Распределение многоквартирных жилых домов по проценту износа (статистические данные на 01.01.2013)




Капитальный ремонт многоквартирных домов

 

С начала 90-х вопросам постоянного, планового ремонта жилья не уделялось должного внимания, жильё ветшало и приходило в негодность.

 

Распределение многоквартирных жилых домов по проценту износа (статистические данные на 01.01.2013)

В 2007 году по поручению Президента РФ В.В. Путина была создана государственная корпорация-Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая с 2008 года активно включилась в решение вопросов капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В Кировской области по программам Фонда ЖКХ с 2008 по 2013 годы произведён капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов в 3491 многоквартирных домах, общей площадью около 6,5 млн.кв.м. на сумму около 2,6 млрд.рублей, из которых основная часть средств (94%) направлена из Фонда и местных бюджетов. В результате произведённых ремонтов улучшили условия проживания 314 тыс.человек, то есть почти каждый 4 житель области.

Добровольный характер платы за капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома, который был введён существующим Жилищным кодексом Российской Федерации в 2005 году, показал, что большинство собственников в многоквартирных домах не ассоциируют своё право на собственность с обязанностью заниматься вопросами капитального ремонта общего имущества дома. Даже в 2008 году, когда начали разворачиваться программы гос.корпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ, предлагавшие 95% средств выделить из Фонда и муниципального бюджета, и лишь 5% софинансировать собственникам, в первое время даже на таких условиях собственники многоквартирных домов отказывались принимать участие в программах.

Но та огромная работа, которая была проведена, в том числе и в информационной сфере, Фондом ЖКХ, правительством области, органами местного самоуправления, дала определённый результат. Более активно работа пошла, когда начали появляться первые «живые» примеры – когда начали проводиться работы по капитальному ремонту кровель, инженерных коммуникаций, фасадов.

Только когда жители наглядно увидели, что выделив лишь 5% от общих расходов, можно подучить новую крышу, процесс включения в заявки на получение средств из гос.корпорации активизировался. И если в 2008 году население уговаривали участвовать в программах кап.ремонта, то в 2010 году от Кировской области было направлено заявок на общую сумму ремонтов почти в 1 млрд.рублей и проблема перешла из плоскости отсутствия заявок в плоскость ограничения финансовых ресурсов, то есть лимитов Фонда стало недостаточно.

Первоначально, планировалось, что Фонд ЖКХ будет функционировать до 1 января 2012 года. Но работа корпорации была признана успешной и её деятельность продлили до 2018 года. Вместе с тем, объёмы финансовой поддержки из федерального бюджета начали сокращаться, и регионам было предложено начать создавать свои, региональные системы капитального ремонта многоквартирных домов.

На территории Кировской области с 2012 года создан аналог такой системы, в виде областной целевой программы, по которой на конкурсной основе выделяются средства областного и местных бюджетов на капитальный ремонт жилья. Наша область и еще ряд субъектов, включившихся в этот процесс, были отмечены положительно на федеральном уровне, но этот процесс не охватил все без исключения субъекты, большинство субъектов продолжили работать только по программам Фонда ЖКХ.

Вместе с тем, ветшание жилищного фонда – процесс постоянный и только системное решение вопроса капитального ремонта, а не разовые вливания позволят снизить накопленный в предыдущие годы износ и выйти на плановый, регулярный ремонт многоквартирных домов.

С этой целью приняты Федеральные законы № 270-ФЗ и № 271-ФЗ, которыми вводится в обязательном порядке для всех субъектов Российской Федерации система, при которой собственники многоквартирных домов не в добровольном, как это было ранее, а в обязательном порядке должны перечислять средства для их аккумулирования и дальнейшего направления на капитальный ремонт жилья.

С 2013 года перед Фондом ЖКХ и всеми органами власти поставлена задача - ликвидировать весь аварийный жилищный фонд. На эти мероприятия предусмотрены существенные средства из федерального бюджета – 1,6 млрд.рублей, на которые с привлечением средств софинансирования областного и местных бюджетов планируется переселить около 90 тыс.кв.м. аварийного жилья, в котором проживает более 5 тысяч жителей Кировской области.

Выделение федеральных средств из гос.корпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ напрямую зависит от введения на территории области системы капитального ремонта многоквартирных домов.

С целью внедрения такой системы на территории области Губернатором области создана рабочая группа с привлечением широкого круга заинтересованных в данном вопросе лиц – представители органов исполнительной власти, Законодательного Собрания, органов местного самоуправления, Общественной палаты Кировской области, профсоюза работников жизнеобеспечения Кировской области, некоммерческого партнёрства «Союз организаций управляющих недвижимостью Кировской области».

Промежуточным итогом работы группы стало принятие ряда нормативно-правовых актов, среди которых основную роль играют 2 Закона Кировской области от 2 июля 2013 года № 298-ЗО и № 299-ЗО, которыми, согласно методических рекомендаций Фонда ЖКХ и Министерства регионального развития Российской Федерации, устанавливаются правовые основы функционирования некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» и вопросы формирования и реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Необходимо понимать, что жилищный фонд делится на 2 категории – первая: индивидуально определённые здания (жилые дома) и вторая: многоквартирные дома. Если первых (индивидуальных домов) по статистике в Кировской области около 157 тысяч строений, площадью около 7,7 млн.кв.м., то многоквартирных домов в области почти 69,5 тысяч зданий площадью 22,8 млн.кв.м. По индивидуальным домам вопрос капитального ремонта остаётся без изменений - кто собственник, тот и проводит ремонт.

По многоквартирным домам также есть разделение. В том случае, если в доме нет мест общего пользования (подъездов) и жители попадают на земельный участок напрямую, такие дома не будут учитываться в предлагаемой системе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, так как подпадают под категорию так называемых домов «блокированной» застройки. Последние статистические данные указывают, что таких домов около 57 тысяч, площадью около 5,7 млн.кв.м.

Оставшиеся многоквартирные дома – это около 17,3 млн.кв.м. или 12 тысяч зданий – будут участвовать в системе накопительных взносов.

Как видно из схемы около 44% жилищного фонда области не будет принимать участия в системе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, на них будут распространяться действующие положения Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, то есть работы по капитальному ремонту таких зданий собственники будут осуществлять самостоятельно.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в МКД, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот МКД, и об изъятии каждого жилого помещения в этом МКД, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В отличие от жителей индивидуальных и «блокированных» домов, жители многоквартирных домов вправе получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том случае, если такие расходы будут превышать 22% от дохода семьи.

Размер платежа за капитальный ремонт включается в структуру платежей при расчёте субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в структуре расходов семьи превышают 22%, граждане вправе обратиться за предоставлением субсидии, которая рассчитывается исходя из стоимости всех коммунальных услуг. После введения дополнительного платежа – за капитальный ремонт – в такой расчёт будут включаться и взносы на капитальный ремонт, то есть размер субсидий возрастёт.

Кроме того, существуют федеральные и областные категории граждан, получающих меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:

№ п/п Категории граждан
1. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий
2. Участники Великой Отечественной войны
3. Ветераны боевых действий
4. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
5. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
6. Инвалиды
7. Семьи, имеющие детей-инвалидов
8. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф
9. Несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны
10. Ветераны труда
11. Реабилитированные лица
12. Лица, признанные пострадавшими от политических репрессий
13. Педагоги-пенсионеры, проживающие в сельской местности
14. Участники боевых действий

 

На размер взноса на капитальный ремонт общедомового имущества таким категориям граждан будет предоставляться финансовая поддержка из бюджета.

На юридических лиц такой порядок не распространяется. Собственники нежилых помещений в многоквартирных домах также будут обязаны осуществлять отчисления на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Для реализации Законов № 298-ЗО и №299-ЗО на территории области лица, осуществляющие управление многоквартирными домами и органы местного самоуправления собирают информацию по многоквартирным домам для формирования региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. После чего формируется проект региональной программы, который вносится на утверждение Правительства Кировской области.

В настоящий момент такая программа находится в стадии разработки. Только через 8 месяцев с месяца её официального опубликования у собственников помещений всех многоквартирных домов, указанных в программе, наступает обязательство оплачивать взносы на капитальный ремонт общедомового имущества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: