Создание железного флота




 

После Крымской войны, ясно показавшей экономическую и научно-техническую отсталость Российской Империи русский флот оказался в неутешительном положении. Николаю II удалось наладить снабжение флота и постройку боеспособных кораблей и к началу войны русский флот выглядел совсем неплохо но... оказалось что эра деревянных парусников прошла, и флот, разгромивший турецкую эскадру в Синопе оказывается затопленным русскими же моряками, чтобы преградить путь паровой армаде англичан и французов к Севастополю ибо в бою с ними парусные линкоры не имели ни малейшего шанса. Итак, кроме бесполезных парусников в состав русского флота входили: 1 винтовой линкор, 1 винтовой фрегат,10 колесных пароходов,18 небольших пароходов и 40 винтовых канонерок на Балтике, 12 колесных пароходов на Черном море, 2 и 8 небольших колесных пароходов на Белом и Каспийском море соответственно, винтовая шхуна и три парохода на Дальнем Востоке. Строительство винтовых кораблей стало первоочередной задачей переоснащения флота.

Промышленность страны и адмиралтейские заводы не были готовы к такой работе но задача была разрешена при содействии появившихся в то время предприятий по производству частей механизмов. Морское ведомство заказало этим предприятиям изготовление механизмов но полностью сборку машин приходилось делать на верфи. Таким образом в 1858г. в составе флота было уже 6 паровых линкоров, 5 фрегатов и 17 корветов (правда они представляли из себя переделанные парусники и сохранили парусное вооружение). Однако в 1859г. во Франции был спущен на воду линкор La Gloir, борта которого были защищены металлическими плитами толщиной 100-120мм. Хотя по сути это был переделанный деревянный линкор это судно считается первым броненосцем. В 1860г. вступил в строй настоящий броненосец - полностью металлический английский Warrior, защищенный 112 мм броней. Французы тоже перешли к постройке металлических кораблей. Крымская война стала последней, в которой принимали участие деревянные красавцы -линкоры с небоскребами парусов, на море начиналась эпоха пара и брони.

В России в 1863г. для опыта были обшиты 100мм броней строящиеся деревянные фрегаты “Севастополь” и ”Петропавловск” и в том же году была заказана в Англии (русская промышленность не могла тогда справится с таким заказом) железная броненосная батарея “Первенец” (водоизмещение - 3330 т, броня - 112 мм (пояс) вооружение - 26-68 фунтовые орудия). Было решено строить впредь только железные суда, для чего принят ряд мер по переустройству казенных верфей и содействию развитию существующих и основанию новых механических и судостроительных заводов. Было перестроено Новое Адмиралтейство, в нем расположили новые эллинги и мастерские, из-за границы доставили механизмы и станки. Руководство постройкой кораблей поручили англичанину Митчелю т.к. русские инженеры еще не имели в этом деле достаточно опыта, из Англии был привлечен ряд специалистов. В январе 1863г была заложена, а в июне 1864г. спущена на воду плавучая батарея “Не тронь меня” - первое броненосное судно русской постройки (конструкция корабля была аналогична “Первенцу”, вооружение состояло из 14 - 203 мм орудий).

Тем временем русские корабли отправились в первый поход. В 1863-1864г. возникли осложнения в отношениях с Англией и Францией и для оказания давления на эти страны в Атлантику и в Тихий океан были отправлены две эскадры рейдеров, для создания потенциальной угрозы английским морским коммуникациям. Первой эскадрой командовал контр-адмирал С.С. Лисовский и в нее вошли пароходофрегаты “Александр Невский”, “Пересвет”, “Ослябя”, корветы “Варяг” и “Витязь”, клипер “Алмаз”. Эскадрой в Тихом океане командовал адмирал А.А.Попов и в нее вошли корветы “Богатырь”, “Калевала”,”Рында”,”Новик” и клиперы “Абрек ” и Гайдамак”.Таким образом рождался новый тип боевого корабля - крейсер, предназначенный для действий на коммуникациях противника. Появление русских кораблей в Нью-Йорке и Сан-Франциско заставило англичан вести себя более сдержанно. Кроме того специальная комиссия, состоящая из моряков и инженеров ознакомилась в США с броненосцами мониторного типа.

Было решено построить 11 мониторов для обороны Финского залива (что было тогда первоочередной задачей), и еще одну плавучую батарей “Кремль”. Так как строить все корабли силами адмиралтейства было невозможно то был объявлен конкурс на их постройку среди частных заводов. Два монитора строились в адмиралтействе, один Митчелем, два - заводом Кара и Макферсона в Петербурге (впоследствии Балтийский судостроительный и механический завод),

два - бельгийским обществом “Коккериль”, построившем верфь в Петербурге, два - предпринимателю Кудрявцеву, и наконец еще два монитора и батарея - заводу Семянникова и Полетики (Невский завод). Механизмы для этих кораблей делались на заводе Карра и Макферсона, Невском заводе и заводе Берда (франко-русский завод). Башни делал Ижорский завод, орудия - Обуховский. Броня заказывалась в Англии, но туда были командированы русские инженеры для постановки этого производства в России. Снаряды изготавливались на частных заводах, в том числе на Путиловском, а затем на государственных заводах на Урале. Таким образом строительство броненосного парового флота способствовало развитию тяжелой промышленности в России.

В 1864г. началась постройка двухбашенных канонерок (мониторов) “Чародейка” и “Русалка” (водоизмещение - 1940т; броня - 112мм, в оконечностях - 85 мм, вооружение - 4 орудия калибром 229мм). Они представляли собой усовершенствованный тип монитора, более мореходный, как считалось, однако их мореходность оставляла желать лучшего. Из -за малой остойчивости и низкого борта в 1894г “Русалка” погибла со всем экипажем при переходе через Финский залив при не очень сильном шторме. Помимо этого началась постройка двухбашенных фрегатов “Адмирал Спиридов”, “Адмирал Чичагов” и трехбашенных “Адмирал Грейг”, “Адмирал Лазарев” (водоизмещение - 3500т.; броня - 150 - 88 мм, вооружение - по два 229мм орудия в башне). Все эти шесть кораблей представляли собой по сути броненосцы береговой обороны (не очень мореходные) для защиты Кронштадта. Они были спущены на воду в 1867-1868гг.

Тогда же началась и постройка рангоутных фрегатов (по сути броненосцев) “Князь Пожарский” и “Минин”. Это уже были корабли, способные совершать дальние плавания. Первый был построен по типу английского казематного (с расположением главной артиллерии в каземате в центре корабля) броненосца Bellerophon. (водоизмещение - 4500т.; скорость хода - 12 узлов; броня - 100 - 112 мм.; вооружение - 8 - 229 мм орудий), и в 1868г. спущен на воду. “Минин ” в течение своего строительства испытал ряд переделок, так как взгляды на лучший тип броненосного корабля еще не установились. Сначала предполагалось разместить артиллерию в башнях и сделать корабль по типу английского же низкобортного броненосца Capitan. В таком виде он был спущен на воду в 1869г. однако после гибели Capitanа во время шторма в!870г. постройку приостановили и решили превратить “Минин “ в броненосный крейсер. Башни были сняты и заменены 4 - 203 мм орудиями в бортовых спонсонах и 12 - 152мм по бортам на верхней палубе, мощность механизмов увеличили. Водоизмещение корабля возросло до 5740т., а скорость до 14 узлов. Таким образом в России возник класс броненосных крейсеров, океанских кораблей для дальнего плавания но более сильных чем английские небронированные крейсера специальной постройки. По похожему проекту были построены крейсера “Генерал- Адмирал” и “Герцог Эдинбургский ” (водоизмещение 4600т.;вооружение - 4 - 203мм и 2- 152мм орудия; скорость - 13,6 и 15,3 узла соответственно). Интересно, что все эти четыре корабля несли полное парусное вооружение. Кроме того для океанского крейсерства были построены 8 неброненосных клиперов водоизмещением 1330т. и со скоростью хода 11-13 узлов, вооруженные тремя 152мм орудиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: