Изобразительное искусство.




Казахская Национальная Художественная галерея была открыта в 1935 г. В настоящее время этот фонд насчитывает более 10 000 художественных произведений, являющих собой сложившуюся национальную школу.

Николай Хлудов – один из первых русских художников, благодаря которому первые художники республики получили профессиональное образование. А. Кастеев, А. Бортников, Н. Савельев. С. Чуйков овладели в его студии основами рисунка и композиции, и пожалуй самое ценное – навсегда сохранили в своем творчестве любовь к природе и человеку. Ранние работы А. Кастеева, А. Исмаилова, К. Ходжикова ценны ощущением времени, достоверностью изображения, стремлением выразить глубоко личные чувства. В портрете и пейзаже многие казахстанские художники добились большой выразительности образов, психологической глубины и тонкости. Так, например, «Жамал», «На земле дедов» К. Тельжанова, «В горах», «У юрты» С. Мамбеева, «Песня чабана», «Беседа», «Ловля лошадей» М. Кенбаева были высоко оценены зрителями. Также в Казахстане были и знаменитые скульпторы. Утверждались различные формы монументальной и камерной скульптуры - проведения X. Наурзбаева «Молодой Джамбул», «Юный Абай», П. Усачевой «Материнство». Одной из первых работ монументальной скульптуры явился памятник Абаю, созданный Наурызбаевым. Помимо этого, в Казахстане были и знаменитые архитекторы. Архитектурными удачами явились Дом правительства Казахской ССР (архитекторы Б. Рубаненко, Г. Симонов и др.), здание Академии наук Казахской ССР (архитекторы А. Щусев и Н. Простаков), Центральный стадион Казахской ССР (архитектор А. Капанов), Дворец культуры в Усть-Каменогорске и др.

Жизнь бия Кадыргали и его труд «Сборник летописей».

Кадыргали Жалаири (1530 - 1605)– казахский бий из рода жалаир. Он был наставником и советником казахского султана Ураз-Мухаммеда, племянника хана Тевеккеля. В 1587 году, во время ястребиной охоты на берегу Иртыша, вместе с султаном Ураз-Мухаммедом он был взят в плен русским воеводой Данилой Чулковым и отправлен в Москву. Здесь Кадыргали Жалаири долгое время находился на положении почетного пленника и написал свое историческое сочинение «Джами –ат- Таварих» («Сборник летописей»). В этом историческом труде изложены малоизвестные сведения и материалы о тех землях, которые населяли казахи, о городах и городской культуре, Казахском ханстве и его ханах, султанах, батырах и других социальных группах. Значительное место уделено внутреннему и внешнему положению Казахского ханства, его законотворчеству. Есть данные и о Чингизхане и о его династии. Кроме того, он писал о русском царе Борисе Годунове и его племяннике – казахском султане Уразе – Мухаммеде. «Обширной земли христианской белый царь Борис Федорович, - писал Кадыргали, - имеет в своем окружении шесть ханов, своим народом правит справедливо, заботится о сиротах, да бедным помогает известный всем славный хан».

3. Определения:

Дафтары — сборщики налогов в Моголистане.

Тумеш — часть населения ханства, обязанная платить налоги.

 

 

Билет 15

Какие из государств находились на территории Казахстана в 6-7 веке? Общественный строй в первых государствах.

Ответ: смотреть в тетради Тюркский(502-603гг.) и Западно-тюркский(603-704гг.) каганаты

2.Жизнь М.Х Дулати и его труд «Тарих –и-Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар Дулати -политический и военный деятель, дипломат, историк. Родился в 1499–1500 гг. в г. Ташкенте. Происходил из могульской знати. Получил хорошее образование, владел чагатайским и персидским языками. В 1533 г., спасая свою жизнь, Дулати перебрался в Индию к преемникам Бабура, в 1541 г. завоевывает Кашмир и до конца жизни правит им.

Произведение Дулати «Тарих-и-Рашиди», написанное на среднеазиатском фарси; оно повествует об истории ханов-чагатаидов Могулистана и Кашгарии и является основным первоисточником по истории казахского народа.«Тарих-и-Рашиди» содержит сведения по истории Восточного Дешт-и-Кыпчака вплоть до момента образования казахского ханства. Также в нем повествуется о казахско-могульских и казахско-узбекских отношениях, о соперничестве казахов и могулов в борьбе за обладание Могулистаном, фактически за обладание территорией современного Жетысу. "Тарих-и Рашиди" можно по праву назвать родословной тюркских народов XIV–XVI веков и летописью Казахского ханства.

3. Определения:

Жарапазан- вид обpядовой песни, pаспеваемой во вpемя pамазана.

Улусы (монг. — государство, народ, люди) – государственно-территориальная единица в монгольском и тюркских средневековых государствах.

 

Билет.

I.Военное искусство у кочевников и их вооружение. Система военного руководства.

1. Военное искусство у кочевников и их вооружение.

Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. По сведениям греческого историка Геродота, скифское (сакское) войско никто не мог покорить. Скифы внезапно появлялись, наносили удар и так же внезапно исчезали. По другим источникам, все скифы были обязаны проходить военную подготовку. По свидетельствам античных историков, у скифов был обычай перед походом садиться на шкуры жертвенных животных. Считалось, что это придает воину мужество и силу, и такой воин никогда не оставит в беде своих соратников. У саков были особые кавалерийские части для уничтожения "вражеских всадников”. Они вступали в бой неожиданно из укрытий и атаковали центральные части противника. Также у них были и кавалерийские части тяжелого военного снаряжения. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Многочисленные находки оружия, предметов конского убора свидетельствуют о том, что воины саков и сарматов использовали кольчугу и доспехи. Конники и пешие войска саков действовали сообща. До сближения с врагом пешие находились за спинами конников, затем с кличем устремлялись врукопашную с противником. Сначала они стреляли из луков отравленными стрелами, затем использовали топоры, пики, шашки и кинжалы. Воин должен был иметь пять видов оружия: пику, топор, лук, саблю, кинжал. Если сак не имел при себе оружия, то авторитет его падал, и младшие могли не уступать ему место на собрании. Своих детей гунны сажали на коней с 4—5 лет, приучали рубить лозу саблей, стрелять из лука. Особое внимание уделялось тактике ведения боя: двумя флангами и центральной частью. Такое деление войска особенно успешно применялось в тюркскую эпоху в Западно-тюркском каганате. Во время сражения войско делилось на два фланга, а впереди находился разведывательный отряд. Он следил за продвижением противника и передавал донесения начальству. Средняя часть находилась чуть позади флангов. Впереди были оборонительные части. К передовым флангам слева и справа постоянно подходили дополнительные силы с тыла. Структура войска: разведчики, левый фланг, правый фланг, войско, руководящее ядро, хан или военачальник. Однако по ходу военных действий руководство при необходимости меняло построение войска. У кочевников были свои военные традиции и знамена. Перед походом устанавливался шатер правителя, возле которого поднималось ханское знамя. Увидев его, воины собирались без предупреждения. В отдаленные места направлялись специальные вестовые с приказом собираться в определенном месте. 2.Система военного руководства. Ханами могли быть только потомки чингизидов. У казахского хана были помощники, советники, бии, своя гвардия. Хан руководил страной с помощью своих представителей в каждом жузе. Вопросы общегосударственной важности обсуждались на курултае с участием представителей всех трех жузов. Большая роль принадлежала советам биев. На местах власть сосредоточена в руках авторитетных аксакалов рода. Они разрешали споры за землю, за имущество вдов, следили за исполнением род, его обычаев и заповедей предков. В обществе кочевых казахов особое место отводилось батырам. Они защищали от врагов родную землю, страну, воспитывали у молодежи чувство патриотизма, обучали юношей военному искусству. Создателями духовной культуры, и идеологии кочевников были сказители и жырау. Большую роль играли шаманы, лекари, предсказатели. Лекари прекрасно владели методами лечения травами, оберегали кочевников от инфекционных заболеваний. В кочевом обществе имелись всевозможные мастера по всем отраслям хозяйственной деятельности. Высоко ценили кузнецов, а их инструменты считались

священны. Юртовщики делали деревянные детали для юрт. Коневоды готовили к байге скакунов. С принятием исламской религии возросла роль ходжи и мулл.

II.Вклад Абу Наср аль-Фараби в науку, образование. Заветы молодежи Ахмад Иугунаки.

1. Вклад Абу Наср аль-Фараби в науку, образование.

Абу Наср аль-Фараби был величайшим философом и ученым его времени. Вначале он завершил свое обучение в Фараби и Бухаре, позже он отправился в Багдад, где долгое время он учился и работал. В течении этого времени аль-Фараби овладел в совершенстве несколькими языками также, как и различными отраслями знаний и технологий. Одним из важных вкладов аль-Фараби – сделать изучение логики более легкой, путем деления ее на две категории: идея и доказательство. Он делил науку на 5 больших отраслей: языкознание, методология, математика, физика, наука о гражданстве. Аль-Фараби был автором 200 философских и научных трактатов. Наиболее важные работы были: «Слово о классификации», «Книга букв», «Трактат о разуме», «Ум и понятие», «Большая книга о музыке» и др. Его научные труды играли огромную роль в развитии философской теории. Аль-Фараби написал комментарии по физике, метеорологии, методологии и др., в дополнение к большому числу книг по некоторым другим предметам, олицетворяющие его подлинный вклад. Его книги по психологии и метафизики были, в значительной степени, основаны на его собственной разработке. В физике аль-Фараби доказал существование вакуума.

2. Заветы молодежи Ахмад Иугунаки.

В это время стали появляться представители письменной литературы. Одним из ярких ее последователей был Ахмад Иугунаки. Родная зимовка литератора Иугунаки находилась недалеко от Туркестана. Свой литературный труд — поэму "Подарок истины” ("Хакикат хадиса”) он написал на тюркском языке, понятном караханидам. Эта поэма — бесценное художественное произведение того времени. Первые три раздела книги посвящены религиозным традициям и обрядам, четвертый — размышлениям о человеколюбии, справедливости и доброте. В 5—8 разделах говорится о пользе знаний. В других разделах автор критикует жадность, ненасытность. Ученый-поэт призывает учиться, быть скромным, приятным в общении, вежливым.

III. Дать определение: исседоны, шелль (ашелль).

Исседоны — саки, населявшие территорию Центрального Казахстана.

Шелль(Ашель) - археологическая культура населения, обитавшего в раннем палеолите в Западной Европе, в средней полосе и на юге Восточной Европы; названа по первым находкам в Сент-Ашеле.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: