Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия.
В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления изделий ограниченного потребления. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги, прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а также военно-промышленного комплекса, где преобладают механические процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция.
Выпуск крупного заказа требует серьезных материальных, трудовых и иных затрат, но им, как правило, нельзя полностью загрузить производственные мощности предприятия. Поэтому оно одновременно может выполнять и другие заказы, изготавливать десятки различных по конструкции изделий, но каждое — в весьма ограниченном количестве.
Важнейшими отличительными особенностями единичного типа производства являются:
• большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;
• технологическая специализация рабочих мест и невозможность постоянного закрепления определенных операций и деталей за рабочими местами;
• применение, как правило, универсального оборудования и приспособлений;
• относительно большой удельный вес ручных сборочных и доводочных операций;
• преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации.
Позаказный метод учета себестоимости применяется в производствах, выпускающих опытные образцы продукции, а также во вспомогательных производствах — при изготовлении специальных инструментов, проведении ремонтных работ.
|
Сферой применения позаказного метода учета являются также мелкосерийные промышленные предприятия. Серия — это некоторое количество одинаковых по конструкции изделий, запускаемых в производство одновременно или последовательно. Мелкосерийные производства организуются для выпуска продукции, требующейся потребителю в незначительных количествах. Поэтому мелкосерийные предприятия загружают относительно большой и довольно разнообразной номенклатурой изделий. В качестве примера можно привести судо- и авиастроение, а также полиграфические предприятия, выпускающие продукцию сериями, количество которой определяется заказанным тиражом.
Позаказный метод применяется и на предприятиях с физико-химическими процессами при выпуске отдельных видов продукции в ограниченном количестве (например, на предприятиях химической промышленности при выполнении заказов на химические реактивы, предприятиях сборного железобетона при выполнении отдельных заказов на оригинальные изделия из железобетона и др.).
Область применения позаказного метода учета не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве (проект нуждается в привязке к конкретной местности), научно-исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения (калькулируется себестоимость операции каждого больного в зависимости от ее сложности и поставленного диагноза).
Последние годы ознаменовались развитием сферы услуг. При изготовлении мебели, ковров, пошиве одежды по индивидуальным заказам, ремонте автомобилей, часов, телевизоров и оказании прочих услуг мастерские, химчистки, ателье также используют позаказное калькулирование.
|
Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Вид заказа определяется договором с заказчиком. В нем же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Другими словами, при этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общезаводские накладные расходы относят на каждый индивидуальный заказ или же на произведенную партию продукции. Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено производство нескольких изделий или их партии, то путем суммирования затрат получают себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости одного изделия общие производственные затраты делят на количество единиц продукции в партии.
|
Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» — значит заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ находится в бухгалтерии.
В зависимости от потребностей предприятия вид этого бланка может варьироваться. В приложении 1 приведен наряд-заказ полиграфического предприятия, однако в любом случае он, как правило, содержит следующую базовую информацию:
• тип заказа (для собственных нужд или привлекаемый со стороны; разовый или сводный). Издержки по разовым заказам учитываются и отражаются в рамках одного отчетного периода. Долгосрочные, или сводные заказы состоят из периодически возобновляемых или ряда мелких заказов. Учет издержек по таким заказам связан с распределением издержек между несколькими отчетными периодами;
• номер заказа (индивидуальный код). Он отличает данный заказ от всех других, находящихся в производстве в отчетный период;
• характеристика заказа (краткое описание работ по выполнению заказа);
• исполнитель (участок, выполняющий работы);
• срок исполнения заказа;
• месяц, в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу. После этого в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа.
Бухгалтерия для учета затрат по заказам для каждого заказа открывает карточку (ведомость). По мере прохождения заказа в карточке заказа накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в условиях позаказного метода калькулирования.
Рассмотрим теперь порядок учетных записей в условиях позаказного метода калькулирования. В развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов, размещенных в данный момент на предприятии. Как отмечалось выше, регистром для организации аналитического учета являются карточки заказов.
Прямые затраты материалов в соответствии с полученными первичными документами списываются на соответствующие заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Прямая заработная плата также прямо относится на соответствующие заказы.
Возникает проблема с распределением косвенных расходов (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление и т.п.) между отдельными производственными заказами, выполненными в отчетном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком необходимо в течение отчетного периода, когда еще не известна общая сумма косвенных расходов.
Одно из решений данного вопроса — ждать окончания отчетного периода и затем, зная общую фактическую сумму косвенных расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными заказами. Однако такое решение вряд ли удовлетворит современного руководителя и самого заказчика. Руководству предприятия необходимы данные об ожидаемой себестоимости заказа для определения цены до того, как будет выполнен заказ. Заказчику также нужна оперативная информация о возможной цене, с тем чтобы выбрать для себя недорогого исполнителя.
На практике обычно идут другим путем: косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.
Понятие «бюджет» в управленческом учете является синонимом слова «план». Следовательно, речь идет о показателях, планируемых самой бухгалтерией. Они базируются на оценочных величинах объемов производства (работ, услуг) и косвенных расходов в предстоящем периоде.
Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией накануне наступающего отчетного периода в три этапа:
1. Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода.
В значительной степени точность этого прогноза зависит от опыта, знаний и интуиции бухгалтера-аналитика, так как, давая подобные прогнозы, необходимо учесть многие факторы — как объективные (не зависящие от деятельности предприятия), так и субъективные (зависящие от него). Например, существенным слагаемым общепроизводственных расходов оказывается оплата коммунальных услуг и электроэнергии, а ее размер в свою очередь зависит от установленных тарифов. Следовательно, повышение действующих тарифов по оплате коммунальных услуг и электроэнергии является для предприятия объективным фактором. Бухгалтеру-аналитику, конечно, трудно предсказать влияние этого фактора в предстоящем периоде.
Вместе с тем именно от предприятия будет зависеть, насколько производительно используется электроэнергия, допускается ли ее непроизводительное потребление, и если допускается, то в какой мере. Такого рода субъективные факторы также должны быть учтены бухгалтером-аналитиком в его прогнозе косвенных расходов предстоящего периода.
2. Выбирается база для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее величина. При этом под базой понимается какой-либо технико-экономический показатель, который, с точки зрения руководства предприятия, наиболее точно увязывает общепроизводственные косвенные расходы с объемом готовой продукции.
База для распределения косвенных расходов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из специфических особенностей его деятельности, характера выполняемых заказов, их размера, количества и т.д., записывается в учетной политике предприятия и является таковой в течение всего финансового года.
Так, в промышленном производстве общепринятыми показателями для распределения косвенных расходов являются отработанные станко-часы, машино-дни, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих. Однако могут применяться и другие измерители, например при индивидуальном производстве ковров — квадратные метры, при оказании транспортных услуг — километры пробега автомобиля, аудиторских услуг — количество часов, отработанных сотрудниками аудиторской фирмы, и т.д.
Выбрав в качестве базы распределения косвенных расходов какой-либо показатель, бухгалтер-аналитик прогнозирует его размер на предстоящий период. Здесь он сталкивается с теми же проблемами, о которых речь шла выше. Необходимо оценить возможный спрос на продукцию предприятия в предстоящем периоде с учетом сезонных колебаний, покупательной способности населения (или предприятий), общей ситуации на рынке с учетом деятельности конкурентов. Правильно оценить влияние всех этих факторов на ожидаемую величину заказов, а следовательно, и на размер выбранного базового показателя сможет лишь опытный бухгалтер-аналитик.
3. Рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя.
Пример. Ожидаемая сумма косвенных расходов на предстоящий период составляет 62 500 руб. В качестве базы для их распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих, которая, по оценкам бухгалтерии, ожидается в сумме 25 000 руб. Тогда бюджетная ставка распределения косвенных расходов составит:
62 500: 25 000 = 2,5,
т.е., по предварительной оценке, в предстоящем периоде 1 руб. заработной платы основных производственных рабочих будет соответствовать 2,5 руб. косвенных расходов.
Далее рассчитанная бюджетная ставка используется для калькулирования издержек по заказам.
Предположим, что в карточке учета издержек по заказу А содержится следующая информация:
• фактически израсходованные материалов — 10 000 руб.;
• фактические затраты на оплату труда основных производственных рабочих — 2800 руб.
Тогда на заказ А будет отнесено косвенных расходов в сумме:
2800 х 2,5 - 7000 руб., а себестоимость заказа А составит:
10 000 + 2800 + 7000 = 19 800 руб.
Если в соответствии с учетной политикой предприятия затраты, собранные в течение отчетного периода на счете 26 «Общехозяйственные расходы», как затраты периода не распределяются между производственными заказами и прямо относятся на себестоимость реализованной продукции (в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»), то вышеописанным способом распределяются лишь ожидаемые производственные косвенные расходы, т.е. предполагаемый дебетовый оборот счета 25 «Общепроизводственные расходы». В бухгалтерском учете это будет записано проводкой:
Д-т сч. 20 А «Основное производство (заказ А)»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 7000 руб.
Если учетной политикой предприятия прямого списания общехозяйственных расходов не предусмотрено, то предварительному распределению будет подлежать не только счет 25 «Общепроизводственные расходы», но и счет 26 «Общехозяйственные расходы».
В этом случае к предыдущим трем этапам добавляется четвертый — прогнозная оценка непроизводственных косвенных расходов, т.е. оборота по дебету счета 26.
Пусть в данном условном примере 62 500 руб. — ожидаемые производственные косвенные расходы (дебетовый оборот счета 25). Ожидаемые непроизводственные косвенные расходы (дебетовый оборот счета 26) — 31 250 руб., т.е. бюджетная ставка распределения косвенных непроизводственных расходов составляет:
31250:25000=1,25.
Это означает, что одному рублю заработной платы основных производственных рабочих в планируемом периоде будет соответствовать 1,25 руб. непроизводственных косвенных расходов.
Следовательно, в калькуляции себестоимости заказа А появится дополнительная статья — «Общехозяйственные расходы». Сумма затрат по этой статье составит:
2800x1,25 = 3500 руб.
В бухгалтерском учете возникнет дополнительная проводка:
Д-т сч. 20 А «Основное производство (заказ А)»
К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» 3500 руб.
Полная себестоимость изготовления заказа А в этом случае сформируется следующим образом:
10 000 + 2800 + 7000 + 3500 = 23 300 руб.
Аналогичным образом в течение отчетного периода организуется учет по всем размещенным на предприятии заказам.
Пусть по истечении отчетного периода предприятию наряду с заказом А удалось завершить выполнение заказов Б, В и Г. Продукция отгружена заказчику, о чем в бухгалтерии имеются надлежащие документы. В соответствии с заключенным договором право собственности на продукцию перешло к покупателю.
Сумма материальных затрат понесенных предприятием в связи с выполнением всех четырех заказов, — 50 000 руб. Согласно учетной политике предприятия общехозяйственные расходы не подлежат распределению между заказами. В соответствии с приведенными расчетами бюджетная ставка распределения косвенных производственных расходов — 2,5. В табл. 5 приведена информация о распределении косвенных расходов между заказами в течение отчетного периода.
Таблица 5
Заказ | Прямая заработная плата, отнесенная на заказ, руб. | Косвенные расходы, отнесенные на заказ (гр. 2 х 2,5), руб. |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Итого | 61 250 |
Это означает, что в течение отчетного периода в синтетическом учете были сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 10 «Материалы» 50 000 руб.
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 24 500 руб.
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 61 250 руб.
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т сч. 43 «Готовая продукция» 135 750 руб.
По истечении отчетного периода выяснилось, что фактическая сумма общепроизводственных расходов составила 65 000 руб. Это означает, что себестоимость выполненных заказов в бухгалтерском учете занижена на
65 000 - 61 250 = 3750 руб. и фактически составляет:
50 000 + 24 500 + 65 000 = 139 500 руб.
Следовательно, в течение отчетного периода косвенные расходы были распределены с недостатком. В записи, завершающие отчетный период, нужно внести корректировку путем дополнительного списания недостающей суммы на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг):
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 3750 руб.
Результаты работы за истекший квартал могли сложиться и по-другому. Так, могло выясниться, что фактическая сумма общепроизводственных расходов оказалась ниже суммы, предварительно распределенной между заказами. Допустим, что фактическая величина косвенных расходов составила 60 000 руб. В этом случае косвенные расходы в течение квартала были распределены с избытком, в результате чего себестоимость готовой продукции в бухгалтерском учете оказалась завышенной на
61250 —60 000 = 1250 руб.
Тогда в бухгалтерском учете производится сторнировочная корректирующая запись:
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 1250 руб.
Такие корректировки допустимы в тех случаях, когда отклонение фактических расходов от ожидаемых несущественно. Впервые официальное определение существенности суммы было дано в инструкции «О годовой бухгалтерской отчетности организаций»1, где в п. 4.30 указывалось: «Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее пяти процентов».
Таким образом, отклонение 1250 руб. является несущественным:
(1250: 60 000) х 100 = 2,1%,
а отклонение 3750 руб. — существенным, поскольку
(3750: 65 000) х 100 = 5,8%.
При существенном отклонении, а также при наличии остатков незавершенного производства и нереализованной готовой продукции на складе сумма отклонения распределяется между счетами 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж».
Методические основы позаказного метода учета иллюстрируются условным цифровым примером.
Пример. На начало периода на складе предприятия находилось материалов на сумму 1230 руб., остатки незавершенного производства — 2500 руб. В начале периода предприятие приобрело основных материалов на сумму 10 000 руб. и вспомогательных — на сумму 2000 руб. Материалы по фактической себестоимости оприходованы на склад предприятия следующей сложной бухгалтерской проводкой:
Д-т сч. 10-1 «Основные материалы» 10 000 руб.
Д-т сч. 10-2 «Вспомогательные материалы» 2000 руб.
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 12 000 руб.
На рис. 3.5 эта операция отражена записями «1)» и «2)».
По предъявлении требования на отпуск материалов со склада были отпущены в производство основные материалы на сумму 11 000 руб. (в том числе на заказ № 1 — 6000 руб., на заказ № 2 — 5000 руб.), вспомогательные материалы — на сумму 700 руб.; материалы отпущены в связи с изготовлением двух заказов — № 1 и № 2.
В бухгалтерском финансовом учете предприятия стоимость переданных в производство основных материалов отражается как незавершенное производство следующей проводкой (см. на рис. 3.5 запись «3)»):
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 10 «Основные материалы» 11 000 руб.
Для организации управленческого учета открываются карточки заказа № 1 и № 2. В них производятся соответствующие записи:
ЗАКАЗ № 1 | ЗАКАЗ № 2 | |
Основные материалы, руб. |
Стоимость вспомогательных материалов как косвенные расходы относят на счет 25 «Общепроизводственные расходы» следующей бухгалтерской проводкой (см. на рис. 3.5 запись «4)»):
Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
К-т сч. 10-2 «Вспомогательные материалы» 700 руб.
В связи с выполнением двух заказов начислена заработная плата основным производственным рабочим — 1000 руб. (в том числе по заказу № 1 — 600 руб., по заказу № 2 — 400 руб.), вспомогательным рабочим — 600 руб.
В финансовом учете эта операция отражается двумя бухгалтерскими проводками (см. на рис. 3.5 запись «5)»):
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 1000 руб.
Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 600 руб.
Заработная плата вспомогательных рабочих отражается в составе общепроизводственных расходов, так как по своему содержанию она является косвенными издержками (см. на рис. 3.5 запись «6)»).
В управленческом учете в карточках заказов делается следующая запись:
ЗАКАЗ № 1 | ЗАКАЗ № 2 | |
Основные материалы, руб. | ||
Заработная плата основных рабочих, руб. |
К этому моменту по дебету сч. 25 «Общепроизводственные расходы» числится 1300 руб. Прочие общепроизводственные расходы предприятия за квартал (оплата коммунальных услуг, арендная плата и др.) ожидаются в сумме 2 000 руб. (см. на рис. 3.5 запись «12)»), т.е. общая сумма общепроизводственных расходов должна составить 3300 руб. В финансовом учете эта сумма оформляется проводкой (см. на рис. 3.5 запись «7)»):
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 3300 руб.
В качестве базы для их распределения между заказами выбрана прямая заработная плата, о чем записано в учетной политике предприятия. Тогда в порядке предварительного распределения на заказ № 1 будет отнесено:
3300: (600 + 400) х 600,0 = 1980 руб., на заказ № 2 — соответственно:
3300: (600 + 400) х 400,0 = 1320 руб.
В управленческом учете в карточки заказов вносится последняя запись и определяется их себестоимость:
ЗАКАЗ № 1 | ЗАКАЗ № 2 | |
Основные материалы, руб. | ||
Заработная плата основных рабочих, руб. | ||
Общепроизводственные расходы, руб. | ||
ИТОГО условно-фактическая себестоимость, руб. |
Продукция закончена производством, сдана на склад, а затем передана заказчику, что оформлено соответствующими накладными.
В соответствии с заключенными договорами договорная цена выполнения первого заказа—12 500 руб., второго заказа—9500 руб. (включая НДС).
В бухгалтерском учете это будет отражено следующими проводками:
1) передача продукции на склад по условно-фактической себестоимости (см. на рис. 3.5 запись «8)»):
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство» 15 300 руб.;
2) продукция отгружена заказчику (по договорной стоимости) (см. на рис. 3.5 запись «9)»):
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка» 22 000 руб.;
3) начислена задолженность бюджету по НДС — выручка для целей налогообложения определяется «по отгрузке» (см. на рис. 3.5 запись «10)»):
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Налог
на добавленную стоимость»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» 3667,4 руб.;
4) списана себестоимость реализованной продукции (см. на рис. 3.5 запись «11)»):
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т сч. 43 «Готовая продукция» 15 300 руб.
По окончании отчетного периода выясняется фактическая сумма общепроизводственных затрат. Рассмотрим два варианта.
Вариант I. Фактическая величина общепроизводственных расходов составила 3800 руб. Это значит, что в течение квартала были сделаны дополнительные записи по дебету сч. 25 «Общепроизводственные расходы» на сумму 500 руб. (см. на рис. 3.5 запись «12а)»). Таким образом, косвенные расходы в течение производственного периода были распределены с недостатком, в результате чего фактическая себестоимость выполненных и сданных заказов в бухгалтерском учете занижена на 500 руб. На ту же сумму завышен и финансовый результат.
Это устраняется путем дополнительной записи в конце отчетного периода (см. на рис. 3.5 запись «13)»):
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 500 руб.
Далее списываем финансовый результат (см. на рис. 3.5 запись «14)»):
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль / убыток от продаж»
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» 2532,6 руб.
Вариант П. Фактические общепроизводственные расходы по результатам квартала составили 2800 руб. Это значит, что предварительно они были распределены с излишком. При этом фактическая себестоимость заказов в бухгалтерском учете оказалась необоснованно завышенной, а финансовый результат, напротив, был занижен. В этом случае записи «13)» и «14)» имели бы иной вид:
а) сторнируется излишне списанная себестоимость заказов (см. на рис. 3.5 запись «13а)»):
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 500 руб.
б) списывается дополнительно выявленный финансовый результат (см. на рис. 3.5 запись «14а)»):
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль / убыток от продаж»
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» 500 руб.
Вернемся к варианту I. При ожидаемой сумме общепроизводственных расходов 3300 руб. погрешность составила 500 руб., а ее процент:
(500: 3300 х 100) = 15,2%, что существенно. Следовательно, правильнее не списывать всю сумму на себестоимость завершенных заказов, а распределить ее пропорционально между счетами «Основное производство», «Готовая продукция» и «Продажи», На первые два счета списание производится пропорционально их конечному сальдо, на счет 90 — пропорционально дебетовому обороту счета до его закрытия. В данном случае коэффициент распределения составит:
500: (2500 + 2300 + 15 300) = 0,0249.
Тогда проводка 13 будет иметь следующий вид:
Д-т сч. 20 «Основное производство» 0,0249 х 2500 = 62,25 руб.
Д-т сч. 43 «Готовая продукция» 0,0249 х 2300 = 57,27 руб.
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
0,0249 х 15 300 =
=380,48 руб.
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 500 руб.