Танцевальная аэробика для девочек




Один из самых высоких рейтингов среди различных направлений аэробики имеет танцевальное направление. Построение урока с использованием танцев требует тщательного подбора музыки, которая должна отражать характер танца. Фонограмма чаще всего не имеет пауз между песнями. Однако в отдельных случаях, особенно при разучивании танцев, вполне обоснованны отключение музыкальной фонограммы, разбор движений под счет: все танцевальные направления связаны со сложными по координации движениями, требующими обучения по разделениям, в спокойном темпе. Любой танец включает в себя движения, которые заставляют работать все мышцы, поэтому танец является великолепным средством оздоровительной тренировки. Благодаря высокой эмоциональности тренировочной нагрузки учащиеся легко переносят ее. Интенсивные танцы – прекрасный способ кардиотренировки. Это лучшее средство развития координации движений. Занятия танцевальными видами аэробики дают возможность научиться красиво двигаться, танцевать, избавиться от многих комплексов и почувствовать себя уверенно и комфортно в любом обществе.

Структура фонограммы должна соответствовать нагрузке. Темп в разминке – 90–120 уд./мин., в основной части урока – 120–150 уд./мин., в заключительной части – 90–100 уд./мин. При проведении урока сохраняется принцип нон-стоп – без перерывов на отдых, поточным методом проведения или серийно-поточным.

Так же как и в классической аэробике, в степ-аэробике условно разделяют три уровня интенсивности: лоу импэкт (Low Impact) – низкая интенсивность, миддл (Middle) – средняя, хай (High) – высокая. В зависимости от уровня интенсивности и координационной сложности выделяют программы для начинающих, подготовленных и продвинутых. Одно из требований – выполнение хореографии классической аэробики: степ-тач, ви-степ, грейпвайн и др. – в единстве с танцевальными элементами. Сохраняется принцип преемственности – элементы, освоенные в более раннем возрасте, соединяются и имеют танцевальную окраску. В отличие от танцевальных студий, в фитнес-программах более строго относятся к отбору движений с точки зрения оздоровления и положительного влияния на организм занимающихся. То есть, помимо удовольствия, развития пластичности, музыкальности, решаются и оздоровительные задачи. Например, при использовании движений танца живота исключаются многократные прогибы в поясничном отделе позвоночника, что может привести к болям в области спины, особенно при выраженном кифозе и низкой физической подготовленности. В этом – специфика танцевальных направлений в фитнесе. Кроме того, в программу урока обычно включаются силовые упражнения и упражнения на растягивание, что позволяет гармонично укреплять осанку, развивать выносливость, гибкость и т.д. В основной части танцевального урока может применяться фитнес-оборудование, например степ-платформа, различные предметы – скакалка, гимнастическая укороченная палка и пр., а в силовой части – эспандер, фитнес-мячи небольшого размера, отягощения.

Рассмотрим наиболее популярные среди молодежи танцевальные программы.

Боди-балет, построенный на элементах классического танца. Это элитная любительская программа, стабильно удерживающая свою позицию в фитнесе, в частности для девушек. На последней фитнес-конвенции, проходившей в Москве 22–24 мая 2009 г., была представлена программа, разработанная испанскими специалистами, – пор-де-бра.

Программы, в которых используются латиноамериканские танцы. К ним относятся сальса аэробика, латино-джаз, бразильские танцы, танго и др. Аэробика с элементами латинских танцев рекомендуется для девочек на внеклассных (секционных) занятиях. Латинская Америка подарила миру большое количество танцев и танцевальных движений, возникших на основе испанского фольклора. Наиболее популярны среди них пасодобль, румба, самба, мамбо, байон, ча-ча-ча, калипсо, меренга, босса-нова, сальса. Некоторые движения, например такие, как основной шаг мамбо, ча-ча-ча, вошли в хореографию классической аэробики, а такие, как сальса, – легли в основу целых аэробических программ, включая степ-аэробику.

В основе всех латиноамериканских танцев лежит покачивание бедрами. Вес тела постепенно переносится с ноги на ногу, колени слегка приближаются друг к другу. В классическом варианте плечи фиксированы, а пятки прижаты к полу. Шаги выполняются с передней части ступни с последующей опорой на всю стопу.

Среди подростков и молодежи большой популярностью пользуются «танцы без правил». Это разные стили хип-хопа, фанка, брейк-данса. Модными у подростков стали так называемые фрик-танцыFreak Dance. Это костюмированные танцы, где костюм определяет пластику. Например, костюм в виде стилизованного фрака хорошо сочетается с укороченной гимнастической палкой, зонтиком.

Еще одно направление – файер-танцы (Fire Show). Это огненное шоу, или танец с огнем, при помощи пой (Poi) – цепей с огненными шарами на конце. Это яркое феерическое зрелище: вращающиеся цепи чертят в воздухе огненные колеса и восьмерки. Кажется, будто яркие огненные шарики кружатся в воздухе независимо от файерщика. Не пугайтесь: вовсе не обязательно заниматься с огненными шарами – оставим это профессионалам: подобные танцы небезопасны, могут привести к ожогам, пожарам. Но обычные теннисные мячики, прикрепленные шпуром (веревкой или легкой цепью – для подготовленных), имеющим на конце петлю для фиксации на кисти, – прекрасный тренажер, напоминающий булаву. Конечно, придется покорпеть, мастеря снаряжение для файер-танцев, но умельцев среди учителей физкультуры у нас хватает, если вы обладаете такими умениями, то всегда будете востребованы. А горящий шар с батарейкой внутри, который можно найти среди детских игрушек, – прекрасный «снаряд» для шоу-программы и украшение любого школьного праздника.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Каковы особенности гормональной перестройки организма детей старшего школьного возраста?
  2. В чем заключаются различия анатомо-физиологических особенностей подростков 14–18 лет?
  3. Расскажите о специфике проведения занятий базовыми видами аэробики с подростками 14–17 лет.
  4. Дайте общую характеристику методов йоги, применяемых при работе с детьми и подростками.
  5. Укажите наиболее популярные виды единоборств, применяемые на уроке аэробики.
  6. Дайте общую характеристику черлидинга, расскажите о его основных направлениях.
  7. Что такое сальса-аэробика?
  8. Дайте общую характеристику современных танцевальных направлений, применяемых в фитнесе при работе с подростками 14–17 лет.

Рекомендуемая литература

  1. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М.: Теория и практика физической культуры, 2002. – 270 с.
  2. Выготский Л. Педагогическая психология. М.: АСТ. Астрель. Хранитель, 2008. – 672 с.
  3. Кулькова И.В., Расулов М.М., Рипа М.Д. Практические и методические основы кинезотерапии: учеб. пособие. М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с.
  4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с.
  5. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: учеб.-метод. пособие / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – 272 с.

Лекция № 8

Особенности проведения занятий с детьми, имеющими отклонения
в состоянии здоровья и физическом развитии

 

Введение

В последние годы в нашей стране увеличивается заболеваемость детского населения, что объясняется сложными экономическими и экологическими условиями. Сложившаяся практика и многочисленные научные данные свидетельствуют о низком уровне работы с больными и ослабленными детьми и подростками, особенно в школах. Прежде чем перейти к изложению теоретико-практических закономерностей работы с данным контингентом, определимся с основными терминами и понятиями.

Лечебная физкультура – это научно-прак­ти­чес­кая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.

Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности после различных заболеваний и травм, а также коррекция генетических патологий и воздействия социальных факторов.

Адаптивная физическая культура – это физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Поскольку речь в данной лекции пойдет только о работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, которые, тем не менее, позволяют им учиться в обычных общеобразовательных школах, мы будем применять термин «реабилитация», а так как речь пойдет об использовании современных средств фитнеса – «реабилитационный фитнес». Именно так в международной практике называются занятия подобного рода.

Можно выделить следующие этапы в реабилитации и оздоровлении человека (см. рис. 1):

1. Острый период заболевания. Применение физических упражнений почти полностью исключается.
2. Период реабилитации. Проходит в стационарах, специальных реабилитационных центрах под руководством врачей и методистов лечебной физкультуры.
3. Постреабилитационный период. Проходит не только в реабилитационных центрах и поликлиниках, но и в фитнес-клубах, спортивно-оздоровительных центрах, фитнес-студиях.
4. Период оздоровительно-развивающей физической тренировки. После выздоровления в состоянии длительной ремиссии становятся возможными и регулярные оздоровительные тренировки.

В настоящее время особое значение приобретает реабилитационный фитнес для тех детей, подростков, молодых людей, которых в связи с заболеваниями разной степени тяжести и крайне низким уровнем физической подготовленности традиционные формы занятий физкультурой в их нынешнем состоянии не могут удовлетворить в полной мере.

Еще несколько лет назад реабилитация была привилегией медицинских работников и проводилась в рамках общей системы здравоохранения в лечебных заведениях, специализированных по профилю заболеваний: кардиологические, неврологические, ортопедические и др. В последние годы ситуация изменилась – фитнес перестал быть развлечением и все больше становится неотъемлемой частью реабилитационного процесса.

Рис. 1. Периоды реабилитации и оздоровления человека

В области фитнеса и аэробики принято различать групповые программы и персональные тренировки. Для людей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, в зависимости от вида и тяжести заболевания рекомендуются как групповые занятия, так и персональные тренировки. Следует отметить, что последние, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные, в парах и малых группах – от 3 до 5 человек. За последние годы количество занятий персональным фитнесом увеличилось на 55% за счет тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья. В частности, страдающих диабетом, гипертензией, астмой, хронической усталостью, заболеваниями суставов, болями в спине, нуждающихся в кардиореабилитации, посттравматической реабилитации, а также особой категории клиентов – с алкогольной, наркотической зависимостью, с синдромом приобретенного иммунодефицита. Так, в США в последние годы открылись специальные реабилитационные центры, все клиенты которых имеют отклонения в состоянии здоровья. Некоторые страховые компании в США и Канаде отправляют их к персональным тренерам и оплачивают занятия.

Следует отметить, что в отечественной литературе и практике основное внимание уделяется основным принципам медицинской и физической реабилитации при следующих формах патологии: заболеваниях внутренних органов, нервной системы, в травматологии и ортопедии. Недостаточно разработаны системы оздоровительных тренировок с людьми, страдающими диабетом, гипертензией, астмой, хронической усталостью и др. Процент таких заболеваний неуклонно растет во всем мире. Так, по данным Н. Гордона, в США диабетом I типа страдает около 1 млн. человек, II типа – 10 млн. Всего на Земле страдают диабетом более 100 млн. человек, и к 2015 г., по мнению ученых, это число может увеличиться до 250 млн.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: