Мышления юных музыкантов




 

Морозова Н.В., педагог-психолог

МОУДОД «Детская школа искусств»

 

Неоспоримо влияние музыкального искусства на человека. Начиная с Древней Греции вплоть до современной Америки музыка широко применяется в качестве безотказного средства физио- и психотерапии. Являясь своеобразным предъязыком, с раннего детства, без слов, музыка помогает человеку понять и выразить себя, свой. внутренний мир, подняться до понимания законов мироздания.

Однако, в современных условиях, когда высшие эстетические потребности человека могут быть удовлетворены простым нажатием кнопки аудиоустройства, вопрос о необходимости учиться музыке приобретает новую актуальность.

4 года в МОУДОД «Детская школа искусств» ведутся психолого-педагогические исследования на тему: «Влияние музыкального образования на способности и лич­ность ребенка».

В рамках данной тематики нами изучаются особенности интегральной индиви­дуальности юных музыкантов, проведены сравнительные исследования влияния музы­кального образования на процесс социальной адаптации детей и подростков. В 2001/2002 гг. проведено исследование жизненных ценностей и ценностных ориента­ций учащихся, занимающихся музыкальным фольклором и традиционной народной культурой.

Размеры данной статьи не позволяют осветить все результаты разносторонней исследовательско-диагностической работы ДШИ. Сосредоточимся лишь на одном ее направлении: изучении развития креативности мышления детей в процессе музыкаль­ного образования.

В нашем исследовании нас интересовал вопрос о том, насколько творческие возможности ребенка, появляющиеся в его музыкальной деятельности, переносятся в другие жизненные сферы; как занятия музыкой помогают развитию креативности мышления детей.

В основу теории о стилях мышления положена концепция доминирования пра­вого или левого полушария головного мозга и связанные с этим предпочтения в восприятии интеллектуальных операций. С работой левого полушария связывают на­выки вербально-логического, дискретного, аналитического мышления, создание непро­тиворечивого контекста. Функцией правого полушария является целостное воспри­ятие, пространственно-образное мышление, формирование многозначного контекста.

Креативность, как особая творческая способность, требует активнейшей работы обоих полушарий мозга. Вместе с тем, наблюдая за наиболее распространенными методами работы массовой школы, мы зачастую по-прежнему видим преобладание левополушарных навыков и умений.

Падение уровня творческих способностей, особенно временное замедление разви­тия оригинальности мышления за период обучения в начальной школе отмечают многие исследователи (Я.Кюрти, 1983; Д.Б.Богоявленская, 1995,1999; Д.Бостанжиева, 1997 и др.) Причины этого явления объясняются по-разному: Д.Б. Богоявленская свя­зывает этот факт с закономерностями возрастного развития, Р.Кюрти и Д.Бостанжиева - преобладанием в школьном обучении установки на развитие конвер­гентного мышления, ростом произвольности в ущерб оригинальности. Мы разделяем вторую точку зрения и решили это доказать с помощью сравнительного психологи­ческого исследования.

Искусство заставляет мозг работать на повышенном эмоциональном фоне, требуя одновременной работы обоих полушарий. Так как восприятие музыки, пение, музицирование на музыкальном инструменте, творческие задания требуют постоянной ак­тивности правого полушария, это препятствует резкому левополушарному доминиро­ванию в обучении, способствует большей интеграции мозговых процессов. Занятия музыкой помогают ребенку сохранить и преумножить его творческий потенциал, оригинальность мышления, гибкость воображения, многозначность восприятия за счет более гармоничной работы мозга. Для исследования данной гипотезы мы обратились к форме обучения в рамках специальных «музыкальных» классов школы искусств, ученики которых, помимо общей школьной программы, занимаются музыкой по про­грамме музыкальной школы.

Цель исследований: сравнить уровень креативности мышления учащихся музыкальных классов и их сверстников, не занимающихся музыкой.

В исследовании принимали участие 162 ученика школы №47 г. Перми: одна экспериментальная и две контрольные группы детей начальных классов. В экспери­ментальную группу вошли учащиеся музыкальных классов. Условием приема в музыкальный класс является желание самого ребенка. В качестве контрольных на каж­дой параллели взяты: «сильный» класс и «обычный» класс. По данным вступительного психолого-педагогического тестирования, учащиеся «сильного» класса на момент по­ступления в школу имеют с музыкальным классом примерно одинаковые средние показатели интеллекта и степени готовности к школе.

В качестве основного средства исследования был взят тест П.Торранса, невер­бальный, субтесты 1-й «Нарисуй картинку» и 2-й «Незавершенные фигуры». Парамет­ры оценки: беглость, оригинальность, гибкость мышления, разработанность идеи.

Результаты исследования подтвердили снижение показателей по фактору ориги­нальности мышления в контрольной группе к концу первого класса с одновремен­ным повышением результатов по фактору разработанности идеи. В музыкальных классах картина иная: показатели оригинальности мышления неуклонно растут на протяжении трех лет обучения, во 2-м и 3-м классе намного обгоняя контрольную группу (см. схему) Показатели беглости также выше в экспериментальной группе. Показатели разработанности идеи возрастают, но медленнее, чем в контрольной груп­пе. По показателю гибкости мышления значимых различий не обнаружено.

Качественный анализ рисунков позволяет заметить, что у учащихся музыкальных классов более широкая и гибкая образная сфера: если в работах учащихся «сильно­го» класса в рисунках часто преобладают образы фантастических машин, механизмов, НЛО (именно так дети трактуют понятие «необычного, оригинального») то у «музы­кантов» широко представлены образы природы, растительного и животного мира, предметы быта, портреты людей. Названия рисунков также передают целостный образ, широко используются прилагательные: «Необычная весна», «Веселая кошка Роза», «Ненаписанное письмо» и т.п. В целом мы рискнули бы заявить, что в работах юных музыкантов образный мир предстает перед нами как более гармоничный и. комфортный.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Тот факт, что в исследовании при­нимали участие не одаренные, а обычные дети, лишь подчеркивает значение музы­кального образования для развития креативности мышления любого ребенка.

Дальнейшие исследования с применением методики Торранса, а также теста Гилфорда «Необычное использование предмета» проводились в отделениях ДШИ при школах № 105,133.151, 67,114,125.

Используя методику Торранса также в качестве проективного рисуночного теста, мы могли выяснить отношение детей к содержанию и формам проведения учебных музыкальных занятий. Так, в обычных условиях тестирования рисунки детей говорят нам не только о творческих способностях их авторов, но и помогают понять жиз­ненные трудности и проблемные зоны ребенка. Это проявляется в тематике рисунков, выборе цвета, размера, штриховки и т.д. После занятия, посвященного музыке П.И. Чайковского и проходившего в форме концерта-викторины с использованием приемов интерактивного обучения (школа № 133, педагог Новик Н.Г.), в тестовых ри­сунках детей не было отмечено ни одного тревожного, агрессивного, болезненного симптома. Воистину музыка лечит!

Интересны результаты теста, проведенного среди участников больших музыкаль­ных коллективов (эстрадно-симфонический оркестр школы №105, хор «Кода» - школы № 151, хор «Миниатюра» - школы № 67). Проведение теста Торранса сразу после занятий хора или оркестра в большинстве случаев показывало временное снижение оригинальности мышления. Это вполне объяснимо. В коллективном музицировании важен общий результат. Направленность на общую цель, стремление к одновременному звучанию' заставляют забыть о собственной индивидуальности, подчиняться требованиям дири­жера. Результаты исследования креативности мышления участников музыкальных коллективов в большей степени, чем обычно, зависят от стиля работы его руководи­теля, общей атмосферы занятия.

 

Создание благоприятной среды для личного и профессионального

самоопределения ребенка

Шпак С.В., директор МУДОД «Детско-юношеский центр «Антей»

 

В нашем центре "Антей" всё перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, мечты и реальная жизнь. Это наш второй Дом. В этом Доме царит дух доброты и приверженности. В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания; люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покидают этот вечно кипящий страстями дом. Всё свое свободное от школы время детишки неодержимо проводят в нём. Занимаются сразу не в одном кружке, участвуют в разных мероприятиях, попробовав себя в ролях: танцора, певца, конферансье, музыканта, художника, зрителя и т. д. Даже песню придумали со словами: "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, только дети спешат всё быстрей в этот маленький домик среди зданий высотных в детский центр под названием "Антей". Здесь поют и танцуют, вяжут, шьют и рисуют; дошколенок уже грамотей! Для здоровья не сыщешь вида спорта полезней, чем борьба и футбол, и хоккей. Здесь распахнуты двери для любых увлечений, в эту дверь ты иди не робей, покажи, что умеешь, научись, если хочешь, свой задор молодой не жалей"… В этом доме царит любовь, любовь педагогов и детей друг к другу, у них общее дело. Дети не чувствуют себя подневольными, как в школе. И педагоги, и дети хотят одного и того же – чтобы у воспитанников получилось как можно лучше. Они не считают, что детство – это переходный период к настоящей, то есть взрослой жизни. Они понимают, что детство – это тоже самая настоящая жизнь. Они в каждом из воспитанников уважают личность и воспитывают, конечно, но так, чтобы подопечные не чувствовали это ни в коем случае, иначе бы они наверняка сопротивлялись; точнее дети воспитываются этими людьми, этой атмосферой, этим воздухом. И обучаются также. Просто надо прочесть пьесу, которой нет в школьной программе. Надо ее переосмыслить. Надо понять мотивацию поступка героя. Надо думать. Не учить заданный урок, а думать над тем, что тебе интересно. И это замечательно. Это есть изумительный, не обнаруживаемый детьми процесс их воспитания и обучения. Это расширяет кругозор. А встречи с незаурядными людьми…

Но при этом воспитанников вовсе не готовят в актеры, художники, швеи, певцов и т.д. Им просто дают такую среду общения. И все-таки многие из них получают здесь профессиональную ориентацию.

Мы начали отслеживать дальнейший путь выпускников образовательных программ с целью оценки результативности работы педагогов, оценки созданных в Центре условий для самоопределения ученика в нынешней и будущей жизни. Анализ показал, что одна треть учащихся продолжают учебу в образовательных учреждениях города, сохраняя ту направленность, которую они выбрали, еще, будучи воспитанниками центра. Из общего количества педагогического коллектива, 7% - это бывшие выпускники нашего учреждения. 9% выпускников секции "Футбол-хоккей" выбрали эту деятельность своей профессией.

Первая жизненно важная проблема, с которой сталкиваются учащиеся 14-16 лет - это проблема выбора будущей профессии. Перед ними встает ряд жизненно важных вопросов: "Кем быть?", "Куда пойти?"

Поэтому одной из важнейших задач воспитания в центре "Антей" является - создание благоприятной среды для личного и профессионального самоопределения ребенка.

Эта задача в то же время является одной из основных особенностей дополнительного образования, связанной с идеей свободы выбора. В силу меньшей регламентированности дополнительное образование имеет объективно большие возможности в создании условий для самопознания и самоопределения молодежи (включая профессиональное самоопределение), что чрезвычайно актуально для подростков и юношества.

У ребенка, приходящего в Центр, есть возможность попробовать себя в разных видах деятельности, оценить свои потребности и способности на практике. Функционирует программа «Запись в объединения», которая обеспечивает увеличение вероятности более «точного попадания» детей в образовательные объединения, соответствующие их потребностям и склонностям. В реализации данной программы участвуют все службы центра: составляется рекламное объявление для каждого детского объединения, информация размещается в СМИ, школах, учреждениях города, на рекламных стендах, оказывается консультативная помощь детям и родителям по определению интересов и склонностей.

Также ребенок имеет возможность выбрать педагога, у которого он хотел бы учиться. В ситуации свободного выбора личность преподавателя может оказывать очень большое влияние на развитие личности ребенка, формирование его мировоззрения.

Анализируя социальный портрет детей, мы увидели, что в последнее время появилась новая категория – дети, которые прошли этап профессионального самоопределения и хотели бы более глубоко заниматься выбранным видом деятельности. Для этих детей были созданы новые образовательные программы: “Класс юного фармацевта”, “Школа по правоведению”, ”Класс компьютерной графики”, ”Школа латинской письменности” и другие, которые реализовывались на базе общеобразовательных школ в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

Благодаря совместной деятельности, школы продолжили эту работу, включив в свою программу более углубленное изучение предметов, вызывающий особый интерес детей, заключив договоры с вузами. Таким образом, начала действовать целая система допрофессиональной подготовки детей.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, сотрудничать, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Поэтому, воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Поэтому в рамках решения этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: