Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства: административно-правовые




Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства: экономические

Факторы стабильности:

- углубление экономических связей и интересов в рамках одного общего многонационального государства;

- СССР занимал первое место в мире по размерам территории (22,402 млн. км2), в силу чего имел огромные территориальные резервы для хозяйственного освоения; обладал множеством выходов к мировым морским коммуникациям трех океанов; на необъятных просторах СССР имелись колоссальные запасы невозобновляемых (нефть, газ, уголь) и возобновляемых (лес, вода, рыбные промыслы) природных ресурсов;

- СССР возглавлял международную экономическую организацию – Совет Экономической Взаимопомощи. В нее входили не только многие государства не только Центральной и Восточной Европы, но даже и некоторые государства Юго-Восточной Азии и одна страна американского континента – Куба.

Факторы неустойчивости:

- непропорционально большие средства вкладывались в развитие отдельных периферийных республик за счет ослабления геополитического ядра страны. В годы войны произошло перемещение основных промышленных мощностей и населения на периферию – в Среднюю Азию, Казахстан. В послевоенный период были значительно продвинуты вперед промышленность и с/х тех же Средней Азии и Казахстана, проведена индустриализация Западной Украины, Белоруссии, Молдавии (политика «развития национальных окраин»). Однако ресурсов в стране для проведения такой масштабной политики оказалось недостаточно, и они взыскивались за счет «срединной территории» СССР, которая располагалась в пространственном треугольнике Ленинград-Донбасс-Новосибирск, что постепенно привело к его ослаблению. К началу 1990-х гг. многие периферийные республики СССР по целому ряду важных показателей развития оказались в более выгодном положении, чем области, составлявшие геополитическое ядро страны, что привело к росту центробежных тенденций;

- в годы «холодной войны» ВВП СССР составлял лишь 50-60 % от ВВП США;

- долгие годы СССР проводил затратную внешнюю политику. В годы «холодной войны» СССР вступил в конфронтацию практически со всеми наиболее развитыми государствами во главе с США. В то же время в качестве союзников СССР выступали менее развитые, чем его противники, страны. В период «холодной войны» они переживали трудные времена индустриализации и культурного строительства, поэтому СССР приходилось тратить еще часть своих ресурсов на помощь союзникам;

- к концу ХХ века экономика СССР продолжала идти по экстенсивному пути развития, тогда как мировое хозяйство в лице наиболее развитых государств прочно перешло на интенсивный. СССР оставался на индустриальной стадии развития, когда все больше стран создавали постиндустриальные общества;

- в середине 1980-х гг. произошло небывалое падение цен на нефть – главный товар советского экспорта, что лишило СССР значительных валютных средств. Советское руководство начало брать крупные кредиты на Западе, постепенно попадая во все большую зависимость от своих кредиторов;

- кризис доверия к экономической системе (делалась ставка на количество производимых товаров, а не на их качество).

 

Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства: политико-идеологические

Факторы стабильности:

- СССР имел собственную идеологию – коммунизм – и был центром ее распространения в мире. В середине XX века коммунистическая идеология пользовалась значительным влиянием, в период наибольшего ее подъема в государствах, которые ориентировались на коммунизм, проживала примерно 1/3 человечества;

- преемственность политического курса (на протяжении всего существования СССР власть находилась в руках исключительно КПСС).

Факторы неустойчивости:

- большое количество стран воспротивилось распространению коммунизма, что стало одной из причин «холодной войны». В 1940-1980-х гг. основу внешней политики США составляли доктрины сдерживания и отбрасывания коммунизма;

- массовое отчуждение людей от общественных целей и ценностей;

- авторитарный характер советского общества, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив, запрет церкви;

- моноцентризм принятия решений (только в Москве);

- обострение национальных противоречий; тенденция к сепаратизму.

 

Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства: административно-правовые

Факторы стабильности:

- федеративное устройство страны де-юре позволяло, с одной стороны, обеспечить ее единство и целостность, а с другой — удовлетворить потребности ее внутренних территориальных единиц в создании собственных государств или государственных образований;

- создание федерации нового типа гарантировало всем республикам внешнюю безопасность, военную защиту от любой агрессии извне.

 

Факторы неустойчивости:

- СССР имел весьма запутанное административно-территориальное устройство. Оно имело иерархический характер, субъекты Советской Федерации подразделялись на 5 типов национально-государственных образований – союзные республики, автономные республики, автономные области, национальные округа, национальные районы. Каждый тип субъекта Федерации имел разные права и полномочия, что ставило их в неравное положение. В связи с этим при ослаблении Советской Федерации большинство национальных и региональных элит сразу же начали любыми способами пытаться повысить свой статус вплоть до выхода из СССР. Ряд союзных республик и многие автономные образования были созданы искусственно, так как титульная нация в них не составляла большинства населения (например, в Карельской АССР титульная нация – карелы – составляла 84 тыс. человек, русские – 486 тыс. человек);

- в конституциях СССР союзные республики были наделены государственным суверенитетом и правом выхода из состава Советского Союза. Данные декларативные и, можно сказать, декоративные конституционные положения стали в дальнейшем успешно использоваться региональными сепаратистами;

- административное устройство СССР основывалось на светском, чисто функциональном и количественном понимании внутригосударственного деления. Хозяйственный и бюрократический централизм не принимал в расчет ни региональных, ни тем более этнических и религиозных особенностей внутренних территорий. Принцип нивелирования и сугубо экономической структурализации общества привел к созданию таких жестких систем, которые подавляли, а в лучшем случае "консервировали" формы естественной национальной жизни различных народов, в том числе (и в большей степени) самого русского народа.

 

 

8. Нарастание центробежных тенденций в СССР и их развитие в 1989-1991 гг. Политика суверенизации: планы и их реализация.
В конце 80-х годов начался процесс суверенизации республик СССР. В начале 90-х он принял необратимый характер. 12 июня 1991 года Декларация о государственном суверенитете была принята в Российской Федерации, 1 июля? в Украине, 27 июля? в Беларуси.
В декабре 1991 года в Беловежской пуще руководители России, Украины и Беларуси, государств?учредителей СССР, подписавших союзный договор в 1922 году.
Одновременно руководители республик Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич приняли решение об образовании межгосударственного объединения под названием Содружество Независимых Государств (СНГ).
В результате распада СССР произошло разрушение и единого экономического, политико-правового, военно-стратегического и информационно-культурного пространства.
К концу 80-х годов остро встал вопрос о суверенитете и самостоятельности союзных республик. Они настаивали на признании своего?суверенитета? сначала в рамках СССР, а затем? вне его. Возрастала угроза межэтнической напряженности. Участники националистических движений и организаций апеллировали к праву на самоопределение наций и другим международным нормам.
Первым крупным очагом внутреннего конфликта в СССР стал Нагорный Карабах. В сентябре 1989 г. Суверенитет союзных республик не означал, что они стали независимыми или перестали себя считать частями СССР. В Советском Союзе не было закона, который бы регламентировал процедуру выхода союзной республики из СССР, хотя конституция в принципе предусматривала право союзных республик отделиться от него. Провозглашение?суверенитета? было декларацией об отказе республик соблюдать общесоюзное законодательство.
Не менее драматично развивалась ситуация в Грузии. В июне 1988 г. Абхазская АССР, находившаяся в составе Грузинской ССР, обратилась к очередному съезду КПСС с просьбой включить ее в состав РСФСР. В феврале-марте 1989 г. в городе начались демонстрации под лозунгами?суверенитета? Грузии и ее выхода из СССР.
В сентябре 1989 г. Грузия тоже провозгласила свой?суверенитет.
Армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе послужил поводом для активизации сепаратистских настроений в Прибалтике. Сепаратистские тенденции в Прибалтике вызывали пристальное внимание западного общественного мнения.
16 ноября 1988 г. Верховный совет Эстонской ССР провозгласил?суверенитет? республики. 26 мая 1989 г. ее примеру последовала Литва, а 29 июля 1989 г.? Латвия.
Центробежные тенденции нарастали, осложняя положение М.С.Горбачева. В мае 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР избрал Б.Н.Ельцина. Демократическая оппозиция стала поддерживать его против М.С.Горбачева.

Отношения союзной власти с республиками продолжали осложняться. Руководство РСФСР не скрывало отрицательного отношения к усилиям М.С.Горбачева сохранить Союз ССР посредством его реформирования. 12 июня 1991 г. по предложению Б.Н.Ельцина Российская Федерация провозгласила свой?суверенитет?. На этом основании день 12 июня в дальнейшем был объявлен национальным праздником России.
?Суверенизация? России спровоцировала в июне-июле 1990 г. так называемый парад суверенитетов? о своем?суверенитете? заявили Узбекистан, Молдавия, Украина и Белоруссия. Пытаясь договориться с республиками, 24 октября 1990 г. М.С.Горбачев встретился с лидерами 11 республик и представил им на обсуждение проект нового союзного договора, но без успеха.

 


9. Проблема?обновления? СССР: позиции центра и республик.
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой?обновления социализма?. Суть?обновления общества? его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении?лучшего социализма?. В состав
Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.
Проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку?перестройки. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата.
В 1985?1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников?перестройки? по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической систем? общества. В марте 1990 г. была отменена статья б Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организацииЗаметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). Главную задачу в возврате к коммунистической идеологии.
Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80?90-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации.

 

10. События августа 1991г. и их влияние на центробежные тенденции в СССР.
Распад СССР в августе - декабре 1991 г. Августовский путч в России и усиление центробежных тенденций. Переход реальной власти к республиканским лидерам. Провал переговоров о новом Союзе. Минское соглашение об СНГ и Алма-Атинская декларация:
Финал политического кризиса. В апреле?мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.
За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.
В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева? в связи с состоянием его здоровья? исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на б месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП? Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.
ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии.
Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.
22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры. События 19?22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств?России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ?Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).
В 1993 г. был принят Устав СНГ, согласно которому страны? члены Содружества Независимых Государств суверенны и равноправны, являются самостоятельными субъектами международного права. В 1994 г. Секретариат ООН зарегистрировал Устав СНГ как многостороннее международное соглашение.

 


11. Реорганизация высших органов власти. Беловежская встреча руководителей РСФСР, Белоруссии и Украины.
7 декабря 1991 года Ельцин в сопровождении Бурбулиса, Шахрая, Полторанина, Козырева вылетел в Минск с твёрдым намерением развалить СССР. Цель поездки скрывалась даже от ближайшего окружения Ельцина. Ельцин решил воспользоваться приглашением на охоту в Беловежской пуще от тогдашнего руководителя Белоруссии Шушкевича для принципиальной постановки вопроса о денонсации Союза СССР перед Шушкевичем и тогдашним президентом Украины Леонидом Кравчуком. Ельцин настоял, чтобы Шушкевич не приглашал Горбачева на ту "охоту". Кравчук на Беловежскую встречу приехал с двумя заготовленными вариантами. По одному Кравчук готов был подписывать новое Ново-Огарёвское Союзное соглашение, а по другому Кравчук готов был похоронить СССР. В складывавшейся обстановке Кравчук согласился с настырностью Ельцина и решил пойти по второму варианту. О принятом решении роспуска СССР сначала Ельцин проинформировал по телефону президента США Буша и гос-секретаря США Джеймса Бейкера. Потом Шушкевич позвонил Горбачеву. Горбачева информировали, что руководство вооружёнными силами СССР во главе с маршалом Шапошниковым поддержало решения, принятые троицей в Беловежье. Во второй половине 8 декабря 1991 года средства массовой информации сообщили, что в Вискулях в Беловежской пуще на границе Польши и Белоруссии подписано соглашение о "прекращении существования" Советского Союза и о создании Содружества Независимых Государств. Беловежские соглашения окончательно уничтожили Советский Союз и причинили Российской Федерации огромный материальный ущерб, нарушили ее территориальную целостность, обороноспособность, вызвали многочисленные человеческие жертвы и страдания.
Так, 19 августа 1991 года Б.Ельцин издал указ о подчинении себе всех органов исполнительной власти СССР, включая Министерство обороны, МВД и КГБ. 22 августа им же был подписан указ о некоторых вопросах деятельности органов власти РСФСР. Под его руководством еще до подписания Беловежских соглашений у Союза ССР были отобраны основные механизмы осуществления исполнительной власти, нарушены права других союзных республик на участие в управлении союзным государством, а тем самым была подготовлена база для полного разрушения СССР. Именно противоправные и антиконституционные действия Ельцина заставили руководителей ряда союзных республик, в частности, президента Казахстана Н.Назарбаева, решительно выступить "против передачи союзных функций российскому парламенту, российскому руководству, прерогатив союзного Президента российскому Президенту"
Спустя два дня после подписания Вискулевских соглашений, 10 декабря 1991 года парламент Украины практически без обсуждения ратифицировал документы беловежской встречи. На следующий день Верховный Совет Беларуси проделал ту же процедуру. 12 декабря Вискулевские соглашения ратифицировал Верховный Совет РСФСР.
Чуть позже к парламентам трех славянских присоединились парламенты пяти среднеазиатских республик и Армении. Высшие органы власти практически всех республик, подписавших в 1922 году союзный договор, его денонсировали. Так быстро и буднично закончилось семидесятилетнее существование великой державы? СССР.

 


12. Алма-атинская декларация.
21 декабря 1991 г.? в Алма-Ате? встречаются лидеры 11 стран бывшего СССР. Не принимали участие страны Балтии и Грузия. Принят 2й Учредительный документ СНГ - Алмаатинский протокол и Алмаатинская декларация. Производилась работа над материальной стороной будущего СНГ. Решили, что высшим органом Содружества будет:
1)СГГ (совет глав государств). Он должен принимать все политические решения, которые должны быть реализованы обязательно.
2)СГП (совет глав правительств). Координирующая работа по всем областям сотрудничества.
1) Консультативный орган Межпарламентская Ассамблея. Должна рассматривать решения общие для всех членов СНГ.

- Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Крыгызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

 

 

13. Влияние распада СССР на международные отношения.
Распад СССР привел к разрыву большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках, значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами, вследствие обособления экономических систем государств и повсеместного кризиса, связанного с дезинтеграцией советской экономики. В этой ситуации Российская Федерация проиграла меньше других в силу относительной самодостаточности ее экономического потенциала.
Россия выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен. Но Россия продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.
Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам.
Государственная территория сократилась на четверть, население? наполовину. Обострилась проблема слабой развитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны.
На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно 2. Политические последствия. В данной сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Данную проблему наглядно показала ситуация в республике Украина в 2004 г.? выборы президента республики - острейшая борьба за высший государственный пост В.Ф.Януковича и В.А.Ющенко - столкновение интересов двух политических доминант? России и Запада; был констатирован факт того, что Россия постепенно теряет сферы влияния на постсоветском пространстве.
В международном плане распад СССР сопровождался некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения уменьшилась
Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане требует комплексных стратегий.
Существует проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало.
Распад СССР не стал законченным актом, а инициировал длительный процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс характеризуется значительной нестабильностью. Эту нестабильность придется регулировать? желательно политическими методами, и огромную роль в этом вопросе должна сыграть Российская Федерация, ни в коем случае не устраняясь от проблем бывшего СССР. Иначе, вместо нас эту проблему решит Запад, и Россия окончательно потеряет влияние на пространстве бывшего СССР.

 

 

14. Проблема правопреемства в международно-правовой практике.
Правопреемство- при смене одного гос-ва другим новое государство несет ответственность за права и обязанности существовавшего раннее государства.
В осуществлении правопреемства участвуют 2 государства:
- государство-предшественник
- правопреемник.
Момент правопреемства (время)? когда права и обязанности одного государства переходят к другому. Объект правопреемства? территория, права, обязанности.
Правопреемство действует в определенных сферах:
1) международные договор;
2) гос. собственность;
3) гос. архивы;
4) гос. долги;
5) граница государств;
6) участие в международных организациях.
I. 1978 г.? Венская конвенция о правопреемстве в отношении договоров. В 1996 г. вступила в силу.
II. 1983 г.? Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении гос. собственности, гос. архивов.
I и II? для того, чтобы ввести проблему правопреемства в сферу международного права. Но ее не многие государства ратифицировали. В этих конвенциях содержится ряд предложений, которые отражают общепринятую практику.
Суть: если гос-ва договариваются самостоятельно, то к конвенции они не обращаются; если? нет, то обращаются к конвенци.
Правопреемство может осуществляться только в рамках международного права и Уставе ООН.
1992 г.? 1)меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес.
2)Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом.
3) Соглашение о правопреемстве в отношении гос. архивов.
20 марта 1992 г.? решение вопроса правопреемства (решение СГГ, Совета Глав Государств).
Примеры правопреемства в международной практике:
1990 г.? ГДР и ФРГ объединяются.
1991 г. - из состава СССР выходят Латвия, Литва и Эстония.
1993 г.? Чехословакия распадается на Чехию и Словакию.
В Азии:
1947 г.? от Индии отделяется Пакистан.
1971 г.? из Пакистана? Бангладеш.
1958 г.? Египет и Сирия объединяются
1961 г.? Сирия? независимое государство.

 

 

15. Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении бывшего СССР.
Правопреемство- при смене одного гос-ва другим новое государство несет ответственность за права и обязанности существовавшего раннее государства.
континуитет? специфическая ситуация (правопреемства) когда права и обязанности государства передаются не на прямую, а а целому ряду государств, а затем правопреемником оказывается другое гос-во.
Континуитет? это процедура, которая складывается постепенно. Континуитет воспринимают как должное 23 декабря 1991 г., когда Европейское Сообщество выступило заявлением, что оно воспринимает Россию как основную правопреемницу СССР
24 декабря 1991г. президент Росси направляет послание генеральному секретарю ООН, где говорится, что Россия выступает от имени государств-наследников СССР и будет участвовать в делах Совета Безопасности и нести на себе всеправа и обязанности, в том числе и финансовые, бывшего СССР.
25 декабря 1991 г. основываясь на той же посылке, страна председатель ЕС публикует заявление, что с этого дня РФ именуется правопреемницей СССР и несет на себе права за его долги и обязанности.
Следующий этап. Надо было принять сложившуюся ситуацию и оформить ее юридически путем модификации.
Констатировалось ООН, МИДом:
1) Посольства, консульства бывшего СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских представительств РФ.
2) РФ продолжает осуществлять права и обязанности, вытекающие из международных договоров бывшего СССР. РФ просит рассматривать в качестве действйующей стороны всех подобных договоров, в тексте этих договоров сдедует читать не СССР, а РФ.
3) Правительство РФ вместо правительства СССР будет выполнять функции депозитария по международным договорам. СССР имел статус вели кой державы, сверхдержавы, имел определенные права и обязанности в мире. Имел статус ядерной державы. Действует режим нераспространения ядерного оружия.
Континуитет России наступает по следующим причинам: существовала определенная категория договоров между государствами. Правопреемство меняет их суть. Это например:
1) Договор между СССР и США 1987 г. о создании Центра по уменьшению ядерной опасности
2) Договор об окончательном урегулировании отношений с Германией 1990 г.
В 1947 г. послевоенные договоры теряли бы всякое значение, если СССР превратилась бы в несколько государств.
Концепция континуитета фиксировалась в политическом договоре, который заключался с целым рядом государств. На международной арене впервые складывается ситуация, когда признание всех правопреемников невозможно, т.к. все остальные гос-ва не могли выступать в роли равного правопреемника России. Континуитет России не ущемлял права других государств, возникших на территории СССР.

16. Международно-правовое оформление правопреемства в отношении международных договоров СССР.
Правопреемство государств в отношении международных договоров зависит от ситуации:
1) объединяются государства или разделяются
2) отделяется от государства часть территории или часть территории присоединяется
1.1) если гос-ва объединяются, то договор, который существовал раннее, начинает действовать в отношении каждого появившегося государства.
2.1) если договор касается территории, то государство, на территорию которого не распространяется договор, не имеет к нему никакого отношения.
Действия отдельных договоров при правопреемстве может не происходить, если цели этих договоров противоречат разделению территорий.
Вопрос о границах. В Венской конвенции: проблема правопреемства не затрагивает границ как таковых. По фактическим границам вопрос о спорных границах не должен возникать.
В меморандуме о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР выражается общий подход по решению проблем правопреемства в отношении бывшего СССР.
У СССР было более 15000 договоров. государства сами определяли, как они будут участвовать в договоре, заключенном бывшим СССР.
1991 г.? СССР и США заключили соглашение о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Но они располагались на территории не всех государств, а только России, Беларуси, Казахстана и Украины.
23 мая 1992 г.? там, где значилось в договоре СССР, теперь значится Россия, Украина, Беларусь и Казахстан

 


17. Международно-правовое оформление правопреемства в отношении архивов СССР.
Архив? совокупность документов любой давности, любого рода, которые были созданы, приобретены государством в процессе его жизни и деятельности.
Переход архивов от одного государства к другому оформляется официальными договорами. В Венской конвенции 1983 г. подчеркивается, что архивы надо сохранять (нельзя уничтожать).
Архивы бывшего СССР: на территории государств архивы сохранялись по территориальному принципу.
Принципы передачи архивов:
1)Принцип целостности и неделимости фондов, созданных в процессе деятельности.
2)Право государства затребовать документы, относящиеся к своей деятельности, но находящиеся за пределами территории государства. Если государству невозможно выдать документы, то надо выдать копии.
Государства СНГ взаимно признают законность архивных справок друг друга.

18. Международно-правовое оформление правопреемства в отношении собственности бывшего СССР за рубежом.
Государственная собственность? имущество, права, интересы, которые принадлежали государству к моменту правопреемства.
По Венской конвенции 1983 г. имущество переходит без компенсаций, за исключением тех случаев, когда имелась какая-либо иная договоренность.
Имущество бывает движимое и недвижимое.
Если государство разделяется на части, то
1) недвижимое имущество, находящееся на территории вновь создаваемых государств, переходит сразу в их собственность
2) имущество недвижимое, но находящееся за пределами государства-предшественника, делится по Венской конвенции в справедливых долях.
3) движимая собственность, которая используется для управления территорией государства-наследника, переходит к нему.
4) движимая собственность, которая находится на территории государства и не используется в управлении, должна быть поделена в справедливых долях.
Эти принципы применяются, если нет других договоренностей.
Если государство получает часть территории от другого государства, то это? правопреемство. Если нет специальной договоренности, все имущество переходит другому государству.
Ядерное оружие СССР нельзя было передать ни одному новому государству.
В рамках вновь появившегося СНГ был принят ряд соглашений по вопросу собственности СССР.
30 декабря 91 г. и 6 июля 92 г.? государства СНГ подтвердили специальными соглашениями свое право на имущество бывшего СССР.
3 февраля 93 г.? указ президента России о том, что РФ берет обязанности выплачивать долги, берет на себя все обязательства и получает имущество.

 

 

19. Международно-правовое оформление правопреемства в отношении государственных долгов СССР.
Государственный долг? любое финансовое обязательство одного государства в отношении другого государства, в отношении международных организаций и т.д. Здесь важный аспект: процедура правопреемства никогда не должна затрагивать права и обязанности кредиторов.
Когда государства объединяются в одно государство, то к нему переходят все долги. Когда государство делится на несколько частей, то в соответствии с международным правом, долги делятся в справедливых долях.
Еще до прекращения существования СССР 28 октября 1991 г.? соглашение о взаимопонимании государственного долга бывшего СССР. С одной стороны были западные государства-кредиторы Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Мо лдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан.
Январь 1992 г.? Россия взяла на себя ответственность за внешний долг бывшего СССР, т. к. нужен был один партнер.
1992-94 гг.? доля внешнего гос. долга СССР была обменена на долю в зарубежной собственности.
1994 г.? Украина передавала всю собственность СССР за рубежом за то, чтобы Россия выплатила долги.

 


20. Россия как?государство-продолжатель? СССР. Феномен континуитета: правовой и политический аспекты.
Российская Федерация продолжает международно-правовую личность СССР, является?государством-продолжателем?, берет свое начало из Решения Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 г. Вскоре в ноте на имя Генерального секретаря ООН президент Б.Н. Ельцин заявил, что Российская Федерация является государством - продолжателем СССР.
Российский министр иностранных дел А.В. Козырев разъяснил, что продолжательство означает переход к России функции связи с внешним миром, а, по мнению И.И.Лукашука, с юридической точки зрения концепция государства-продолжателя означает основополагающее и всеохватывающее правопреемство.
существует ряд документов, принятых законно избранным представительным органом государства - его парламентом, в которых ясно выражены намерения юридического определения тех элементов, которые, по общему признанию, составляют государство при всей неопределимости этого понятия: территории, населения и правопорядка.
Первый из этих актов - Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.
В пункте 1 Декларации РСФСР провозглашалась суверенным государством. В пункте 5 перечислены гарантии суверенитета РСФСР:
- полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно передаются в ведение Союза ССР;
- верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР;
- полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
Итак, налицо объявление о создании нового государства, обладающего правами суверенитета на всей территории РСФСР и за ее пределами, со своим населением и своим правопорядком.
Суверенное государство РСФСР не отрекается от прежней союзной республики РСФСР, а берет на себя ее права - осуществлять суверенитет многонационального народа, а также обязанности - обес<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: