ПРОГРАММА «Палитра»
Корогода Ольга Анатольевна (учитель изобразительного искусства)– руководитель ДОО «Художники» с 2017 года.
Пояснительная записка.
Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, следовательно, основная задача учреждений основного и дополнительного образования – создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.
Социализации юных граждан в противоречивом современном обществе во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
ДОО «Художники» является добровольным, самодеятельным, самоуправляемым демократическим объединением детей, подростков и взрослых.
Объединение «Художники» располагается на базе МБОУ «Гимназия №12» и принимает активное участие в общественной жизни школы, выполняя её социальный заказ.
МБОУ «Гимназия №12» располагается в микрорайоне частного сектора, лишенном учреждений досуга и культуры, поэтому образовательное учреждение выполняет функцию центра культуры, удовлетворяющего потребность школьников в организации досуга и общении. Данный факт послужил одной из причин создания в школе детской общественной организации «Художники», работающая по программе «Палитра».
Детское объединение «Художники» – это маленькая страна с большими возможностями, в ней уютно каждому, здесь как в семье, каждого уважают, ценят, независимо от успехов, просто за то, что он – человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Детская организация объединяет всех в единое братство. «Художники» - это мастерская, где воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры, традиции, нравственность. Это поиск нового смысла жизни и новых форм жизни, идеала добра, любви, правды, красоты и искусства.
|
Программа «Палитра», разработанная для детского объединения «Художники», развивает у детей способность к преобразованию себя и окружающего мира, а коллективное выполнение поставленных задач способствует развитию коммуникативных навыков и является эффективным средством для социализации личности, а также для выявления и закрепления лидерских качеств.
Цель программы: создание условий для формирования творческой личности с активной гражданской позицией, способной к преобразовательной, социально-направленной деятельности. Воспитание личности с высоким нравственным потенциалом.
Задачи.
- Удовлетворение познавательных и личностных интересов и потребностей ребёнка.
- Формирование и развитие творческих и организаторских способностей детей.
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
- Организация и проведение социально-значимых дел, акций.
Программа строится на основе следующих принципов:
· равенство всех участников;
|
· добровольное привлечение к процессу деятельности;
· чередование коллективной и индивидуальной работы;
· свободный выбор вида деятельности;
· нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
· развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
· учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные формы работы в рамках программы «Палитра» – акции, торжественное посвящение в детское объединение, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарки, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. Они стимулируют трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению.
В реализации программы принимают участие дети в возрасте от 7 до 11 лет (начальная школа).
Сроки реализации программы – 4 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
1. Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
|
2. Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
3. Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим. А в дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности в Совете старшеклассников.
Содержание программы.
Парограмма «Палитра» предполагает деятельность по следующим направлениям:
1. гражданско-патриотическому,
2. эстетическому,
3. гуманистическому,
4. экологическому.
Гражданско-патриотическое направление
Цель: воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край.
Задачи:
· формирование системы знаний об истории своей страны своего родного края;
· вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению исторрии и традиций своей Родины;
· формирование гражданской позиции;
· воспитание стремления сохранять и преумножать традиции своего народа.
Содержание работы: создание летописи объединения; встречи с интересными людьми; посильная помощь ветеранам войны, школе, городу; поисковая работа; концерты и акции, посвященные дню Пбеды и дню Защитника Отечества; изучение истории родного края, города; организация и проведение игр, конкурсов и викторин по истории сраны и родного края; проведение и участие в военно-спортивных конкурсах, играх, соревнованиях, смотрах.
Эстетическое направление
Цель: формирование творческой личности, способной к преобразованию себя и окружающего мира, к восприятию и пониманию прекрасного, как в искусстве, так и в реальной жизни.
Задач:
· развитие творческих способностей и талантов детей;
· развитие коммуникативных, организаторских, лидерских способностей;
· создание условий для самовыражения и творческой самореализации детей;
· развитие творческого, креативного мышения.
Содержание работы: подготовка проведение массовых мероприятий; встреча с интересными людьми; посещение различных массовых мероприятий; вечера отдыха, тематические праздники выставки художественно-прикладного и технического направлений, конкурсы; работа школы актива.
Гуманистическое направление
Цель: формирование нравственной культуры детей и подростков
Задачи:
· воспитание у детей таких качеств как доброта, милосердие, сострадание;
· вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность;
Содержание работы: проведение акций милосердия, помощь инвалидам и старикам, одиноким пенсионерам и ветеранам ВОВ, поездки с программами в детские дома, шефствованиенадначальными классами.
Экологическое направление
Цель: формирование экологического сознания подрастающего поколения.
Задачи:
· воспитание стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;
· формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения ущерба окружающей среде;
· воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей.
Содержание работы: трудовые десанты, акции, операции по уходу за школьными клумбами и зеленым насаждением, уборке школьных помещений; организаци и проведение смотров-конкурсов кабинетов; выпуск агитационных листовок, проведение конкурсов стенгазет.
Вышеназванные направления деятельности реализуется через систему дел, окрашенные цветом, которыесоответствуют приоритетным направлениям деятельности:
· Белый цвет - Творчество (эстетическое направление).
· Синий цвет –Патриотизм (гражданско-партиотическое направление);
· Красный цвет - Милосердие (гуманистичекое направление);
· Зеленый цвет - Экология (экологическое направление).
В каждом городе имеется три главные раздела: Знания, Умения и Навыки, которые пересекаются между собой. Знания- это то, что должен знать ребёнок. Умение - этоумения необходимые детям. Навыки – это то, что должны делать члены объединения.
«Картина» – это конкретные мероприятия, т.е. экскурсии, праздники, акции и т.д.«Кисти» – этапы; от того, сколько этапов подготовки и проведения включает мероприятие, будет зависеть «композиция картины».
В целях реализации программы «Палитра» организуются следующие традиционные мероприятия:
яяяя Милосердие: акция «Твой сосед ветеран», акция «Птичья столовая», акция милосердия «Не могу быть равнодушным», выезд в Дом малютки, поездка в Дом ветеранов.
яяя Патриотизма: оформление летописи истории школы, истории ДОО «Палитра»; встречи с ветеранами ВОВ, конкурс творческих работ «Героям войны…», конкурс знатоков истории, фестиваль патриотической песни.
яяя Экологии: конкурсы «Самый уютный класс», «Самый зеленый класс»; трудовые операции по озеленению школы, генеральные уборки; операция «Листопад», «А снег идет…», выпуск агитационных листков, конкурс стеназет «Пусть всегда будет солнце…».
ÿ Творчества: праздники «Масленица», «Пасха», «Рождество», день Смеха, новогодние утренники, посвящение в первоклассники, посвящение пятиклассников в члены ДОО «Палитра», день рождения ДОО «Палитра» и т.д.
Условия реализации.
Организационные условия:
1) наличие специалиста с высшим образованием;
2) сформированный актив;
3) скоординированность планов, программ и воспитательной работы школы и детского объединения;
4) традиционные дела, совместные дела, как стимулирующие условия;
5) реализация программы на основе тесного сотрудничества со старшей вожатой, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей;
6) сотрудничество актива детского объединения и Совета старшеклассников школы;
7) сотрудничество с общественными организациями и государственными учреждениями (Дворец Пионеров, ДЦМ, Дом ветеранов, Дом малютки).
Методические условия:
1. Оказание методической помощи со стороны заместителя директора по воспитательной работе Самсонова В.П.
2. Наличие методической базы для организации работы с воспитанниками (программа ДОО «Художники», годовой и ежемесячные планы, методическая литература).
3. Сотрудничество с МО классных руководителей, школьным музеем.
Материальные условия:
– кабинет;
– телевизор;
– компьютер;
– аудиомагнитофон;
– проектор.
Предполагаемые результаты.
Воспитание человека двадцать первого века, патриота России и гражданина своей страны, гуманиста и художника, способного быть счастливым и делать счастливыми окружающих.
Программа деятельности ДОО «Художники» «Палитра» призвана помочь выработать у ребёнка систему истинных ценностей. При этом должны формироваться умения привносить прекрасное в окружающую действительность. Развитие творческих способностей, воспитание чувства уважения к общечеловеческим ценностям, развитие таких качеств, как милосердие, доброжелательность в процессе преобразования мира вокруг себя, осознание собственных возможностей в жизни – всё это формирует культуру личности ребёнка, человека с богатым внутренним миром, полноценного члена общества с устойчивой нравственной моделью поведения.