Введение
ВедущееместовтранспортнойсистемеРоссиизанимаетжелезнодорожныйтранспорт.СконцаXIXвекаонпредставляетсобойсложнейший,тесносвязанныйсовсемиотрасляминародногохозяйствакомплекс,главнойзадачейкоторогоявляетсядоставкавпунктыпотребленияматериальныхресурсовипроизводственныхтоваров.Неменееважнуюрольиграетжелезнодорожныйтранспортивсоциальнойсфере,обеспечиваянаселениюстраныдостаточнокомфортныеусловияпередвижения.Последовательноеразвитиежелезнодорожноготранспортасоздавалопредпосылкидляпромышленногоосвоенияновыхтерриторий,чтопозволялоосуществлятьбыстрыеирегулярныеперевозкивневиданныхранеемасштабахнезависимоотвременигодаиклиматическихусловий.
БольшуюрольвисторииформированииЗСНГКсыгралжелезнодорожныйтранспорт.Здесьегостановлениеимелосущественныеособенности.Есливпромышленноразвитыхрайонахстранысозданиеновыхилиреконструкциястарыхпутейсообщениялишьускорялоразвитиепроизводительныхсил,тонаСевереЗападнойСибирисозданиекаждойтранспортноймагистралиозначаловключениевэкономическуюжизньстранынеосвоенныхранеевпромышленномотношениитерриторийгигантскойнефтегазовойпровинции.
Цель: раскрыть особенности проектирования и строительстважелезнойдороги«Тюмень-Сургут».
Задачи:
- рассмотретьвопросы проектированияистроительствамагистрали«Тюмень-Сургут»;
- раскрыть социально-экономические аспекты в годыстроительстважелезнойдороги;
-дать анализ практического опыта молодых специалистов-железнодорожников.
ПроектированиеистроительствоСеверо-Сибирскоймагистрали
ПроектСибгипротрансаот1983годапредусматривает5вариантовмаршрута. Рассмотрим некоторые:
Согласноварианту№2маршрутпроходитчерезКиров—Соликамск—Серов—Салым—Сургут—Нижневартовск—БелыйЯр(Томскаяобл.)—ЛесосибирскКарабула—Усть-Илимск,—откудаестьвыходкБайкало-Амурскоймагистрали.
Вариант№5почтиполностьюповторяетодинизвариантовВеликогоСеверногожелезнодорожногопути:Ухта—Троицко-Печорск—(дорогаИвдель—Приобье)—Сургут—Нижневартовск—БелыйЯр—Лесосибирск—Карабула—Усть-Илимск.
В1996годубыларазработанаипредставленанарассмотрениеПравительстваРФ«ФедеральнаяпрограммаосвоенияНижнегоПриангарьявКрасноярскомкрае».Всоставпрограммывходилонесколькоподпрограммразвития,включаяисозданиетранспортнойинфраструктуры,предполагающеестроительствоСеверо-Сибирскоймагистрали.Новразработанномв2006г.инвестиционномпроекте«КомплексноеразвитиеНижнегоПриангарья»строительствомагистралинепредполагалось.
В2003годуМинтрансРоссииразработалтранспортнуюстратегиюРоссиидо2025года.ИЭОППСОРАНпривлекликэкономическомуобоснованиюэтойстратегии.ИнститутвысказалсявпользустроительстваСеверо-Сибирскойжелезнойдороги.Приэтомприводилисьследующиедоводы:
· дорогаоткрылабывыходназападБАМуисоздалаусловиядляхозяйственногоосвоениянетолькоНижнегоПриангарьяидругихсеверо-сибирскихтерриторий,ноиогромнойзоныБАМа,включаяюжнуюЯкутию;
· возможнорезкоевозрастаниевзападномнаправлениипотокаугляКузбассаиКанско-Ачинскоготопливно-энергетическогокомплекса,скоторымнесправитсяТранссиб;
· целесообразнопревратитьТранссибвскоростнуюмагистральпообслуживаниюпассажиропотоковиконтейнерногомежконтинентальноготранзитаиперенестинановуюсевернуюмагистральзначительнуючастьгрузопотока.
Институтуказывал,чтоотказотстроительствадорогиприведеткснижениюсреднегодовыхтемповприростаВВПРоссиина0,2-0,4процента,чтозаметнопревосходитпрямыезатратынастроительство.
ВрезультатеостроительстведорогибылосказановзакрытойчастиСтратегии,тоестьеёвозможноестроительствооправдывалосьвоенно-стратегическимидоводами.
ПроектдорогибылвключенвСтратегиюжелезнодорожноготранспортадо2030года(веёмаксимальныйвариант),новсильноурезанномвиде:отУсть-ИлимскатолькодоНижневартовска.ПредполагаетсятакжепостроитьтупиковуюветкуотСалымадоХанты-Мансийска.
Недостаткомпроектаявляетсязакрытостьмагистраливзападномнаправлении.ВсемультипликативныеэффектыСеверо-Сибирскоймагистраливполномобъёмепроявятсятольковсоставеединоймагистрали,включающейвсебятакжеБаренцкомуриБАМ.НаиболеевероятнаяпредполагаемаяточкастыковкиБаренцкомураиСевСиба—Ивдель(Полуночное).
ПроектированиеСеверо-Сибирскойжелезнойдорогидолжнобылоначатьсяв2016г.,однакодостоверныхсведенийобэтомнет.
ПослерешенияоначалестроительстваСеверногоШиротногоХода,перспективыстроительствамагистралиСевСибапретерпелинекоторыеизменения,каквпланесроковреализациипроекта,такивпланепредполагаемогопрохождениямаршрута.