Государственный бюджет и бюджет территории.




В условиях инфляции и спада производства обеспечение реальности бюджетов всех уровней власти является наиболее труднореализуемым. Недооценка инфляции и расчетное занижение ее уровня приводят к сжатию бюджетных расходов. Кроме того, в процессе исполнения бюджета в него вносятся неоднократные изменения посредством принятия соответствующего закона.

Бюджеты всех уровней власти имеют схожие черты, но нельзя не отметить и их различия.

Рассмотрим, как складываются доходы федерального бюджета.

Известна точка зрения, что по материальному содержанию государственный бюджет является централизованным фондом денежных средств государств. По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода.

Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:

1) доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;

2) расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.

Централизованные государственные доходы формируются за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. На сегодняшний день, в условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии. Главное место в доходной части и государственного, и местного бюджетов занимают налоги. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими бюджетами всех уровней власти.

Почему сегодня в России высокие налоги, которые не дают развиваться среднему и малому бизнесу и приводят предприятия к банкротству? Это связано с растущими расходами государства, связанными с погашением займов и выплатой процентов по ним. Поэтому, чтобы обеспечить доходы, вводят новые налоги, увеличивая налоговое бремя. Последствия такого подхода могут состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств, уменьшения занятости, мотивации к труду и др. Это в свою очередь может приводить к ухудшению социально-экономической обстановки.

Проведенные в 1992 году экономические реформы заложили фундамент налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В результате этих преобразований налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, походный налог и налоги на имущества, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, в том числе и США, обеспечивали и обеспечивают 80 % доходов консолидированного бюджета. В доходах федерального бюджета удельный вес НДС, акцизов и налога на прибыль составляет 75 %. Все же система их сбора, унаследованная от плановой экономики, оказалась плохо приспособленной к условиям быстрого роста негосударственного сектора. В период 1996-1999 гг. эта ситуация улучшилась.

Если сравнивать федеральный бюджет с местным бюджетом, то здесь также можно отметить, что большую часть доходов территорий составляют налоги. Определенная часть налогов от местных бюджетов поступает, естественно в федеральный бюджет. На мой взгляд, следует отойти от распределения налоговых поступлений между тремя бюджетными уровнями, необходимо разграничить налоги по уровням власти. Это сыграет большую роль в развитии экономики территории. И вообще, нужно сократить число налогов и их размеры, так как непосильные налоги бьют по карманам налогоплательщиков.

Для покрытия бюджетного дефицита, для обеспечения капитальных различных затрат используются государственные займы. В последние годы, когда нарастало кризисное состояние экономики, государственные займы возросли. Рост займов связан с военными расходами, в частности, в Чечне, также с крупными платежами по ранее взятым государственным займам и т.д.

В федеральном, республиканских и местных бюджетах займы находят свое применение для покрытия бюджетного дефицита. Следует отметить, что финансовой базой погашения займов выступают, в свою очередь, налоги.

Еще одним методом мобилизации государственных доходов является эмиссия. К эмиссии денег прибегают лишь в том случае, когда налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия расходов. Но думаю, что эмиссия денег не всегда приносит желаемый результат, так как именно эмиссия денег ведет к инфляции в экономике. Страны с развитой рыночной экономикой стараются не прибегать к эмиссии, хотя и займы могу привести к инфляционному процессу. В России инфляция достигла больших размеров, что и привело к кризису в экономике.

Бюджеты разных уровней – федеральный, республиканские, местные – являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления.

Доходная часть бюджетов всех уровней власти формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней власти.

Существуют также неналоговые доходы федерального правительства, которые включают доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи части золотовалютных резервов.

Расходы всех уровней власти представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления конституционных функций. В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы подразделяются на текущие расходы (бюджет текущего потребления) и капитальный (бюджет развития). Текущие расходы федерального связаны с затратами на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству; выплата процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему; бюджетные ссуды на текущие нужды и др. А в состав расходов бюджета территории не входят расходы на национальную оборону, обеспечение безопасности, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов.

Капитальные расходы и федерального, и местного бюджетов включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в форме их расширения и т.д.

Доходы бюджета территорий состоят, помимо налогов, из дотаций и субвенций.

Самой крупной статьей расходов бюджетов штатов и местных органов власти в США является образование. В отличие от США в России образование контролируется центральным правительством, а не местными органами власти, как в США. В России на образование тратится небольшая часть денежных средств.

В распоряжение территорий России поступает лишь незначительная часть неналоговых поступлений, остальная поступает в федеральный бюджет. В США же в доходы штатов и местных органов управления поступает 49 % всех налоговых поступлений. Здесь отметит, что территориям России не хватает самостоятельности, т.е. необходимо, чтобы в «личное» распоряжение регионов, районов оставалась большая часть налоговых поступлений, которые были бы направлены на развитие отраслей сельского хозяйства и другие цели.

Итак, система «доходы-расходы» бюджетов всех уровней власти функционирует в режиме кругооборота. От бюджетов всех уровней власти зависит политическая и экономическая обстановка в стране. Если бюджеты сбалансированы, тесно взаимосвязаны друг с другом, то и экономика в целом будет развиваться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: