Проблемы и перспективы развития технического творчества




В МОУДОД ЦДТ «Шанс»

 

Холманских С.Б., руководитель структурного подразделения Станции юных техников

Техническим творчеством в районе занимаются 2250 детей в 6-ти клубах и школе № 74 (примерно 25% от всех детей, занимающихся в МОУДОД ЦДТ «Шанс»).

Технический отдел МОУДОД ЦДТ «Шанс», призванный координировать образовательную деятельность по техническому творчеству, имеет следующую структуру – заведующий отделом, 3 методиста и 40 педагогов, из которых 15 совместителей (37% от общего числа). 22 педагога имеют высшее образование, что составляет 55% от общего числа. Квалификационную категорию имеют 18 человек (45% педагогов), из них высшую – 1; 1-ю – 6 и 2-ю – 11 человек.

В отделе реализуются 43 образовательные программы по 5 направлениям технического творчества:

· начальное техническое моделирование – 13 программ;

· спортивно-техническое направление (техническое моделирование; авто-, судо- и авиамоделирование, картинг и багги) – 11 программ;

· производственно-техническое направление (радиоэлектроника и автоматика) – 5 программ;

· компьютерное творчество – 8 программ на бюджетной основе и 4 программы в разряде платных услуг;

· фото – 2 программы.

Базовым местом расположения отдела является Станция юных техников.

Здесь имеется свой методический кабинет, библиотека по техническому творчеству, насчитывающая около 400 книг и более 2000 журналов 25-ти наименований, информационный банк нормативно-правовой документации.

Оценивая ситуацию, сложно сказать, в каком состоянии у нас находится техническое творчество в развитии или в состоянии затянувшейся стабилизации, но то, что пока не деградируем – это точно. Все зависит от того, какую первоначальную точку отсчета взять. Если рассматривать отправной точкой доперестроечное время, то есть когда мы относились к внешкольным учреждениям, когда финансирование, хотя и по остаточному принципу в сравнении со школой, было более или менее стабильным, когда заработная плата примерно находилась на уровне средней по стране, когда предприятия, ЖЭКи или иные учреждения имели возможность содержать социальную сферу – явно заметно, что мы пока не достигли того уровня в количественном плане, хотя прогресс в качестве предоставляемых услуг налицо. Если же точкой отсчета принять выход Федерального закона «Об образовании» и последовавший за ним перевод учреждений в разряд образовательных, то здесь явный прогресс, как в качественных, так и в количественных показателях.

Как известно, развитие не возможно без постоянного решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Возникли проблемы – необходима цель, появилась цель – поставили задачи, решили задачи – получили результат и перешли на новый виток в спирали развития. И снова проблема – цель – задачи – результат. Это как река – сколько раз не возводи на ней плотины и запруды, она все равно побурлит, побурлит да найдет себе новое русло и течет дальше.

Итак, как же мы развиваемся, какие проблемы возникают, как их решаем и с каким результатом?

Проблема № 1.

Одна из важнейших проблем: это – финансирование. Без ее решения техническое творчество, как, пожалуй, самый из высокозатратных видов образовательных услуг, умрет. Бюджетных денег не просто катастрофически не хватает – их иногда совсем нет.

Как мы выходим из нее? Вот несколько примеров:

1. Воспользовались случаем, когда существовала система взаимозачетов, и смогли приобрести часть инструментов и материалов. Приобрели так же 2 компьютерных класса в клубы, немного мебели и т.д.

2. Спонсоры (или благотворители). У нас по-прежнему есть друзья, которые помогают нам в оснащении образовательного процесса, отправке детей на соревнования, выделении подарков и призов, проведение подписной компании и т.д. Это физические и юридические лица, большую помощь оказывают родительские комитеты, которые существуют в ряде кружков.

3. Выполнение разовых заказов учреждений и предприятий по изготовлению определенной продукции, оказания ряда услуг. Кроме того, в Центре существует выставочный зал, расположенный на оживленном перекрестке дорог у Цирка, где помимо наших выставок проводят свои представления и другие организации и частные лица. Участие в таких выставках платное, кроме того, продаются билеты на просмотр экспозиции.

4. Платные образовательные услуги. Оказанием платных услуг у нас занимается 5 объединений компьютерного творчества и, как показала практика, если услуга конкурентоспособна и имеет устойчивый спрос, то может приносить определенный доход.

Проблема № 2.

Кадровое обеспечение образовательного процесса. Как говорится – «кадры решают все» и на современном этапе это тем более актуально, так как во главу угла ставиться воспитательный момент в образовании. Почему проблема стоит сегодня так остро?

Ну, во-первых, подготовкой педагогов дополнительного образования именно по техническому творчеству не занимается, наверное, ни одно профессиональное образовательное учреждение. Поэтому нет и не может быть готовых специалистов.

Во-вторых, специфичность деятельности. Хороший педагог должен быть не только прекрасным педагогом, но и специалистом-профессионалом, мастером своего дела.

В-третьих, престижность профессии не достаточно высока в современных условиях.

Что мы делаем для ее решения?

1. Через кадровую службу Центра ежегодно подаем заявки в Центр занятости, в профессиональные учебные учреждения. Кроме того, ежегодно на базе КЮТ «Квант» (педагог Башин П.Ю.) проходят месячную практику учащиеся педагогического училища № 4.

2. Последние годы Центр «Шанс», а вместе с ним и мы, принимаем участие в выставках «Спорт и отдых» и «Образование и карьера», проводимых Пермской ярмаркой. Здесь решаются сразу два вопроса – ищем педагогов и даем информацию о себе для детей и родителей.

3. Привлекаем к работе своих бывших выпускников. Сейчас 6 работников отдела, окончившие наши учреждения в разные годы, ведут у нас преподавательскую работу.

4. Для повышения престижности профессии педагога дополнительного образования, закрепления кадров в отделе и Центре, мы провели ряд мероприятий:

· разработана система стимулирования работников Центра, включающая в себя материальное стимулирование в виде разовых премий и систему доплат по итогам учебного года. Например: за высокий уровень подготовки воспитанников – призеров соревнований, выставок, конкурсов; за проведение на высоком уровне мероприятий; за творчество; за заведование кабинетом и т.д.;

· оказание помощи педагогам в прохождении аттестации, включающую в себя как работу по подготовке материалов, открытых занятий, так и морально-психологический настрой;

· участие в конкурсе «Учитель года» в номинации педагог дополнительного образования. Наши педагоги не только постоянно участвуют в районном конкурсе, но и всегда становятся лауреатами. Здесь следует сказать, что наверное мы первыми у себя в районе подготовили и провели такой конкурс среди педагогов дополнительного образования. Тогда он еще назывался «Мастер» и очень приятно, что его первым победителем стал педагог СЮТ Стрелков А.Г.;

Следует отметить, что текучесть кадров в отделе не превышает в среднем 5 %, а у 60 % работников стаж работы в отделе более 10 лет.

Проблема № 3.

Методическое сопровождение образовательного процесса.

Больше половины наших сотрудников не имеют педагогического образования. Поэтому, на методическую службу возложена большая ответственность в оказании помощи педагогу в организации образовательного процесса. Хочу отметить, что в работе с педагогом мы используем тот же принцип, что и в работе с детьми – «не навреди»! Можно постоянно загружать педагога различными заданиями, бумагами и тогда у него не останется времени на подготовку занятия и его проведение. Лучше если ему помочь в работе. Ведь методист – это помощник.

В отделе работают 3 методиста. Один – методист клуба «Электрон», а два – методисты СЮТ. Это Вершинина М.А. (1-я квалификационная категория) и Горбунова Н.В. (2-я квалификационная категория). Одна имеет высшее техническое образование, другая – высшее педагогическое. Так что сплав опыта и знаний дает о себе знать. Кроме того, мы имеем возможность подключать к решению проблем, консультаций еще около 30 специалистов – сотрудников Центра. Среди них и валеолог, психолог, педагоги-организаторы и т.д.

Основные функции методкабинета следующие:

· программное сопровождение образовательного процесса;

· учебно-методическое обеспечение;

· повышение квалификации работников;

· проведение массовых мероприятий.

Основная масса программ, реализуемых в отделе, модифицированные к условиям реализации в нашем учреждении. Работа по ним велась уже давно. Сначала мы просто писали за педагога пояснительную записку, корректировали содержание. Такой опыт помог осмыслить необходимость создания методических пособий для педагога по работе над программой. Ведь не у каждого педагога есть достаточно времени проводить в библиотеках, штудируя различную специальную литературу. Так родились подборки «В помощь педагогу» - «Словарь понятий», «Целеполагание в кружках технического творчества», «Методы и формы проведения занятий» «Новые образовательные технологии» и т.д. Перейдя на уровень консультационно-информационной работы с педагогом, подготовили пособие по написанию программы, включающее в себя не только требования к ней, но и наглядные примеры построения программы как в алгоритмической последовательности, так и в текстовом варианте. Введя в программу раздел «Механизм отслеживания результативности», разработали диагностическую карту проверки ЗУНов, карту отслеживания результативности образовательного процесса. Примеры работы с картами отработали на одном из педсоветов. Такая форма контроля позволяет наглядно отслеживать процесс обучения ребенка как по отдельным темам, так и по программе в целом, увидеть слабые места, показать результат.

Все это позволило нам закончить основную работу с программами к аттестации, которую Центр прошел успешно. Теперь ведется работа по совершенствованию программ.

Но любая программа предполагает наличие в ней дидактического и методического обеспечения образовательного процесса. Поэтому, разработаны и утверждены на учебно-методическом Совете Центра критерии оценки методпродукции педагога. Теперь каждый педагог имеет возможность обобщить свой опыт, подготовить рекомендации для педагогов и детей как по отдельной теме, так и по программе в целом. Педагог получает за них оплату в виде методчасов, а отдел готовую продукцию. Наиболее интересные работы мы печатаем.

Нами подготовлен «Методический рейтинг» педагога, который в наглядной и доступной форме позволяет как самому педагогу, так и руководству отдела оценить перспективу роста в работе. Первый опыт использования показал, что в отдельных случаях оценка педагога и методиста не совсем совпадают. Иногда педагог завышает критерий, но в основном встречаются заниженные оценки. Это говорит о неадекватности восприятия. Ну что ж, есть над чем поработать, есть что исправлять.

Вот уже 3-ий год в Центре действует традиция, когда каждый методист в начале учебного года выбирает себе тему, над которой работает в течение всего года. Результат в конце года оформляется в виде справки или другого документа, который проходит защиту на учебно-методическом Совете Центра. Здесь преследуется сразу две цели: во-первых, тема должна совпадать с направлением деятельности отдела и во-вторых, заключительная работа обобщает накопленный материал, что позволяет систематизировать информацию.

Теперь что касается повышения квалификации работников.

Через Центр мы получаем информацию, какие семинары и по каким темам проходят в городе. Это касается, в основном тех, которые проводятся на бесплатной основе ИПК или ПГПУ. Кроме того, в связи с тем, что наш Центр обладает мощным педагогическим потенциалом, ИПК включает интересующие темы в свой план и проводит обучающие семинары прямо на нашей базе. Так, у нас успешно прошел семинар-практикум «Проектный методы в учреждении дополнительного образования», в работе которого приняли участия все руководители структурных подразделений и часть методистов. Результатом его были подготовленные проекты развития отдельных подразделений. Так родился наш проект «Изменение отношения педагогов к своей педагогической деятельности», над которым мы и работаем. Аналогичные семинары-практикумы проходят и для других работников.

Помимо этого, для начинающих и заинтересованных педагогов, в отделе ежемесячно проводятся семинары по НТМ и, новому для нас направлению, которое стараемся активно развивать, - «Оригами». Следует отметить, что последнее направление пользуется интересом не только у детей младшего и школьного возраста, но и их родителей. Поэтому, возможно в скором времени, мы сможем сделать его как платной услугой. Второй год в отделе успешно действует обучающий семинар «Новые образовательные технологии», который ведет Вершинина М.А. В этом году мы начинаем проводить работу по внедрению в образовательный процесс ТРИЗ.

Используя богатый опыт наших педагогов, мы привлекаем их не только к проведению обучающихся семинаров, но и открываем стажерские площадки для тех работников, кто хотел бы повысить свое мастерство. Так, уже два года работают площадки у педагогов Стрелкова А.Г. (судомоделирование) и Идрисова Г.Н. (техническое моделирование).

Проблема № 4.

Конкурентоспособность предоставляемых услуг.

На первый взгляд, такая проблема пока не стоит. Но если смотреть в будущее, то она возможна и над ней мы начинаем работать. Хотел бы отметить, что в компьютерном творчестве мы с ней уже начинаем сталкиваться. Если еще 2-3 года назад компьютеры были только в школах, да и то не во всех действовали, то на сегодняшний день функционируют уже практически в каждой школе компьютерные классы, открыто несколько компьютерных клубов. Поэтому здесь мы расставляем акцент на уровень предоставляемых услуг. У нас имеется ряд интересных программ, такие как «Талантливые дети в Интернете», «WEB-дизайн» и другие.

Кроме того, данная проблема непосредственно связана с качеством представляемых услуг, а это, согласитесь, на сегодняшний момент достаточно актуально.

Проведенный нами опрос детей по школам и подразделениям Центра выявил следующую картину:

· большинство детей знает, что такое техническое творчество;

· 21% опрошенных детей хотел бы заниматься им;

· наиболее интересны для них такие виды как авиамоделизм, судомоделизм, картинг, радио и автодело.

Как видно, спектр довольно широкий – от моделизма до практического управления техникой, поэтому нам есть над чем работать.

Нами подготовлен и внедрен пакет анкет для детей, педагогов и их родителей, направленный на получение информации об удовлетворении результатом своей деятельности всех участников образовательного процесса, комфортности условий, стремлении к инновациям. Результат обработки показал следующее:

· большинство педагогов готово к инновациям, хотят их и готовы в них участвовать. Им необходима помощь администрации Центра и руководства отдела;

· 80% детей удовлетворены результатами своего труда и желают в дальнейшем заниматься любимым делом;

· большинство родителей не только приветствуют занятость своего ребенка в наших кружках, но некоторые из них готовы помогать и помогают своему кружку.

Это для нас вдвойне радостно, так как и результаты выступления в различных конкурсах и соревнованиях у нас неплохие. В отделе ежегодно проводится до 40 мероприятий – соревнования, конкурсы, выставки. В 60 % из них принимают участие кружки не только района, но и города. В выставочном зале Центра прошли фотовыставка «Фотография: прошлое, настоящее и будущее», выставка технического творчества «Бумажная пластика». Наши коллективы постоянные участники почти всех мероприятий по техническому творчеству в городе и области, имеем при этом неплохие результаты. Постоянно есть участники и призеры Российских соревнований. В феврале 2002 года команда СЮТ участвовала в первенстве России по трассовому автомоделизму (педагог Петров М.А.) в г. Уфа, а в марте команда клуба юных техников «Квант» (педагог Башин П.Ю.) – в первенстве России по судомодельному спорту в г. Кирове, где его воспитанник Бушев Н. занял I место, а команда – III место.

В отделе наработано много интересного по программе развития, по взаимодействию со школами и другими учреждениями дополнительного образования, по работе методической службы и много другого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: