Тема 1. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда
1. В начале ХХ века психология труда в Европе была известна под названием:
1) психотехника;
2) индустриальная психология;
3) тейлоризм;
4) психофизиология трудовой деятельности.
2. Кто является основателем психотехники?
1) И.П. Павлов
2) В. Вундт
3)Г.Мюнстенберг
4)В.Штерн.
3. Кто из отечественных ученых начала ХХ в. изучал проблемы психологических состояний в труде, личности и мотивации?
1) И.М. Сеченов
2) В.М. Бехтерев
3)О.Липман
4)И.П.Павлов
4. Какие методы являются основными методами регистрации физиологических процессов в психофизиологии?
1) электрофизиологические;
2) умозрительные;
3)статистические;
4)химические.
5. Какой из перечисленных психофизиологических методов относится к методам исследования мозга?
1)электроэнцефалография;
2)пупилометрия;
3)плетизмография;
4)электроокулограмма.
6. Какой из ритмов мозга можно наблюдать у человека в состоянии покоя при отсутствии внешних раздражителей?
1)альфа-ритм;
2) бета-ритм;
3) дельта-ритм;
4) тета-ритм.
ТЕМА 2. Психофизиология памяти, внимания и сознания
1. Энграмма – это:
1) структурно-функциональный комплекс запечатления информации;
2) неоднократное повторение воспринимаемой информации;
3) установка на длительное запоминание;
4) механизм запоминания.
2. Отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий является основной функцией:
1) памяти;
2) внимания;
3) мышления;
4) сознания.
3. Как называется процесс отражения существенных свойств и явлений объективного мира, их связей и отношений, направленный на активное познание человеком окружающей среды и решение возникающих перед ним задач?
1) внимание
2) восприятие;
3)сознание
4)мышление
4. Какой вид внимания вызывается особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент?
1) ментальное;
2) произвольное;
3)непроизвольное
4)постпроизвольное
5. О каком типе мышления идёт речь: «основано на переборе действий, связанных с целями решаемой задачи; используется в практической деятельности человека; для него характерно отсутствие законченного плана действий, выполнение деятельности в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания предыдущей»?
1) наглядно-образное;
2) наглядно-действенное;
3) понятийное;
4) проблемное.
Тема 3. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности
1. Содержание, структура, форма и объем профессиограммы зависят от:
1) цели разработки профессиограммы;
2) особенностей квалификационных требований конкретной профессии;
3) перспективности профессии;
4) массовости профессии.
2. Общая социальная и профессиологическая характеристика профессий в профессиограмме разрабатывается на основе:
1) психофизиологических исследований;
2) описания профессий в специальной, нормативно-справочной, научной литературе, изучения инструкций, технологических документов, опроса экспертов;
3) психологического тестирования и опроса экспертов;
4) степени популярности профессии.
3. Описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности содержится в:
1) психограмме;
2) общей социальной характеристике профессии;
3) заключительной части профессиограммы;
4) профессиологической характеристике.
4. Какой тип профессии НЕ относится к «четырёхярусной классификации профессий» по Е.А.Климову?
1) человек-человек;
2) человек-природа;
3) человек-знак
4) человек-коллектив
5. Какой класс профессий НЕ входит во II ярус «Карты мира» профессий по Е.А. Климову?
1) гностические;
2) функциональные;
3) преобразующие;
4) изыскательские.
Тема 4. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности
1. Кто является разработчиком системы психологических признаков труда?
1) И.Н. Шпильрейн;
2) Ф.У. Тейлор;
3)А.Н.Леонтьев;
4)Е.А.Климов.
2. Определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями – это:
1) профориентация;
2) профессионализация;
3)адаптация;
4)профотбор.
3. Какой из методов НЕ используется в задачах профессионального отбора и определения профпригодности?
1) определения основных свойств нервной системы;
2) лабораторный эксперимент;
3) определение особенностей вегетативной регуляции;
4) определения парциальных свойств нервной системы.
4. Способность человека осуществлять трудовую деятельность в соответствии с состоянием здоровья – это:
1) дееспособность;
2) работоспособность;
3) трудоспособность;
4) обучаемость
5. Каким параметром НЕ определяются профессионально важные качества личности?
1) уровень работоспособности личности;
2) квалификация работника;
3) жизненный опыт человека;
4) психологические особенности личность
6. Социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества – это:
1) дееспособность;
2) работоспособность;
3) трудоспособность;
4) обучаемость