Антон Павлович Чехов «О любви»




1. Основные вехи биографии А.П. Чехова.

2. История создания «О любви»

3. Анализ произведения «О любви»

4. Мотив упущенного счастья

Основное содержание урока

«В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…» М. Горький.

Антон Павлович Чехов – известный во всем мире писатель и драматург, им было создано более трехсот различных произведений, которые были переведены более чем на 100 языков.

Родился Антон Павлович в г. Таганрог, в семье владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина.

Он проработал несколько лет уездным врачом в Чикинской больнице и даже заведовал больницей в Звенигороде.

Параллельно с этим Чехов активно печатался. В 1879 году Чехов дебютировал в печати, он поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».

1890 году А.П. Чехов неожиданно для всех отправляется на Сахалин.

По возвращении на большую землю писатель проживет 5 лет в Москве, потом переедет в одмосковное Мелихово, а потом и вовсе отстроит имение в Ялте и большую часть времени будет проводить там из-за обострившегося туберкулеза.

А.П. Чехов умрет летом 1904 года на курорте в Германии от мучившего его недуга. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой своего отца.

Существует более 100 экранизаций его произведений, 12 музеев, посвященных ему, 9 театров носят имя А.П. Чехова и даже кратер на Меркурии.

 

А.П. Чехова все знают исключительно как автора юмористических рассказов.

В то время, как им созданы потрясающие рассказы и о любви, в которых проявилась интересная особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). Обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно.

«Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность» -сказал об А.П. Чехове И.А. Бунин.

 

В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Общими для всех трех произведений явились образы учителя Буркина, ветеринарного врача Ивана Ивановича и помещика Алёхина. Каждый из них рассказывает историю. Все три истории будут связаны проблемой футлярной жизни.

Футляр- это в прямом значении коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-либо. Чехов опишет различные варианты футляров, в которые герои заточают сами себя, и эти футляры будут мешать им быть счастливыми.

В рассказе «О любви» чехов ответит на вопрос, что же случится, если поместить в футляр любовь.

 

Стоит отметить, что рассказ имеет биографическую основу. А.П. Чехов и молодая писательница Лидия Алексеевна Авилова долгое время, с ее слов имели, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она была замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Авилова связала это с теми чувствами, которые существовали между Чеховым и ею.

«И вот сколько лет прошло. Я вся седая, старая... Тяжело жить. Надоело жить. И я уже не живу... Но всё больше и больше люблю одиночество, тишину, спокойствие. И мечту. А мечта -- это А. П. И в ней мы оба молоды и мы вместе.В этой тетради я пыталась распутать очень запутанный моток шёлка: решить один вопрос: любили ли мы оба? Он? Я?.. Я не могу распутать этого клубка.»

В данном произведении мы увидим картину несбывшегося счастья.

Историю своей любви поведает охотникам помещик Алёхин.

 

О себе он говорит следующее: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…»

Из-за того, что главный герой находится не в своей среде, душа его томится, возможно, именно поэтому, как только он увидел Анну Алексеевну Луганович, почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа

А что же мы знаем об Анне Алексеевне Луганович?

«Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет, и за полгода до того у нее родился первый ребенок… я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную…»

Анна Алексеевна так же, как и Алехин находится не на своем месте, ее любовь к мужу больше напоминает привычку, к тому же она слишком рано вышла замуж. Ей хочется изменить мир, но вместо этого она занимается бытом, домом.

Оба героя – жертвы обстоятельств

«почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка».

Любовь- чувство, которое должно делать людей счастливыми, но Алехин признается:

«Я был несчастлив».

И его несчастье заключается не в том, что его не любят в ответ, а в вопросах, которые он задавал сам себе.

О чем же думает сама Луганович?

«Она думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына. Если б она отдалась своему чувству, то пришлось бы лгать или говорить правду, а в ее положении то и другое было бы одинаково страшно и неудобно. И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий?»

Ей любовь к Алехину тоже не приносит счастья, она становится раздражительной, лечится от расстройства нервов, у нее уже появляется «сознание неудовлетворенной, испорченной жизни».

Так кто же виноват, в том, что счастье двух людей не случилось, ведь любовь была, ведь герой «чувствовал, что она близка мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга».

Мы беседовали подолгу и подолгу молчали.

Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво.

3)Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим.

4)Мы молчали и всё молчали, а при посторонних она испытывала какое-то странное раздражение против меня; о чем бы я ни говорил, она не соглашалась со мной, и если я спорил, то она принимала сторону моего противника.

Обратите внимание на эти цитаты, они расположены в хронологическом порядке, сначала молчание не тяготит героев, потом в молчании появляется страх, а в конце раздражение.

Своим поведением Алехин напоминает другого героя футлярной трилогии Беликова, он живет по его завету: «Как бы чего не вышло».

По сути такое поведение – это выражение страха перед жизнью, неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько свободен человек во лжи перед самим собой. Алехин, увы, оказался несвободен.

Алехин поймет свою ошибку позже: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Герои А.П. Чехова – это герои, сделавшие неправильный выбор, люди, выбравшие внешние приличия, а не собственное счастье

 

Ключевые слова:

Антон Павлович Чехов, рассказ, трилогия, футлярная жизнь, психологизм

Основные понятия:

Жанр

Прием

Рассказ

Мотив

Основные выводы:

Чехов писал не только юмористические рассказы, но и произведения о любви, где мастерски использовал прием психологизма.

А.П. Чехов заставляет задуматься над «футлярной» жизнью, пустыми страхами и понятиями приличий

Разбортипового тренировочного задания

 

От чьего лица ведется повествование в рассказе

 

1.Лугановича

2.Буркина

3. Алехина

4. Ивана Ивановича

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов. Вспомните, какую роль выполняет каждый из героев произведения.

3. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.

Разбортиповогоконтрольногозадания

 

В каком городе провёл детство и отрочество А.П. Чехов?

1) Тула

2) Москва

3) Таганрог

4) Санкт-Петербург

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов. Вспомните, в каком горде провёл детсво и отрочество А. П. Чехов.

3. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: