Понятие личности и его значение для медицины




Медицинская психология является отраслью общей психологии - науки, занимающейся изучением нормальных психических процессов и личностных свойств человека. В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Развитие медицинской психологии связано с большими достижениями современной медицинской науки. Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного и медицинского работника в различных условиях: при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике. В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т. д.

Медицинская психология изучает:

1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний;

2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней;

3) состояние психики в процессе лечения заболевания, в частности реакции на различные медикаменты;

4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Важнейшими вопросами медицинской психологии являются психотерапия, психопрофилактика и психогигиена. Решение указанных задач теснейшим образом связано с соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.

Основные методы медико-психологического исследования - беседа, наблюдение и эксперимент.

Наблюдение и беседа - очень важные приемы медико-психологического обследования больного. Они доступны, ими умело должен владеть каждый медицинский работник. Внимательное наблюдение дает для хорошо подготовленного и думающего медицинского работника любого профиля богатый материал для анализа болезненных проявлений у пациента, понимания его психологического состояния и построения тактики успокаивающе-сочувственной беседы с ним. Овладение искусством наблюдения и беседы с больным является одной из основных проблем медицинской психологии. Подобно основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию в педагогических целях делят на общую и частную.

Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений. Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т. д. Медицинская психология - сравнительно молодая дисциплина, однако к настоящему времени она накопила много новых данных, значительно обогатила и конкретизировала старые. Из дисциплины преимущественно теоретического уровня она становится практически значимой, так как позволяет предупредить возможные при многих соматических болезнях психические нарушения.

Может сложиться впечатление, что медицинская психология и психиатрия - родственные дисциплины. Это не совсем так. Дисциплины эти схожи тем, что используют в процессе обследования больных психологические методы. На стыке психологии и психиатрии возникло общее 12 учение о психических болезнях - психопатология (общая психиатрия). Задачей психопатологии является изучение общих закономерностей проявления и течения расстройств психической деятельности. На стыке общей психиатрии и психологии возникла патопсихология - наука о закономерностях нарушений психики (восприятие, память, мышление, эмоции, воля, различные личностные деформации) при различных соматических заболеваниях. Она является основным разделом медицинской психологии. В настоящее время развивается новое направление медицинской психологии - нейропсихология, которая изучает изменения психических процессов при локальных поражениях головного мозга. Помимо основных методов -- беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется ряд тестов. Для диагностических целей в ряде клиник различного профиля применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы психических свойств: интеллекта и личности.

Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятен. Метод Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI) широко используется в модификации отечественных авторов.

Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей. Они лишь дополняют данные клинического обследования пациента (тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, результаты клинико-лабораторных исследований).

Практические задачи, решаемые медицинскими психологами, не ограничиваются только получением материалов, используемых при постановке диагноза. Они охватывают широкий круг вопросов: оценка эффективности лечения, качество ремиссии, определение характера действующих на больного лекарственных средств, решение вопросов судебной экспертизы, степень утраты трудоспособности и компенсация возникающих дефектов.

В связи с большим числом больных терапевтического, хирургического, урологического и другого профиля, у которых обнаруживаются различные психические нарушения (соматогении), а также больных с функциональными соматическими расстройствами, обусловленными тяжелыми нервно-психическими переживаниями (психогении), возникла необходимость введения в штаты крупных соматических комплексов должности врача-психотерапевта, а в ряде случаев организации психотерапевтических отделений.

Типы личности

Юнг выделил восемь типов личности на основе двух установок - экстраверсии или интроверсии - и четырёх функций или видов ориентации - мышления, чувства, ощущения или интуиции:

* Экстравертный мыслительный тип.

* Экстравертный чувствующий тип.

* Экстравертный ощущающий тип.

* Экстравертный интуитивный тип.

* Интровертный мыслительный тип.

* Интровертный чувствующий тип.

* Интровертный ощущающий тип.

* Интровертный интуитивный тип.

Интроверсия и экстраверсия являются двумя противоположными способами адаптации людей к воздействиям внешнего мира. Интроверт - это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении внутренними принципами. Такой человек бывает застенчив, стремится к уединению, склонен к обороне, к консерватизму, предпочитает привычную домашнюю обстановку, дружит с небольшим числом близких друзей, предпочитает перед началом действий всё тщательно рассчитать. Экстраверт - это человек, интерес которого направлен вовне, он руководствуется внешними обстоятельствами и общественным мнением. Экстраверт бывает очень общительным, стремится быть в центре внимания, в компании, склонен к рискованным поступкам и внезапному нападению как истинный искатель приключений, к реформам, нововведениям, путешествиям, необдуманным поступкам, знакомствам с новыми людьми. Экстраверт считает интроверта скучным, предсказуемым, упрямым, отсталым и косным, который портит удовольствие другим. Интроверт считает экстраверта капризным, ненадёжным, лживым, поверхностным и бездельником. По моему мнению, не существует плохих типов личности, каждый из них имеет плохие и хорошие черты, каждый из них стремится жить и выживать так, как умеет.

В природе существует два противоположных способа адаптации:

* Высокая скорость размножения при низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида.

* Многообразные средства самосохранения при низкой плодовитости.

Сходным образом, специфическая природа экстраверта побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во всё, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних опасностей, создать для себя наиболее могущественное положение и комфортную жизнь. Таким образом, экстраверсия - это направленность внимания на внешнее окружение личности - на слухи, моду, цены, богатство, престиж и власть. Интроверсия - это направленность внимания личности на свой внутренний мир - на собственные идеи и принципы, книги и творчество. Внешним признаком интроверта является смелый открытый взгляд, высокая общительность и широко раскрытые глаза. Внешние признаки интроверта - это стеснительность, несмелый взгляд и необщительность. личностный психологический больной медицинский

Функция мышления противоположна функции чувства, а функция ощущения противоположна функции интуиции. Функция мышления, означает способность использовать в жизни логические рассуждения. Функция чувства позволяет оценивать выгоду или невыгоду («что почём»), соответствие нашего поступка общественному мнению. Функция ощущения есть восприятие с помощью органов чувств. Интуиция - это восприятие окружающего мира человеком или животным с помощью бессознательного, когда на основании прошлого опыта и без всяких размышлений откуда-то из глубин подсознания у них всплывает готовый рецепт решения проблемы или готовый план действий в форме предчувствия. У каждого человека одна из функций оказывается более развитой, чем остальные и называется первичной. Он её использует наиболее успешно и автоматически. Противоположная у данного человека функция называется подчинённой и оказывается для него подавленной, недостаточно развитой или даже полностью отсутствующей. Две другие функции для данного человека называются вспомогательными, ими человек владеет кое-как. Человек получает свой тип личности по наследству от родителей и не способен его сменить в течение жизни, но он способен развивать свои вспомогательные функции. Иногда жизнь заставляет человека сменить свою установку или функцию на противоположную установку или функцию, но это чревато для него психическим расстройством. К сожалению, Юнг пренебрегал традиционными научными методами эмпирического исследования и не составил тестов на тип личности, хотя дал словесное описание этих типов.

 

Личность – центральная проблема медицинской психологии. Предболезненные (преморбидные) свойства личности, отношение к болезни, лечению, восстановлению после перенесенного заболевания и многие другие явления, связанные с ней, играют громадную роль в успешности терапии и реабилитации. Только через личность, с учетом ее особенностей, установив с ней доверительные отношения, можно воздействовать на личностные установки в ситуации болезни, формировать терапевтический союз для достижения оптимального лечебного результата.

 

Во взглядах на сущность личности существует множество взаимоисключающих определений. Однако большинство исследователей склоняются к ее социальной сущности, т. е. ее приобретенном в процессе воспитания и самовоспитания в общественной среде характере. Каждая личность уникальна по своим биологическим задаткам и жизненному опыту и в тоже время несет в себе общие черты, присущие обществу, в котором она живет.

 

Личность – это относительно устойчивая система социально значимых черт, позволяющая познавать и преобразовывать себя и окружающий мир. Стать личностью – означает, во-первых, занять определенную жизненную (нравственную) позицию; во-вторых, в достаточной степени осознать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками и делами (Б. С. Братусь).

 

Личность – сложное социально-психологическое образование, имеющее общую структуру, в которую могут быть уложены любые индивидуальные и типовые структуры. Единой структуры личности, принятой всеми психологами нет, каждый из них акцентирует внимание на тех или иных составляющих. Мы придерживаемся взглядов на этот вопрос К. К. Платонова (1977), как наиболее разработанных и обоснованных, с нашей точки зрения.

 

К. К. Платонов выделяет подструктуры направленности, опыта, психических процессов, темперамента.

Направленность – наиболее социально обусловленная подструктура, сформированная в результате воспитания. Направленность – устойчивая, доминирующая система мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности индивида. Они относительно независимы от ситуации, в них отражается мировоззрение человека, что проявляется главными тенденциями поведения. Именно направленность служит основной опорой психотерапевтических мероприятий, и в этом ее важное значение для медицинской психологии.

 

Вторая подструктура объединяет навыки, знания, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, уже с заметным влиянием биологической обусловленности входящих в нее свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой или подготовленностью, и в этих аспектах она имеет значение для медицинской психологии.

Третья подструктура объединяет индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, эмоций, воли), имеющих биологическую основу, но преломленных через социальные потребности личности. Свойства этой подструктуры личности, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируются путем упражнения.

 

Последняя, четвертая подструктура – биологическая, объединяет свойства темперамента, т. е. характеристику индивида со стороны нервно-динамических особенностей ее деятельности. Нужные черты, входящие в эту подструктуру, формируются с большим трудом путем тренировки.

Другими подструктурами личности являются способности и характер.

Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какого-либо одного или нескольких видов деятельности. Различают природные, биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

 

В свою очередь специфические человеческие способности разделяют на общие (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений и др.) и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения (математические, художественные, музыкальные, спортивные, коммуникационные и др.).

Характер – это совокупность индивидуально сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими.

Все подструктуры личности взаимосвязаны, проникают друг в друга и при наличии широкого многообразия людей представляют собой уникальные наборы различных убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто избегать несовпадений, противоречий и даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, со-циальному работнику нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

 

Из всех подструктур личности особого внимания заслуживает характер. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в адекватных и неадекватных формах поведения. Постоянно вести себя адекватно меняющимся жизненным ситуациям способен человек с гармоничным характером, т. е. характером, позво-ляющим без эмоционального напряжения избегать конфликтов с окружающими и самим собой. К гармоничным чертам характера относят:

 

· адаптивность;

· зрелость;

· здравомыслие;

· гибкость;

· реализм в оценке окружающих;

· реальность самооценки;

· самостоятельность;

· автономность;

· естественность;

· самоуважение;

· способность к проблемной центрации;

· разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей и др.

 

Соответственно, признаками дисгармоничного характера, при котором есть сложности с социальной адаптацией, являются противоположные черты: инфантилизм, не здравомыслие, ригидность, отсутствие реализма в оценке окружающих, нереальность самооценки, несамостоя-тельность, зависимость, неестественность, крайние варианты отношения к себе (самоунижение, самовосхваление), центрация на несущественных параметрах, эгоцентризм и др.

 

Значение дисгармоничной личности для медицинской психологии обусловлено неизбежностью для социального работника иметь дело с различными людьми – не только характерологически сбалансирован-ными, но и акцентуированными, и психопатическими личностями. Акцентуации характера – гипертрофированное развитие отдельных черт характера в ущерб остальным. Это может нарушить устойчивость личности при неблагоприятных социальных воздействиях, обращенных к ее наиболее слабым, ранимым местам. Акцентуации характера – это крайние варианты нормальных типов характера. Распространенность их достаточно велика (от 20 до 50 % популяции). Психопатия (расстройство личности) – аномалия характера, в основном в эмоционально-волевой сфере, серьезно нарушающая адаптацию человека в окружающей социальной среде. Болезни, трения и конфликты в процессе лечебного и реабилитационного процессов могут вызвать декомпенсацию психопатий, обусловить сложности работы с такими пациентами.

 

В психологии существует большое число типологий характера. Для задач медицинской психологии более подходит клиническая типология характеров, представленная типами, выделенными на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их специфического сочетания с указанием на преобладающий характерологический радикал. Традиционно наиболее часто выделяют следующие типы ха-рактера: истерический, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, паранойяльный, которые могут быть как нормальными, так и акцентуированными и психопатическими. Некоторые исследователи приводят и другие клинические типы характеров, однако, в конечном счете, их можно свести к вышеприведенным основным.

 

Кратко остановимся на особенностях типов характера, позволяющих социальному работнику (психологу) провести диагностику и с учетом выявленных характерологических черт предвидеть поведение клиента и продуктивно строить свои отношения с ним.

Сутью демонстративного истерического типа является эгоцентричность, стремление всегда быть в центре внимания окружающих, всегда занимать ведущие позиции и получать подкрепление своей завышенной значимости и уникальности со стороны других. Неудовлетворение этих потребностей ведет к обвинению окружающих, конверсионным расстройствам (различным признакам мнимых болезней).

Шизоидному типу свойственны склонность к одиночеству, замкнутость, сниженная способность к сопереживанию, нелюбовь к смене обстановки, эксцентричность внешности, поведения, высказываний.

Эпилептоидный тип характеризуется склонностью к длительному застреванию на каких-то обидах, замедленностью и тугоподвижностью мышления, педантизмом, аккуратностью, бережливостью, аффектив-ными взрывами и конфликтностью.

Психастенический тип (ананкастный, обсессивно-компульсивный) представлен такими чертами характера как застенчивость, нерешительность, заниженная самооценка, мнительность, тревожность, ипохондрич-ность, стремление к самокопанию и др.

Астенический тип имеет такие свойства как пассивность, повышенная утомляемость, неуверенность в своих силах, подчиняемость, повышенная эмотивность.

Паранойяльный тип отличается от других чрезмерной чувствительностью к неудачам, аффективной ригидностью, подозрительностью, склонностью к образованию доминирующих и сверхценных идей, "борьбой за правду" и т. д.

 

Как видно из вышеизложенного, проблема личности очень сложна и еще далека от своего окончательного общепринятого разрешения. Среди большого числа существующих теорий личности как зарубежных, так и отечественных, мы придаем особое значение теории отношений личности В. Н. Мясищева. Эта теория личности является хорошей научной базой многих практических положений медицинской психологии. Психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами действительности. Эта система вытекает из личного жизненного опыта человека, он избирательно и приоритетно выбирает, с кем и как взаимодействовать, на каком эмоциональном уровне, как долго и т. д., т. е. он активно регулирует степень контактов с окружающими. Типичные отношения постоянно реализуются в общественном поведении, закрепляются в образе жизни, переходят в черты характера (А. Ф. Лазурский). Болезнь как стрессовая ситуация в жизни пациента изменяет систему значимых отношений личности к себе, своему здоровью, семье, трудовым и социальным достижениям и др. Для достижения успеха терапии и реабилитации необходимо выяснить особенности от-ношений больного к болезни, лечению, членам семьи и коллегам по работе, его ценностные ориентации и т. д.

 

В структуре отношений особенно важной является самооценка (адекватная, завышенная, заниженная, колеблющаяся). У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя по различным качествам чуть выше среднего.

 

Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. В условиях болезни, при наличии определенных характерологических черт, самооценка может изменяться. Завышенная самооценка присуща демонстративным личностям, они чрезмерно обидчивы, нетерпимы к малейшим замечаниям, конфликтны. При заниженной самооценке, характерной для лиц с тревожным, за-стревающим и педантичным типами акцентуации характера, постоянно присутствуют пониженное настроение, неуверенность в своих силах, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от других. Значительное расхождение между представлениями пациента о самом себе и оценкой его окружающими может быть причиной серьезных внутренних и внешних трудностей. Особенности самооценки должны учитываться при проведении терапевтических и реабилитационных мероприятий (изменение представлений о реальном "Я" в адекватном направлении).

 

Помимо системы отношений в структуру личности, предложенной В. Н. Мясищевым, входят еще три компонента: психический уровень личности, динамика реакций и переживаний личности, архитектоника личности.

Психический уровень включает в себя идейный уровень активности – конкретно-личный, повседневно-бытовой, элементарно-витальный, патологическое заострение или недостаточность в какой-либо области; ум – его развитие и особенности, уровень функционально-психических особенностей – восприятия, памяти и пр.; способности и их развитие; волевые качества. Необходимо учитывать достигнутый уровень психического развития, а также условия, в которых он был бы достигнут (высокий – даже при неблагоприятных условиях, низкий – даже при условиях благоприятных).

 

Определить уровень развития личности – это значит ответить на вопросы о способностях и психическом развитии человека. Социальному работнику (психологу) важно учитывать уровень психического раз-вития для правильных коммуникаций в целях осуществления доступных для клиента реабилитационных задач.

Динамика реакций и переживаний личности (темперамент) характеризуется активностью (ее степенью, областью проявления активности, видом деятельности с оптимальной и минимальной активностью и пр.) и реактивностью (ее степенью, повышенной или пониженной эмоциональной возбудимостью, нормальной или патологической реактивностью и относительной степенью эмоциональной выраженности (тревога, страх, недовольство, гнев, радость, снижение и притупление эмоциональности и др.), нервно-психическим тонусом-состоянием, настроением и пр.

 

Архитектоника личности – это соотношение психических свойств в их единстве. Сюда относятся пропорциональность и непропорциональность свойств психики, наличие или отсутствие доминирующих отношений (интересов, потребностей, перевес идейно-общественных побуждений над личными или обратное, гармоничность, цельность или внутренняя противоречивость личности, ее широта и глубина). Понятие "архитектоника личности" (по В. Н. Мясищеву) близко к понятию "структурно-характерологические особенности личности". Говоря о том, что характер как психическое своеобразие человека определяется соотношением эмоционально-волевой сферы и интеллектуальных особенностей личности, В. Н. Мясищев в то же время подчеркивал, что это одновременно понятие содержательное. Содержание его определяется отношением человека к действительности и, прежде всего, взаимоотношениями с другими людьми.

 

В лечебно-реабилитационном процессе невозможно обойти понятие мотивации. Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение;

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. Согласно психологии дея-тельности А. Н. Леонтьева, сутью личности является система относительно устойчивых иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности с формированием смыслообразующих мотивов и мотивов – стимулов. В условиях болезни меняется иерархия мотивов (под влиянием, в частности, доминирующей потребности в безопасности), утрачиваются побудительные их свойства, они могут вступать в противоречие друг с другом, ослабляя общую мотивацию к лечению. Искажение мотивации к лечению может происходить в разных направлениях: у одних больных лечение превращается в самоцель (мотив лечения становится патологическим), у других – лечение является неже-лательным (стремление скрыть болезнь), у третьих – лечение по словесной мотивировке больного желательно, а по построению его действий – безразлично.

 

Задачей врача, психолога, социального работника является поддержание и укрепление мотивов, направленных на противодействие болезни и ее последствиям.

 

Основой хорошей сопротивляемости болезни являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, соответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учете интересов общества. Пациенты, для которых характерны значительные социальные интересы, активно взаимодействуют с врачом, психологом, социальным работником в процессе лечения и реабилитации. При их отсутствии перед реабилитационной бригадой возникают не только лечебно-восстановительные, но и медико-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного лечебно-реабилитационного процесса является выработка сознательной мотивации на преодоление болезни и ее последствий.

 

Для успешности своей работы социальный работник (психолог) должен владеть методами исследования личности. Их много, они в различной степени сложны и надежны. Неоднозначность пристрастий ис-следователей к той или иной личностной методике отражает различия в концептуальных подходах к такой сложной проблеме как личность.

 

Выделяют клинический метод и экспериментально-психологический. Основу первого составляют беседа с больным и наблюдение.

Направленная беседа (интервью, эксплорация) позволяет выявить типологические особенности личности.

Наблюдение позволяет сделать вывод о его эмоциональном отношении к тому или иному факту, поведенческих паттернах и др.

Биографический (анамнестический) метод, относящийся к аналитическим методам, через изучение закономерностей жизненного пути – истории человека как личности и субъекта деятельности, позволяет получить целостное представление о личности и ее развитии. Сочетание рассказанного пациентом (субъективный анамнез) и сообщенного родственниками, сотрудниками, медицинскими и социальными службами (объективный анамнез) позволяет оптимально объективно оценить систему жизненных отношений больного, выявить наиболее значимые из них, увидеть степень их нарушения. Важное дополнение к этому методу несут дневники пациентов, автобиографии, продукты их деятельности (рисунки, записки, заявления и др.).

Формирование нормальной личности с положительными социально-трудовыми установками, стойкой, выносливой, владеющей собой является основой нервно-психической гигиены и профилактики. Важную роль в вопросах психической гигиены и профилактики играет серьезное ответственное отношение самого человека к своему здоровью. Причем речь идет не только о том, что это отношение может быть разумным или небрежным, легкомысленным или тревожно-мнительным.
Бережное отношение к своему здоровью и к здоровью других является выражением общественной сознательности, так как здоровье человека представляет не только личное достояние, но и общественную ценность.
Развитие ряда внутренних заболеваний, таких, как язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, связано с нервно-психическим перенапряжением. Но возникновение этого перенапряжения в значительной степени зависит от свойств личности, от взаимоотношений человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход в трудных ситуациях.
Необходимо воспитывать личность с развитой способностью критически и самокритически оценивать обстоятельства жизни и связанные с ними трудности. Это имеет первостепенное значение в предупреждении различных заболеваний. Большое значение имеет учет особенностей личности при лечении и уходе за больными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: