У старших дошкольников с нарушениями речи
Подготовила учитель-логопед Богданова Н.Ю.
ТЕМА «ОСЕНЬ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица,
дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок,
листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,... сыро — сырая,... хмуро — хмурая,... солнечно — солнечная,... ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу)
Наступил осенний день - наступили осенние дни, на дереве желтый лист - на деревьях желтые листья, плывет темная туча - плывут темные тучи, стоит большое дерево - стоят большие деревья, идет холодный дождь - идут холодные дожди, дует сильный ветер - дуют сильные ветры, висит теплая куртка - висят теплые куртки, летит птичья стая - летят птичьи стаи.
|
Употребление в речи глаголов в разных временных формах.
«Ответь на вопросы».
Что делает? (Дует.) -Что сделает? (Подует.) Ветер Что делал? (Дул.)
Что будет делать? (Будет дуть.)
Игра повторяется со словами дождь, трава, листья и др.
Работа с деформированными предложениями. «Составь предложение».
Дует, осень, ветер, холодный. Желтеют, на, листья, деревья. Земля, трава, на, увядает. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь.
Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. «Угадай слово». Окончания глаголов выделяются голосом.
Ветер дует, а ветры... Цветок увядает, а цветы...
Птица улетает, а птицы... Холод наступает, а холода... Лист желтеет, а листья... Урожай созревает, а урожаи... Дождь моросит, а дожди... Лист падает, а листья... Лексический строй речи
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная,... холодная — жаркая,... хорошая — плохая.
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты (во что?) —...; школьники идут с портфелями (куда?) —...;
листья на деревьях стали (какими?) —...; цветы на клумбах (что сделали?) —...;
птицы улетают (куда?) —...; звери делают на зиму (что?) —...;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —....
Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
|
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец - птенчик, перо - перышко, голова - головка, головушка, соловей - соловушка, шея - шейка, жаворонок - жаворонушек, крыло - крылышко, скворец - скворушка, гусь - гусек, гусенок, утка - уточка, лебедь - лебедушка, гнездо - гнездышко, журавль - журавушка, журка, трясогузка - трясогузонька, аист - аистенок, цапля - цапелька.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»
Грач - грачонок - грачата, аист - аистенок - аистята, стриж - стриженок - стрижата, журавль - журавленок - журавлята, кукушка - кукушонок - кукушата, лебедь - лебеденок - лебедята, скворец - скворчонок - скворчата, утка - утенок - утята, гусь - гусенок - гусята.
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей - лебединый, караван журавлей -..., стая уток-....... грачей -....... соловьев -....
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей, утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.
Лексический строй речи