, агрессивного, болезненного симптома. Воистину музыка лечит!
Интересны результаты теста, проведенного среди участников больших музыкальных коллективов (эстрадно-симфонический оркестр школы №105, хор «Кода» - школы № 151, хор «Миниатюра» - школы № 67). Проведение теста Торранса сразу после занятий хора или оркестра в большинстве случаев показывало временное снижение оригинальности мышления. Это вполне объяснимо. В коллективном музицировании важен общий результат. Направленность на общую цель, стремление к одновременному звучанию' заставляют забыть о собственной индивидуальности, подчиняться требованиям дирижера. Результаты исследования креативности мышления участников музыкальных коллективов в большей степени, чем обычно, зависят от стиля работы его руководителя, общей атмосферы занятия.
Создание благоприятной среды для личного и профессионального
самоопределения ребенка
Шпак С.В., директор МУДОД «Детско-юношеский центр «Антей»
В нашем центре "Антей" всё перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, мечты и реальная жизнь. Это наш второй Дом. В этом Доме царит дух доброты и приверженности. В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания; люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покидают этот вечно кипящий страстями дом. Всё свое свободное от школы время детишки неодержимо проводят в нём. Занимаются сразу не в одном кружке, участвуют в разных мероприятиях, попробовав себя в ролях: танцора, певца, конферансье, музыканта, художника, зрителя и т. д. Даже песню придумали со словами: "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, только дети спешат всё быстрей в этот маленький домик среди зданий высотных в детский центр под названием "Антей". Здесь поют и танцуют, вяжут, шьют и рисуют; дошколенок уже грамотей! Для здоровья не сыщешь вида спорта полезней, чем борьба и футбол, и хоккей. Здесь распахнуты двери для любых увлечений, в эту дверь ты иди не робей, покажи, что умеешь, научись, если хочешь, свой задор молодой не жалей"… В этом доме царит любовь, любовь педагогов и детей друг к другу, у них общее дело. Дети не чувствуют себя подневольными, как в школе. И педагоги, и дети хотят одного и того же – чтобы у воспитанников получилось как можно лучше. Они не считают, что детство – это переходный период к настоящей, то есть взрослой жизни. Они понимают, что детство – это тоже самая настоящая жизнь. Они в каждом из воспитанников уважают личность и воспитывают, конечно, но так, чтобы подопечные не чувствовали это ни в коем случае, иначе бы они наверняка сопротивлялись; точнее дети воспитываются этими людьми, этой атмосферой, этим воздухом. И обучаются также. Просто надо прочесть пьесу, которой нет в школьной программе. Надо ее переосмыслить. Надо понять мотивацию поступка героя. Надо думать. Не учить заданный урок, а думать над тем, что тебе интересно. И это замечательно. Это есть изумительный, не обнаруживаемый детьми процесс их воспитания и обучения. Это расширяет кругозор. А встречи с незаурядными людьми…
Но при этом воспитанников вовсе не готовят в актеры, художники, швеи, певцов и т.д. Им просто дают такую среду общения. И все-таки многие из них получают здесь профессиональную ориентацию.
Мы начали отслеживать дальнейший путь выпускников образовательных программ с целью оценки результативности работы педагогов, оценки созданных в Центре условий для самоопределения ученика в нынешней и будущей жизни. Анализ показал, что одна треть учащихся продолжают учебу в образовательных учреждениях города, сохраняя ту направленность, которую они выбрали, еще, будучи воспитанниками центра. Из общего количества педагогического коллектива, 7% - это бывшие выпускники нашего учреждения. 9% выпускников секции "Футбол-хоккей" выбрали эту деятельность своей профессией.
Первая жизненно важная проблема, с которой сталкиваются учащиеся 14-16 лет - это проблема выбора будущей профессии. Перед ними встает ряд жизненно важных вопросов: "Кем быть?", "Куда пойти?"
Поэтому одной из важнейших задач воспитания в центре "Антей" является - создание благоприятной среды для личного и профессионального самоопределения ребенка.
Эта задача в то же время является одной из основных особенностей дополнительного образования, связанной с идеей свободы выбора. В силу меньшей регламентированности дополнительное образование имеет объективно большие возможности в создании условий для самопознания и самоопределения молодежи (включая профессиональное самоопределение), что чрезвычайно актуально для подростков и юношества.
У ребенка, приходящего в Центр, есть возможность попробовать себя в разных видах деятельности, оценить свои потребности и способности на практике. Функционирует программа «Запись в объединения», которая обеспечивает увеличение вероятности более «точного попадания» детей в образовательные объединения, соответствующие их потребностям и склонностям. В реализации данной программы участвуют все службы центра: составляется рекламное объявление для каждого детского объединения, информация размещается в СМИ, школах, учреждениях города, на рекламных стендах, оказывается консультативная помощь детям и родителям по определению интересов и склонностей.
Также ребенок имеет возможность выбрать педагога, у которого он хотел бы учиться. В ситуации свободного выбора личность преподавателя может оказывать очень большое влияние на развитие личности ребенка, формирование его мировоззрения.
Анализируя социальный портрет детей, мы увидели, что в последнее время появилась новая категория – дети, которые прошли этап профессионального самоопределения и хотели бы более глубоко заниматься выбранным видом деятельности. Для этих детей были созданы новые образовательные программы: “Класс юного фармацевта”, “Школа по правоведению”, ”Класс компьютерной графики”, ”Школа латинской письменности” и другие, которые реализовывались на базе общеобразовательных школ в рамках интеграции общего и дополнительного образования.
Благодаря совместной деятельности, школы продолжили эту работу, включив в свою программу более углубленное изучение предметов, вызывающий особый интерес детей, заключив договоры с вузами. Таким образом, начала действовать целая система допрофессиональной подготовки детей.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, сотрудничать, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Поэтому, воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Поэтому в рамках решения этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.