Такужполучилось,чтовсясознательнаяжизньГерояСоциалистическогоТрудаДмитрияИвановичаКоротчаевасоизмеряласьскилометрамипроложенныхдорог.Онбылнаработесутками.Всегдатам,гдетруднеевсего.Наобъектах,разбросанныхповсейтрассе.ИпоэтомувесьогромныйколлективстройкизналиуважалДмитрияИвановича.КоротчаевпервымнарушилтрадицииМинтрансстроя—строитьижитьнаколесахиливинвентарныхщитовыхдомах.Повсюдупоегоинициативебылиликвидированывременныежилыепоселки,людейпереселяливпостоянноежилье.Вотутакогоудивительногоруководителяяпроработалводномуправлении23года.
Историянашегознакомстваначаласьв1958году,когдамы—группавыпускниковМосковскогоинститутаинженеровжелезнодорожноготранспорта—прямикомсХIIIсъездакомсомолаотправилисьнаударнуюстройкуАбакан—Тайшет.Кадровикуправления«Абаканстройпуть»сразужепознакомилнассглавныминженеромВ.И.КличкоиначальникомстроительстваД.И.Коротчаевым.Он говорил: «Несоглашайтесьсходунаинженерныедолжности,ребята,—сказалнамтогдаДмитрийИванович.—Поработайтесначаларабочими,бригадирами...». Наверное,этобылоправильно:винститутенамдаличистотеоретическиезнания,апрактическихнавыковиуменияруководитьлюдьмиунас,конечноже,небыло.НасчетверыхнаправилинастанциюМинусинсквСМП-237.Такмыпопалиналегендарнуюстройку«ТрассаАбакан—Тайшет»:647километровдороги,700искусственныхсооружений,9тоннелейобщейпротяженностьюболее10километров,3виадука,одинизкоторых,Козинский,впечатляетуникальностьюпосвоемуинженерномузамыслу.ЭтобылаВсесоюзнаякомсомольскаястройка—первая,которуюссамогоначалавелилюди,приехавшиенаобъектпопутевкамисобственномупочину.
СчегоначалнаэтойстройкеКоротчаев?Собучениялюдей,прибывшихпооргнабору.ДмитрийИвановичпоставилзадачусделатьвсехкадровымистроителями,адляэтоголюдейнужнобылообучитьразнымпрофессиям.БудущегоГерояСоциалистическогоТрудаВиктораМолозинавСаянахназначилибригадиромлесорубов.
—Какойизменялесоруб?—отнекивалсяон,—Ятопорипилуникогдаврукахнедержал!
—Тутнеспециалистнужен,—ответилемуКоротчаев,—здесьхозяинтребуется.
ИчерезполгодабригадаМолозинавышлавчислопередовых.
УкладкерельсовчерезКозинскийперевалпредшествовалколоссальныйпотемвременамвзрывпороды.АрубежомбылКрольскийперевалвСаянах,закоторымидолжнабылапроизойтистыковкасцентральнымучастком.Уложитьизабалластировать900метровпутибылопорученотремпоездам:СМП-269,СМП-241,СМП-237.
ЖелезнаядорогаТюмень—СургутсталапионернойпоразработкеновыхпринциповпроектированияистроительстважелезнодорожнойлиниивспецифическихусловияхТюменскогоСевера.Книга«Железныедорогивтаежно-болотистойместности»,соавторомкоторойбылДмитрийИвановичКоротчаев,сталанастольнойукаждогоинженера.Аколлективныйтруд«Разработкаивнедрениепрогрессивныхтехническихрешений,обеспечивающихускоренноестроительствожелезныхдорогвнефтегазовыхрайонахТюменскойобласти»былудостоенГосударственнойпремииСССР.ЛауреатомэтойпремииД.И.Коротчаевсталпосмертно.
Богатыйопыттранспортногостроителя,аопытэтотогромный—52года,своиглубокие,непрерывнопополняемыезнанияДмитрийИвановичохотнопередавалмолодежи.Онбылтребовательнымруководителемиоченьдобрымпонатуречеловеком.Унегобылообостренноечувствоответственности,онвсегдабеспокоилсяосроках,окачестве.Онпревосходнозналлюдей.Конечно,всех10-15тысячподчиненныхДмитрийИвановичзнатьнемог,нопередовиков,иособенноветеранов,помнилдажепоимени-отчеству.
Онбылодержимвработе.Свосьмиутрадопозднеговечераивсевыходные—таковбылграфикегоработы.Оннезналотпусковинеоченьпривечалруководителей,которыеприносилиемузаявлениянасобственныйотпуск.
Онмечталувидетьжелезнуюдорогууберегов...Ледовитогоокеана.Онвсегдасмотрелдалековперед.Только-толькомыпробивалиськТобольску,аДмитрийИвановичужевмысляхбылнаберегахОби;рельсыподходяткСургуту,аонужедумает,каклучшеподобратьсякУренгою.
Онмогмгновенноответитьналюбойкаверзныйвопрос.Вспоминаютакойэпизод.ВУренгоеидетбольшоесовещаниесучастиемпредседателяГоспланаБайбакова,руководящихработниковобкомапартии,иначальникСвердловскойжелезнойдорогиСкворцоврешаетподначитьКоротчаева:
—ВотпримемувасдорогунаЯмбург,выжебезработыостанетесь!
ДмитрийИвановичзадумывается—ивдругнаполномсерьезеговорит:
—Вы,ВикторМихайлович,тольконеобижайтесь,ноунаснастадиитехпроектанаходитсятоннель.
—Какой,куда?—удивляетсяСкворцов.
—НаСан-Франциско.Толькодоходимдоберега—ипрямикомвАмерику!ПоэтомумыготовывамхотьсегоднясдатьдорогунаЯмбург!..
Все,конечно,посмеялись.Коротчаевмогпошутить,амогисразуответитьсерьезно.ВэтомвесьДмитрийИванович,котороголичноясчитаювторымотцом.
Заключение
КконцурассматриваемогопериодавсвязисначаломактивнойэксплуатациижелезнодорожнойлинииТюмень-Сургут—Нижневартовск-Уренгойпроизошлорасширениесфердеятельности.Несмотрянаэто,укомплектованностьквалифицированнымикадрамивподразделенияхиведомствах,занимавшихсястроительствомиэксплуатациейжелезнойдорогиТюменскойобласти,сталадостаточновысокой.Этомуспособствоваларазвитаясистемаповышенияквалификациижелезнодорожников,сложившаясяв1970-е-нач.1980-хгг.Повышениеуровняобразованияработниковжелезнойдорогикрая,всвоюочередь,позволилоруководству«Тюменстройпути»улучшитьсостояниетрудовойдисциплины,снизитьпроцентбракавработе.
Гораздосложнеерешалисьвопросысоциально-бытового,медицинскогоикультурногообслуживаниярабочих-железнодорожников,посколькуонитребовалибольшихфинансовыхзатрат.Несмотряназаметныеположительныепеременыврешенииэтихвопросоввсередине1960-х-середине1970-хгг.,вплотьдоконцарассматриваемогопериодатранспортныестроителииспециалистыпоэксплуатациижелезнойдорогикраяиспытывалитрудности,связанныесотсутствиемблагоустроенногожилья,детскихсадовияслей,больницисвоевременноймедицинскойпомощи,местотдыха.
Списоклитературы
1. Бытовые истории транспортных строителей. – Режим доступа: https://studexpo.ru/675507/istoriya/sotsialno_bytovye_usloviya_transportnyh_stroiteley
2. Проектно-изыскательские работы на железной дороге. – Режим доступа: https://studexpo.ru/675505/istoriya/proektno_izyskatelskie_raboty_zheleznoy_dorogi_tyumen_surgut_nizhnevartovsk_urengoy
3. Уральские железные дороги. – Режим доступа: https://expert.ru/ural/2008/24/zheleznye_dorogi/