Обычная система налогообложения и её влияние на организацию учета.




од общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

 

Напоминаем, что выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования:

ФЗ "О бухгалтерском учете";

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

Типовых рекомендаций Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.

В соответствии с Типовыми рекомендациями малое предприятие при учете доходов и расходов может использовать как метод начисления, так и кассовый метод, согласно которому доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете по мере их оплаты. Избранный метод фиксируется в учетной политике.

 

Кроме того, малые предприятия обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять её внешним заинтересованным пользователям.

 

Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ.

 

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.25 НК РФ " Налог на прибыль организаций".

 

В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление в бюджет:

налога на прибыль (гл.25);

налога на добавленную стоимость, далее НДС (гл.21);

налога на имущества, акцизов (гл.22);

налога на доходы физических лиц, далее НДФЛ (гл.23);

единого социального налога, далее ЕСН (гл.24);

налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26).

В таблице содержится информация о категориях налогоплательщиков, объекте налогообложения и налоговых базах для исчисления названных видов налогов (в скобках указаны статьи Налогового кодекса РФ).

 

Особенности исчисления налогов, которые уплачиваются субъектами малого предпринимательства, находящимися на общем режиме налогообложения

Вид налога Налогоплательщики Объект налогообложения Налоговая база

 

Налог на прибыль организации

1.Российские организации

2.Иностраннные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ (ст.246)

Прибыль налогоплательщика, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов, признанных в соответствии со ст.247

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (ст.274)

 

Налог на добавленную стоимость (НДС)

1.Организации

2.Индивидуальные предприниматели (ст.143)

Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (ст.146)

Все виды доходов налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученные им в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (ст.153)

 

Налог на имущество

1.Российские организации

2.Иностраннные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ

Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения

 

Акцизы

Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, перечень которых определен (ст.181)

Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в т.ч. реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по с оглашению о представлении отступного или новации (ст.182)

Объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении (ст.187)

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

(в отношении НДФЛ субъект малого бизнеса является налоговым агентом)

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являются налоговыми резидентами

(ст.207)

Доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и от источников за пределами РФ (ст.209)

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст.209)

 

Единый социальный налог (ЕСН)

1.Лица, производящие выплаты физ. лицам

2.Инд. предприниматели, адвокаты (ст.235)

Выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (ст.236)

Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками в налоговый период в пользу физических лиц (ст.237)

 

Налог на добычу полезных ископаемых

Организации и индивидуальные предприниматели, признанные пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (ст.334)

Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, предоставленных налогоплательщику в пользование в соотв. с законодательством РФ, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отд. Лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст.336).

Стоимость добытых полезных ископаемых (ст.338.)

 

 

Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

 

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из:

доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

внереализационных доходов

 

Доходом от реализации считается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. При определении выручки учитываются все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

 

Внереализованными доходами субъекта малого предпринимательства признаются, в частности, доходы:

от долевого участия в других организациях;

в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

от сдачи имущества в аренду (субаренду);

от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;

в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

в виде положительной курсовой разницы, возникшей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте.

 

Для целей налогообложения доходы могут быть уменьшены лишь на суммы расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными (ст.252)

 

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

 

Документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

 

Расходами признаются любые затраты малого предприятия при условии, что они произведены им в целях получения дохода.

 

В зависимости от характера, а также условий осуществления НК РФ выделяет две группы расходов:

 

1) расходы, связанные с производством и реализацией

2) внереализационные расходы.

 

Такая интерпретация расходов отличается от их классификации, используемой в системе бухгалтерского учета. В последнем случае они подразделяются на расходы по обычным видам деятельности (включающие себестоимость проданных товаров (работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы) и прочие доходы и расходы (проценты к уплате, прочие операционные расходы, внереализационные расходы). Эта классификация применяется при составлении отчетности малого предприятия.

 

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), в соответствии со ст.253 НК РФ включает в себя:

расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

 

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, кроме того, подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

 

Приведенная классификация представляет собой не что иное, как поэлементное строение расходов субъектов малого бизнеса.

 

Статьи 254-264 НК РФ содержат подробное описание каждого из названных элементов, мало отличающееся от трактовки их экономической сущности, принятой в системе бухгалтерского учета.

 

В соответствии с пп. 19.1. п.1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, относятся, в частности:

расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);

расходы, связанные с обслуживанием приобретенных субъектом малого предпринимательства ценных бумаг;

расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;

расходы в виде суммовой разницы по обязательствам и требованиям к субъекту малого предпринимательства;

расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Центрального банка Российской Федерации, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

расходы на услуги банков, в т.ч., связанные с установлением и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в т.ч. систем "клиент-банк";

продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном статьей 46 НК, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент-банк";

другие обоснованные расходы.

 

Кроме того, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные субъектом малого бизнеса в отчетном периоде.

 

НК РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму созданного субъектом малого предпринимательства резерва по сомнительным долгам.

 

Порядок создания резерва по сомнительным долгам содержится в ст. 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" НК РФ.

 

Согласно п. 4 этой статьи сумма резерва определяется по результатам проведенной на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. При этом порядок определения суммы резерва находится в прямой зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности и не учитывает при этом финансового положения должника. Кроме того, НК РФ ограничивает максимальную величину резерва по сомнительным долгам 10% доходов от реализации.

 

Резервы по сомнительным долгам создаются и в системе бухгалтерского учета с целью уточнения оценки сомнительной дебиторской задолженности, которая не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам рекомендуется создавать в течение года после проведения инвентаризации и письменного обоснования дебиторской задолженности субъекта малого бизнеса. Установив в учетной политике для целей бухгалтерского учета максимально допустимый размер резерва (10%), субъект малого бизнеса уменьшит различия в отражении одинаковых фактов хозяйственной деятельности в налоговом и бухгалтерском учете.

 

Это как один из примеров рассмотренной возможности оптимизации бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства, функционирующих в условиях общего режима налогообложения. Другие примеры наглядно представлены в таблице.

 

Организация бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства, функционирующих в условиях общего режима налогообложения

 

Разделы учета, подлежащие раскрытию в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета

Возможный способ раскрытия, оптимизирующий системы бухгалтерского и налогового учета

 

Признание выручки и расходов

Если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от продажи продукции (работ, услуг) организации без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал - кассовый метод, в противном случае - метод начисления.

 

Определение стоимости материальных ресурсов (товаров), отпущенных в производство (реализованных покупателю)

Метод оценки по средней стоимости

 

Порядок признания амортизируемого имущества

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб.

 

Порядок начисления амортизации основных средств

Линейный метод (для амортизационных групп с 8-й по 10-ю со сроком полезного использования 20-30 лет)

Нелинейный метод (для амортизационных групп с 1-й по 7-ю со сроком полезного использования 1-20 лет)

 

Порядок начисления амортизации нематериальных актив

Линейный метод (для амортизационных групп с 8-й по 10-ю со сроком полезного использования 20-30 лет)

Нелинейный метод (для амортизационных групп с 1-й по 7-ю со сроком полезного использования 1-20 лет)

 

Порядок отражения расходов на ремонт основных средств

Признание расходов на ремонт основных средств в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат

 

Порядок отражения резерва по сомнительным долгам

Устанавливается максимально допустимый размер резерва по сомнительным долгам - не более 10 % выручки истекшего года

 

Порядок отражения резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию

Устанавливается максимально допустимый размер резерва. Он определяется как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период

 

Порядок отражения резерва на оплату отпусков сотрудников и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

Максимально допустимый размер резерва определяется специальным расчетом. Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Отчетность в КФХ

 

Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348–I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрена обязанность владельцев хозяйства учитывать результаты своей работы. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» подтверждена обязанность организации и ведения бухгалтерского учета для хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – это малая экономическая структура сельского хозяйства, которая зачастую решает серьезные продовольственные вопросы в определенном районе.

КФХ разрешено руководствоваться Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) по согласованию с Минфином России (письмо от 21 апреля 1993 г. № 9–2–13).

Учет в КФХ ведется только в интересах фермера (собственника) и по его усмотрению. Фермеры могут использовать рекомендованные действующие и рекомендованные в настоящее время регистры, например книгу учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма № 1–КХ), книгу учета продукции и материалов (форма № 2–КХ), книгу учета труда (форма № 3–КХ), журнал учета хозяйственных операций (форма № 4–КХ), ведомость финансовых результатов (форма № 5–КХ).

КФХ (ассоциациям) с большим объемом производства и реализации сельскохозяйственной продукции рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением единой журнально–ордерной формы учета.

Ведение бухгалтерского учета в КФХ нередко служит показателем высокой культуры деятельности. Правильно поставленный учет:

• способствует охране имущественных прав и законных интересов фермеров;

• обеспечивает необходимый объем информации для принятия своевременных управленческих решений;

• позволяет проводить анализ деятельности и оценку уровня рентабельности хозяйства;

• создает условия для контроля со стороны государственных органов за деятельностью КФХ по использованию кредитов, оплате и охране труда, уплате налогов и др.

Для организации и ведения бухгалтерского учета КФХ осуществляют следующее:

• самостоятельно устанавливают форму бухгалтерской работы исходя из условий хозяйствования;

• определяют формы и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах (при соблюдении общих принципов), установленных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также технологию обработки учетной информации;

• обеспечивают применение установленных правил ведения бухгалтерского учета, в том числе порядка документирования хозяйственных операций, и их отражение в учетных регистрах, оценки имущества и хозяйственных операций, инвентаризации;

• разрабатывают систему внутрихозяйственного контроля;

• устанавливают метод определения выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) и т.д.

При ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться требования объективности, точности, оперативности, простоты и доступности, экономичности, методического единства.

Фермеры при осуществлении бухгалтерского учета используют общепринятые приемы и способы: документацию, счета, инвентаризацию, двойную запись, баланс, оценку, калькуляцию.

Вместе с тем в соответствии с правом, предоставленным законодательством российским фермерам, они могут организовать оформление первичных бухгалтерских документов и составление отчетности в книге учета доходов и расходов

без применения принципа двойной записи, Плана счетов и не составлять балансовый отчет.

Состав, содержание, сроки и порядок составления и представления бухгалтерской и другой отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств определяют органы государственного управления в соответствии с действующим законодательством.

 

Крестьянские (фермерские) хозяйства составляют отчетность на основании учетных данных, подтвержденных первичными документами. Ее подписывают глава хозяйства и бухгалтер (при наличии), которые несут ответственность за ее достоверность в соответствии с законодательством.

 

Перечень показателей (кроме внешней отчетности) учета и внутренней отчетности, составляющих коммерческую тайну, определяет глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

В настоящее время финансовая отчетность крестьянских (фермерских) хозяйств представлена в Ведомости финансовых результатов (ф. N 5-кх).

 

К сожалению, типовые Рекомендации по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве довольно усложнены и, как показывает опыт, их использование в большинстве фермерских хозяйств, не имеющих специальных работников по учету, затруднено. К тому же этот документ был разработан почти семь лет назад. За это время произошли значительные изменения во всех сферах экономики, и особенно в бухгалтерском учете.

 

По нашему мнению, крестьянские (фермерские) хозяйства в настоящее время остро нуждаются в грамотных, научно обоснованных Методических указаниях по организации бухгалтерского учета. Эти указания должны отвечать современным требованиям управления, не противоречить формирующейся системе национальных стандартов учета, и, вместе с тем, быть, по возможности, простыми, ясными и доступными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: