ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»




От авторов

 

В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу­ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про­движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий лого­педа. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недораз­витие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи­телю-логопеду, так и родителям.

Задачи пособия:

• способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуаль­ного развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про­блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе­нок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред­ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух пред­ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи­ки и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при ус­ловии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте­нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло­жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксиче­ская, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях:

1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук­ты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насеко­мые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

Вашему вниманию предлагается 2-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

• лексики;

• грамматического строя речи;

• связной речи;

• зрительного восприятия;

• зрительно-моторных координации;

• внимания;

• памяти;

• логического мышления.

 

 

Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают:

а)расширение и уточнение предметного словаря ребенка («Что забыл нарисовать художник?», «Назови части тела у животных» и др.);

б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3—4 признака»);

в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом», «Рассмотри рисунки и назови все одним словом», игра «Четвертый лишний»);

г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами (игра «Какую кашу съел Петя?»);

д)образование притяжательных прилагательных («Назови части тела у животных и ответь на вопросы: чей? чья? чье? чъи?);

е)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови все части тела и черты лица ласково»);

ж)образование существительных с ласкательными и увеличительными оттенками (игра «Маленький — огромный»: глазикглазище);

з)согласование прилагательных с существительными в роде и числе (игра «Подбери признак»: Подснежник какой? Мать-и-мачеха какая? Незабудки какие?);

и) согласование числительных с существительными (игра «Один — одна»);

к) составление простых предложений по вопросам и схемам («Составь предложение к схеме для каждого рисунка: Кто это? Что делает? Что?);

л) падежное согласование существительных (игра «У кого — кто?»: «Назови детенышей живот­ных», «Кто чем управляет?»: «Закончи предложения: Летчик управляет...»);

м) составление короткого рассказа по вопросам и серии картин, пересказов («Составь описатель­ный рассказ о зайце по плану: Кто это? Где живет? Жилище. Каков внешний вид? Чем питается? Кто у него детеныши? '». «Внимательно послушай историю «Как дети поздравили маму с праздни­ком». Расскажи по картинкам эту историю»).

Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и зада­ния:

а)для развития зрительного восприятия — «Найди на рисунке тени масок», «Какие предметы спрятались на рисунке»;

б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Что перепутал художник?», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», игра «Угадай птицу по описанию»;

в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;

г) для развития логического мышления — «Догадайся, ориентируясь на план, куда лесник несет елку», «Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик, покажи стрелкой. Расположи клеточки-схемы в том же порядке, что и кораблики», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.

Такие задания, как «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Рас­крась картинки», «Выполни штриховку по образцу», «Дорисуй картинку, соединяя точки», ориен­тированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации. Их наличие является необ­ходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

Не все задания могут быть доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индиви­дуальные возможности детей, должен порекомендовать родителям выполнение определенных уп­ражнений и заданий.

Все упражнения и задания выполняются ребенком с помощью взрослого, который читает зада­ния, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендация­ми логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадыва­ние и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.

В пособии использованы специальные графические схемы для предложений:

 


-— слова-предметы (подлежащее или дополнение, выраженное существительным);

 

 


- — слова-действия (сказуемое, выраженное глаголом);

 

 


-— слова-признаки (определение, выраженное прилагательным);

 

— предлоги (на, под).

 


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Обведи по точкам рисунки животных, раскрась и назови их ласково.

2.Назови части тела у этих животных и ответь на вопросы:

Чей хвост? — Козий, кошачий, собачий.

Чей нос? Чья голова? Чья шея? Чье ухо? Чье туловище? Чье вымя? Чьи глаза? Чьи уши? Чьи копыта? Чьи лапы?

 

3.Рассмотри картинки и назови нарисованных животных. Какое животное не подходит к остальным? Почему? Раскрась все картинки, кроме лишней.

4. Игра «У кого — кто?». Назови детенышей животных.

У кошки кто? — Котенок (котята).

У коровы кто?

У собаки кто?

У овцы кто?

У козы кто?

У лошади кто?

У свиньи кто?

5. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Составь предложение по схеме к каждому рисунку. Для этого ответь на вопросы: Кто? Что делает? Что? Например: Собака грызет кость.

 

Загадки Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком! (Кошка) Идет, идет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е» (Козел)   С бородой, а не старик. С рогами, а не бык. Доят, а не корова. (Коза) Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. (Поросенок) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. (Собака) Голодна — мычит, Сыта — жует, Малым ребяткам молочка дает. (Корова) Он как маленькая лошадь, Он упрямый, но хороший. (Ослик) С подстриженной гривой Скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это?.. (Конь)   Заплелись густые травы, Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый, Даже с завитком рога. (Баран)     Котик Вот какой коташка, Круглая мордашка. И на каждой лапке Коготки-царапки. Все ему игрушки — Кубик и катушка. Котик, точно мячик, По квартире скачет. (О. Высотская)   Корова Ходит-бродит по лужку Рыжая корова. Даст она нам квечерку Молока парного. Саше, Маше и Маринке — Будет всем по полной крынке. Всем попить достанется, И коту останется. (О. Высотская) Кошкин вагон Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон — восемь кошек. Просят у проводника Восемь плошек молока... Проводник Гав-гав смущен. Вход собакам запрещен!  

 

ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Рассмотри картинки и назови нарисованных животных. Раскрась картинки

 

2. Игра «У кого — кто?». Назови детенышей животных.

У зайца кто? — Зайчонок (зайчата).

У лисы кто?

У волка кто?

У медведя кто?

У ежа кто?

У лося кто?

У оленя кто?

У тигра кто?

У слона кто?

У льва кто?

У белки кто?

У кенгуру кто?

 

3. Выполни штриховку фигурки зайца по образцу. Назови части тела зайца и ответь на вопросы: Чей? Чья? Чье? Чьи?

Например: Хвост чей? — Заячий.

 

4. Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3-4 признака.

5. Составь описательный рассказ о зайце по плану:

1. Кто это?

2. Где живет?

3. Какое у него жилище?

4. Каков его внешний вид?

5. Чем он питается?

6. Как называют его детенышей?

 

6. Как ты думаешь, что животные заказали себе на обед в лесном кафе? Проведи стрелки. Раскрась рисунки.

Для этого ответь на вопросы: Кто? Что делает? Что? Например: Белка грызет орехи.

 

Загадки Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж)   Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса)   Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь)   Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка, Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (Заяц)   Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. (Белка) Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)     Стройный, быстрый, Рога ветвисты,   Пасется в тундре весь день. Кто это? (Северный олень)   Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Кто на своей голове лес носит? (Олень)  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: