СТАТИСТИКА
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению курсовой работы
для студентов направления подготовки 080100 Экономика
(квалификация «Бакалавр»)
Новосибирск 2013
Статистика: Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению курсовой работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т; Сост. Н.Д. Миненок. – Новосибирск, 2013. – 50 с.
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр») для формирования у них навыков самостоятельной работы.
Методические указания включают цели и задачи дисциплины, ее место в структуре основной образовательной программы (ООП), требования к результатам освоения дисциплины, ее объем и содержание, виды учебной работы, задания для курсовой работы, порядок и методику ее выполнения, а также защиты, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы.
Рецензенты:
Утверждены методической комиссией ИЗОП ФГБОУ ВПО «НГАУ» (протокол № 6 от 25 июня 2013 г.).
© Новосибирский государственный аграрный университет, 2013
© Миненок Нина Дмитриевна
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:
Формирование научного экономического мировоззрения, умения собирать, обрабатывать и анализировать информацию о социально-экономических явлениях и процессах.
Задачи дисциплины:
- освоение теоретических основ статистического метода исследования социально-экономических явлений и процессов;
- освоение методологических основ измерения социально-экономических явлений и процессов;
- приобретение практических навыков проведения статистического исследования: статистического наблюдения, обработки и анализа полученной информации;
|
- приобретение навыков проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, на основе статистических подходов, типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- приобретение навыков анализа и интерпретации микро- и макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономические явления и процессы, подготовки статистических обзоров и отчетов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Статистика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла структуры ООП федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»).
Изучение дисциплины «Статистика» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения экономической теории (микро- и макроэкономики), теории вероятностей и математической статистики.
Дисциплина «Статистика» закладывает фундамент для изучения экономических и финансовых дисциплин, использующих статистическую методологию.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Статистика»направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
|
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (OK-I3);
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
|
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчётов и обосновать полученные выводы (ПК-5);\
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
• методы статистического исследования;
• методологические основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, отражающих состояние и развитие экономических и социальных явлений и процессов на микро- и макроуровне.
Уметь
• осуществить сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
• осуществлять поиск необходимых данных по полученному заданию, используя отечественные и зарубежные источники информации;
• измерять уровень экономических явлений, выявлять взаимосвязи и тенденции их развития;
• рассчитывать на основе статистических подходов, типовых методик и действующей нормативно-правовой базы социально-экономические показатели;
• анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о состоянии и развитии социально-экономических явлений и процессов.
Владеть
• современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (статистической информации);
• современными методиками расчета и анализа социально- экономических показателей, характеризующих экономические явления и процессы на микро- и макроуровне (в т.ч. прогнозирования их развития).
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Форма самостоятельной работы – курсовая работа. Вид промежуточной аттестации – экзамен.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики. Основные категории и понятия
Понятие о статистике как науке и статистическом исследовании. Возникновение учета и статистики.
Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук.
Метод статистики. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей. Границы статистического познания.
Разделы статистики. Общая теория статистики, ее предмет и содержание. Связь общей теории статистики с социально-экономической и отраслевыми статистиками.
Основные категории и понятия статистики. Статистическая совокупность, единица совокупности. Признак, измерение признаков, вариация признаков. Статистический показатель, система показателей.
Современная организация и задачи статистики в Российской Федерации. Задачи перехода на международную практику статистики.