Практическое применение позаказного метода учета




1. На предприятиях (на примере издательства)

Согласно Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности (утверждена приказом Мининформпечати РФ от 28.12.93 г. № 259) в издатель­ской деятельности должен применяться позаказныи метод учета затрат.

В соответствии с этим объектом учета затрат и калькулирования являет­ся отдельный производственный заказ на каждое издание. Фактическая се­бестоимость тиража каждого издания (заказа) определяется после его изготовления. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и непроизводственные расхо­ды — полную издательскую себестоимость. Первичную документацию по всем статьям затрат составляют с обязательным указанием номера издания (заказа). Основой для расчета плановой себестоимости издания является тематический план выпуска литературы.

Рассмотрим расчет себестоимости выпуска продукции редакцией периодического издания, которая является одним из подразделений издательства. Для издательств, выпускающих периодические издания, калькуляционной единицей может являться конкретный номер журнала.

Предварительную себестоимость каждого периодического издания рассчитывают путем составления сметы на издание по следующей номенклатуре статей:

Прямые затраты:

• авторский гонорар с отчислениями за литературные произведения. Опре­деляется исходя из объема оплачиваемых авторских листов и ставки гонорара;

• авторский гонорар с отчислениями за художественно-графические работы. Определяется исходя из плана оформления издания и ставки гонорара;

• затраты на полиграфическое исполнение. Рассчитываются исходя из договорных цен с полиграфическими предприятиями;

• затраты на бумагу, картон и иные материалы. Рассчитываются исходя из их потребности в натуральном выражении и цен поставщиков с включением в них транспортных затрат.

К ним также относится оплата за выполняемые внештатным персоналом работы по рецензированию, редактированию, консультированию и т.п.

Прямые затраты являются переменными, поскольку прямо пропорционально зависят от тиража издания, и учитываются на счете 20 «Основное производство». На этом счете открываются субсчета в соответствии с при­нятыми к производству заказами.

Общеиздательские и редакционные расходы (косвенные расхо­ды). В крупных издательствах общеиздательские расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», а редакционные расходы—на счете 25 «Общепроизводственные расходы».

В состав редакционных расходов включают: расходы на содержание прочего редакционного персонала; расходы на обработку и оформление оригиналов работниками несписочного персонала и др.

Статья «Общеиздательские расходы» состоит из двух частей: расходы на управление издательством и общеиздательские расходы (командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные и пр.).

В небольших издательствах счет 25 не ведется, что связано с ограничен­ной номенклатурой изданий и небольшим штатом редакционных работни­ков. В связи с этим все расходы, не относящиеся к прямым затратам, отра­жаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При этом имеются такие статьи калькуляции, как:

• оплата труда работников издательства с отчислениями. Расчет ведется в соответствии с принятой формой оплаты труда и штатным расписанием;

• арендная плата и содержание помещений. Расчет ведется в соответствии с заключенными договорами с собственниками помещений, занимае­мых издательствами;

• амортизация основных средств. Определяется стоимостью оборудования, находящегося в издательстве, и выбранным в соответствии с ПБУ-6/01 механизмом начисления амортизации;

• затраты на хранение бумаги. Расчет ведется в соответствии с заключенными договорами;

• прочие затраты.

В связи с незначительными размерами расходов прочие затраты можно объединить в одну группу. Сюда относятся почтово-телеграфные, командировочные, консультационные расходы, расходы на канцелярские принадлеж­ности и на охрану помещений, а также расходы по подписке на периодику и т.п. Однако если какой-либо вид затрат занимает весомую часть общехозяй­ственных затрат, то целесообразно выделить его в отдельную статью для планирования и анализа.

Общеиздательские и редакционные расходы являются косвенными. Их распределяют между отдельными заказами пропорционально объему последних, исчисленному в авторских листах. Иногда за базу для распределения косвенных расходов принимается стоимость бумаги и полиграфичес­ких услуг, связанных с изготовлением заказа.

При выпуске журналов все расходы по содержанию редакций журналов ежемесячно включают в себестоимость отдельных номеров журнала: при вы­пуске 12 номеров в год—в размере фактических затрат за месяц; при выпуске 24 номеров в год — в размере фактических полумесячных затрат.

Коммерческие расходы. В издательской деятельности активно используется счет 44 «Расходы на продажу». На этом счете планируются затраты на реализацию продукции по таким статьям калькуляции, как:

• затраты по распространению продукции. Включаются затраты на внесение изданий в каталоги по распространению, рекламные расходы, услуги распространяющих организаций;

• затраты по экспедированию продукции. Используются издательствами, распространяющими продукцию по подписке. Включают обработку тиражей изданий экспедиционными предприятиями в соответствии с тиражными ве­домостями, поступающими от распространяющих организаций;

• затраты по пересылке продукции, т.е. оплата услуг транспортных орга­низаций.

Все виды коммерческих расходов планируются издающей организацией на основании тарифов организаций исполнителей работ и обрабаты­ваемых ими тиражей изданий (приложение 2).

После утверждения составленной сметы в процессе производства проводится сопоставление планируемых показателей с фактическими и выявляются отклонения от плановых показателей, а также анализируются отклонения с привлечением руководителей центров ответственности (руководителей отделов). После сдачи тиража полиграфическим предприятием на склад издательства рассчитывается полная себестоимость выпущен ной продукции путем косвенного распределения редакционных и общеиз­дательских затрат по объектам калькулирования — тиражам изданий.

2. В непромышленных организациях

(на примере учреждения здравоохранения)

В непромышленных организациях существует три подхода к позаказному калькулированию:

1. Выделяется одна статья прямых затрат (обычно трудозатраты), и при­меняется один коэффициент распределения косвенных расходов.

2. Выделяется несколько статей прямых затрат (прямые трудозатраты, ксерокопирование, компьютерное время), и выбирается один коэффициент распределения косвенных расходов.

3. Выделяется несколько статей прямых затрат, и рассчитывается несколько коэффициентов распределения косвенных расходов.

Плановая калькуляция себестоимости медицинской услуги в лечебном учреждении приводится в приложении 3. В данном случае применяется второй из перечисленных выше подходов, т.е. труд, затраченный основными спе­циалистами на оказание медицинской помощи, а также медикаменты, основ­ные материалы и износ медицинской техники относятся к прямым затратам. Все другие статьи расходов считаются косвенными.

По каждой медицинской услуге составляется плановая смета в трудочасах, определяющая потребности в привлечении специалистов. Планируемые пря­мые трудозатраты определяются умножением планового количества часов на расценку. В состав косвенных расходов включают: затраты на содержание уп­равленческого персонала; заработную плату младшего медицинского персона­ла, работников кухни, провизора, кладовщика и т.п.; плату за телефон, комму­нальные услуги и арендную плату; общехозяйственные расходы, связанные с приобретением постельного белья, новой посуды и т.п.

Позаказный учет в медицинском учреждении организуется следующим образом. Заказ открывается при поступлении пациента в клинику. На каждого больного заводится индивидуальная карта, куда заносятся все затраты, которые можно отнести на конкретного больного. Если она не совпадает по времени с концом отчетного периода, то произведенные затраты списыва­ются на незавершенное производство.

При расчете коэффициента распределения косвенных расходов за базу мо­жет быть принято количество дней, проведенное пациентом в клинике. При этом производится оценка среднемесячных косвенных расходов. Затем на ос­новании записей в журнале движения пациентов рассчитывается среднее коли­чество больных, находящихся в клинике во время выполнения закрываемого заказа, на базе этих данных формируется дневная норма отнесения косвенных расходов на одного пациента. Умножая ее на количество дней, проведенных больным в клинике, получаем косвенные расходы, относимые на заказ.

Рассмотрим калькуляцию фактической себестоимости медицинской услуги.

Пример. Пациент поступил в клинику 25 марта и выписался 5 апреля.

Сведения о затратах клиники приводятся в табл. 3.6, причем первые три строки содержат информацию об издержках, непосредственно связанных с ле­чением больного, а последняя, четвертая строка отражает размер совокупных косвенных расходов лечебного учреждения за два анализируемых месяца.

Таблица 3.6

Затраты клиники, руб.

№ строки Показатели Март Апрель
  Медикаменты (по данным складской программы)    
  Продукты питания (по данным складской программы)    
  Заработная плата врачей и медсестер, проводивших операцию и послеоперационную реабилитацию    
  Совокупные косвенные расходы за месяц (по смете)    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: